Вышеславцев Борис Петрович
[15.10.1877-05.10.1954]

  Другие персоны с фамилией Вышеславцев
Другие персоны с именем Борис
Кто родился в этот день 15.10
Кто родился в этот год 1877

       - философ, специалист по этике, социальной философии, истории философии, религии.
       Род. в Москве, в семье присяжного поверенного Московской судебной палаты.
       Окончил юридический факультет Московского университета. Первое время занимался адвокатурой, затем включился в научно-философские исследования. В своем дневнике в 1902 он писал: "Адвокатура процветает, но я читаю Канта... Я все более занимаюсь философией, адвокатуру совсем забросил" (цитата по: "Новый журнал". 1958. Кн. 54. С.158-159). Он вошел в кружок под руководством П.И.Новгородцева. В кружок входили также И.Ильин и Н.Алексеев.
       В 1908 сдал магистерские экзамены при университете, получил звание приват-доцент, командирован на два года за границу для научной работы (Марбургский университет, библиотеки Берлина, Гейдельберга, Рима, Парижа).
       В 1914 защитил магистерскую диссертацию "Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии".
       Читал курс "История политических учений" на юридическом факультете, кроме того, преподавал в Московском коммерческом институте, в Народном университете Шанявского.
       В январе 1917 избран экстраординарным профессором Московского университета. Активный участник созданной Н.А.Бердяевым Вольной академии духовной культуры.
       В 1922 выслан из России. Жил в Берлине, работал в Религиозно-философской академии.
       С серелины 20-х гг. - в Париже. Редактор издательства YMCA-Press. Ближайший участник издания журнала "Путь", руководимого Н.А.Бердяевым. Преподавал нравствственное богословие в Богословском институте в Париже. Один из активных деятелей экуменического движения. Во время Второй мировой войны Вышеславцев жил в Германии. После войны переселился в Швейцарию; скончался в Женеве от туберкулеза.
       Как отмечают А.Поляков и Е.Тимошина ("РЗ". С.157), особое место в творчестве Вышеславцева занимает его магистерская диссертация. В ней был определен круг проблем, которые стали основными впоследствии, и намечены главные направления их решения. Философия Фихте фокусировала в себе три основные темы: "проблема Абсолюта в отношении к бытию", "основное значение этической сферы в человеке" и "проблема свободы в человеке".
       В филосовии Фихте, по Вышеславцеву, нашло свое дальнейшее развитие понятие трансцендентального, оно приобрело значение Абсолюта, к которому становятся неприменимы рациональные категории. По мнению Вышеславцева, основной антиномией философии является антиномия рационального и иррационального. Ее разрешение может быть достигнуто преодолением рационализма, присущего Фихте и Гегелю. В попытке овладеть внерациональной сферой Вышеславцев придавал большое значение интуиции. Как он считал, Абсолютное невозможно раскрыть в рациональных понятиях, но его познание осуществляется прежде всего интуитивно. На этой основе Вышеславцев строил систему этики, выходящую за пределы идеалистической философии. Он полагал, что каждый человек абсолюто-подобен. Поэтому познание мира, как и любое человеческое действие в нем, опирается на реляцию к Абсолютному, которое выше антиномии рационального и иррационального. Выраженные в диссертации собственные философские взгляды позволили В.Зеньковскому считать Вышеславцева одним из "интереснейших представителей философского персонализма". В годы эмиграции усилился интерес Вышеславцева к религиозной философии, вернее к свободному обсуждению религозных проблем. Тяготение к проблеме иррационального и широкое понимание задач философской антропологии сблизили его с психоаналитической школой К.Юнга.
       В 30-х гг. совместно с Э.К.Метнером осуществил русский перевод и издание трехтомника "Избранных работ по аналитической психологии" К.-Г.Юнга. Используя идеи З.Фрейда и К.Юнга, он разработал оригинальную, по мнению многих специальную, теорию ненормативной этики сублимации Эроса - своеобразной этики творчества. В монографии "Этика преображенного Эроса" (1934) Вышеславцев поставил задачу достичь синтеза религии и современной научной философии. Основной тезис этой книги, как полагает В.В.Сапов, можно сформулировать следующим образом: подлинная сублимация (т.е. преобразование эроса и других видов чувственных влечений) возможна лишь при наличии Абсолюта; поэтому системы, в которых Абсолют отрицается (например, фрейдизм и марксизм), заменяют сублимацию "профанацией", т.е. не телесно-физическое возвышают до духофного, а наоборот, духовное низводят до низшего, материального или физиологического уровня ("РФС". С.105-106).
       Вышеславцев считал, что важнейшее место в христианских и философско-антропологических представлениях занимает "проблема сердца". Он подчеркивал, что сердце есть эмоциональное средоточие человеческого духа. По его убеждению, сердце есть сокровенное ядро психики и личности, обладающее вечными ценностями и обеспечивающее особую связь человека с Богом.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:54:20 UTC