AZ-libr.ру

информационный портал





Амфитеатров Егор Васильевич
[06.05.1815-29.05.1888]

  Другие персоны с фамилией Амфитеатров
Другие персоны с именем Егор
Кто родился в этот день 06.05
Кто родился в этот год 1815

       - историк эстетики и литературовед.
       Род. в семье приходского священника.
       Окончил Петербургскую Духовную академию.
       Профессор Московской Духовной академии (1844-1888), где читал курсы всеобщей и русской словесности.
       Амфитеатров - один из первых русских историков эстетики. По определению Амфитеатрова, эстетика есть учение о красоте и искусстве, философии прекрасного. Лучший способ ее изучения - история.
       Амфитеатров показывает, что через всю историю эстетики, начиная с античности, проходит противостояние объективизма и субъективизма, реализма и формализма в понимании сущности прекрасного. Реализм (содержательная трактовка красоты), идущий от Платона, вытекает из философии монизма, а формализм (трактовка красоты как формы), восходящий к Аристотелю,- из философии индивидуализма. Индивидуализм, в отличие от монизма, поясняет Амфитеатров, в основание мира полагает не одну субстанцию, а множество, и мир явлений признает происходящим из этого множества (Исторический очерк учений о красоте и искусстве. Харьков, 1890. С.33). "Из борьбы этих двух воззрений образуется целость истории философии красоты и искусства, точно так же как борьба монизма и индивидуализма исчерпывает собою историю философию вообще" (там же).
       Сам Амфитеатров, хотя четко не определял собственных эстетических основоположений, больше склонялся к "линии Аристотеля".
       Амфитеатров в духе русского синтезирующего философствования старался преодолеть односторонность объективизма и субъективизма в эстетике: "...объективность художеств, творения не в том состоит, что оно неприменимо к субъекту, но в том, что так создано, что в определенном субъекте способно производить определенные действия, независимо от того, действительно ли оно производило и производит их" (Там же. С.44). Критически оценивая эстетику неоплатонизма как крайне реалистическую, А., однако, считал, что она оказала огромное влияние на эстетику Нового времени, особенно нем.; прежде всего учением о красоте как наглядно выраженной идее.
       Амфитеатров полагал, что время с III по XVIII века - это широкий пробел в истории эстетики, главная причина которого - исключительное употребление искусства для церковных целей и связанное с этим отрицание сколь-нибудь самостоятельного значения красоты.
       Амфитеатров высоко ставил заслуги Канта и его школы в разработке субъективной стороны науки о красоте и искусстве, особенно ценил эстетику Шиллера. Но кантовский субъективизм, по мысли Амфитеатрова, вел к умалению достоинства прекрасного. Не удовлетворяет Амфитеатрова и объективно-идеалистическая эстетика Шеллинга и Гегеля. Ее реалистическая направленность способна, по Амфитеатрову, нанести большой урон искусству. Главное достижение эстетики Гегеля Амфитеатров видел в тонком и точном определении смысла "избитого" выражения "красота - идея в явлении". Диалектический метод и "прогрессизм" привели, по мысли Амфитеатрова, Гегеля к заключению, что современный человек уже не испытывает серьезной потребности в искусстве как чувственной форме знания, ему нужно собственно знание - философские концепции Гегеля, считает Амфитеатров, противостоит чисто формальная эстетика Гербарта. Но последний, отрицая всякое внутреннее значение красоты, "унизил ее достоинство и значение" (Там же. с.177).
       Амфитеатров резко выступал против утилитаризма в эстетике, нигилистического по отношению к красоте, подчеркивая, что идеал красоты утилитаристов - верх комфортабельности, а бесполезная красота для них - праздная забава для праздных людей. "Не к чести нашей русской философии..,- писал Амфитеатров,- это новое учение, выраженное в такой резкой форме, есть самородное изделие русских умов. Впервые появилось оно... в известной магистерской диссертации Чернышевского..." (Там же. С. 178). Высшие потребности человечества - не в удобном, а в прекрасном, без красоты и искусства человек вернулся бы к первобытной дикости. Прекрасное есть "мировое явление и один из могущественнейших факторов свободно-разумной жизни человечества".

Литература и другие источники информации








  Оглавление
Начало раздела
 

Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:03:18 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"