Амфитеатров Александр Валентинович
[26.12.1862-26.02.1938]

  Другие персоны с фамилией Амфитеатров
Другие персоны с именем Александр
Кто родился в этот день 26.12
Кто родился в этот год 1862

       [14(26).12.1862, Калуга — 26.2.1938, Леванто, Италия]
       — прозаик, публицист, фельетонист, критик, драматург.
       Родился в семье протоиерея В.Н.Амфитеатрова, известного проповедника и автора трудов по ветхозаветной истории.
       В 1861 окончил 6-ю московскую гимназию с золотой медалью, в 1885 — юридический факультет Московского университета. Еще студентом Амфитеатров начал сотрудничать в юмористических журналах «Будильник», «Осколки», где познакомился с А.П.Чеховым, которому впоследствии посвятил мемуарный очерк и рассказ «Сыщик». Начало своей профессиональной журналистской деятельности сам Амфитеатров связывал с тифлисской газетой «Новое обозрение» (1889-91).
       В 1891-99 — постоянный фельетонист газеты «Новое время», издававшейся А.С.Сувориным. Одновременно выступает как беллетрист: повесть («этюд») «Алимовская кровь» (1884), романы «Людмила Верховская» (1890), «Жар-цвет» (1895) и др.
       В 1899 в результате «мучительного нравственного перелома» и разочарования в «охранительстве и национализме» Амфитеатров порывает с Сувориным и начинает издавать (совместно с В.М.Дорошевичем и при финансовой поддержке С.И.Мамонтова) газеты «Россия» радикального направления. 14 янв. 1902 за фельетон «Господа Обмановы» — острый памфлет на царствующий дом Романовых — газета была закрыта, А. выслан в Минусинск. В этот период по свежим впечатлениям Амфитеатров создает цикл очерков «Сибирские этюды», которые критика, отмечая бойкость авторского пера и значительность обрисованных характеров, сравнивала с «Сибирскими очерками» Д.Н.Мамина-Сибиряка.
       В 1903 Амфитеатрову было разрешено поселиться под Петербургом, и он сразу же включается в журналистскую работу. Однако за публикацию в газете «Русь» (1904. 27 апр.) статьи в защиту студентов Горного института, обвиненных в прояпонских настроениях, Амфитеатров вновь высылают в Вологду. В 1904 он получает разрешение на выезд за границу.
       В Париже деятельность Амфитеатров связана с Русской школой общественных наук: он читает курс лекций по истории Древнего Рима и русскому общественному движению.
       В 1906-1907 издает журнал «Красное знамя» антимонархической направленности.
       В 1906-1916 живет в Италии, где его дом в Кави, затем в Леванто становится одним из центров революционной эмиграции. В эти годы Амфитеатров — постоянный корреспондент А.М.Горького, вместе с которым руководит выходившим в России журнале «Современник», призванным объединить силы революционной демократии. Однако сам Амфитеатров является скорее носителем общего духа революционности, чем сторонником определенной партийной программы.
       Творчество Амфитеатрова-беллетриста развивалось под знаком позитивизма и натурализма, и определение «маленький русский Золя», данное Амфитеатрову одним из критиков (Бюллетень литературы и жизни. 1911. №4. С.134), точно указывает на то место, которое занимало его творчество в ряду литературных явлений своей эпохи. «Воспитанный в материалистическом мировоззрении, позитивист до мозга костей своих,— декларировал Амфитеатров свои убеждения,— я не только признаю, но и проповедую широчайшую свободу и власть художественных захватов в реалистическом искусстве. Нет рискованных тем, нет рискованных сюжетов» (Против течения. Пг., [Б.г.]. С.12). Объектом внимания Амфитеатров становятся вопросы, широко обсуждавшиеся в обществе. Проблема женского равноправия — в центре «публицистического романа» «Виктория Павловна»; межсословным бракам, разрушающим принятые социальные установления, посвящена серия рассказов, объединенных в сборнике «Бабы и дамы»; проституция как социально-психологическая проблема обсуждается в документально-публицистической книге «Марья Лусьева»; психологические мотивы преступления анализируются в романе «Отравленная совесть» и в целом ряде рассказов. «Человеческий документ», «частный случай» — необходимая основа беллетристического произведения, считает Амфитеатров, называя себя «писателем без выдумки». В предисловии к сборнику «Случайные рассказы» (СПб., 1890) он писал: «Я назвал их (рассказы) случайными ввиду того, что фабулы большинства их основаны на действительно житейских случаях, с какими мне приходилось встречаться или о каких приходилось слышать в своих скитаниях по белому свету». Амфитеатрова-писателя, «охотника до странных характеров, исключительных положений и настроений», привлекает человек в своих неординарных поступках, в «странных», порой патологических проявлениях. В соответствии с позитивистской доктриной художественное исследование личности строится у Амфитеатрова с опорой на научное — опытное — знание. В сборнике «Психопаты. Правда и вымысел» (1893), «Грезы и тени» (1896) сделаны попытки «научно» объяснить медиумические явления, гипноз, детально описать галлюцинаторные состояния. «Мало творчества, зато много дилетантской медицины»,— замечал В. Львов-Рогачевский, упрекая писателя в увлечении натуралистическими описаниями в ущерб художественности (Львов-Рогачевский В.— С.117).
       Известность Амфитеатрову принесли многотомные романы — семейные хроники. В это, по словам критика А.А.Измайлова, «огромное литературное предприятие» под названием «Концы и начала. Хроника 1880-1910 годов» вошли романы «Восьмидесятники» (1907), «Девятидесятники» (1910-11), «Закат старого века» (1910), «Дрогнувшая ночь» (1914). Эти романы, а также серия «Сумерки божков» и задуманные, но не написанные «Шестидесятники» и «Семидесятники» должны были составить, по замыслу Амфитеатрова, «картину русской интеллигентско-дворянской эволюции и демократизации с николаевских времен по наше» (Письмо А.Измайлову от 19 мая 1911 // РО ИРЛИ. Ф.115.). Амфитеатров прослеживает судьбы семейных родов, приходящих к упадку. Над его героями, как рок, тяготеет наследственность, и это придает их судьбам и поступкам трагический оттенок. Главное для Амфитеатрова — показать социально-психологическое «лицо эпохи», дать обобщающий образ времени, изобразить предельно широкий фон российской действительности, оставляя в стороне психологический анализ.
       Склонность Амфитеатрова к созданию масштабных романных повествований не помешала ему заявить о себе как умелом мастере «малого» жанра — рассказа, анекдота, сказки. Здесь особенно заметно проявился талант Амфитеатрова-быто-писателя, его чуткость к живому слову, владение различными стилевыми манерами. Писателя привлекает поэтическое творчество разных народов, особенно интересуют его истоки народных верований, реликты язычества, сохранившиеся в народном сознании и быту. В предисловии к сборнику «Красивые сказки» (СПб., 1908) Амфитеатров писал: «Я не был бы "восьмидесятником", если бы не посвятил несколько лет своей молодости изучению фольклора и сравнительной мифологии... Интересовали меня преимущественно те народные верования и предания, в которых звучали пантеистические и гуманистические ноты».
       Обширно наследие Амфитеатров — литературного и театрального критика, остроумного, эрудированного, Амфитеатров — автора мемуарных очерков, в которых даны запоминающиеся портреты Л.Н.Толстого, А.М.Горького, Л.Н.Андреева, Саши Черного, многих других знаменитых и малоизвестных деятелей русской культуры. Амфитеатров предпринимает грандиозные историко-беллетристические реконструкции прошлых эпох, обращаясь к периоду правления императора Нерона («Зверь из бездны», 1911-14) и проводя при этом историко-культурные параллели между Римом эпохи упадка и современной Россией.
       Творчество Амфитеатрова не оставляло современников равнодушными. Свидетельством тому — многочисленные отклики и рецензии на его произведения. Даже 3.Н.Гиппиус, критик символистского направления, не разделявшая мировоззренческих и эстетических устремлений Амфитеатрова, вынуждена была отметить «несомненную даровитость» писателя, «сочность», «гибкость» его слога (Новая жизнь. 1912. №11). А.Измайлов ценил Амфитеатрова за его «неизгладимую любовь к русской старине, <...> к славянщине, к старым словам, от которых пахнет кипарисом древних икон, ароматом ладана и талым воском» (Измайлов А.— С.164). Он же почувствовал то «жизнерадостное эллинство», которым проникнуты произведения Амфитеатрова и которое придает энергию его повествовательной манере.
       В 1911-1916 выходит 37-томное СС Амфитеатрова.
       Только в 1916 Амфитеатров вернулся в Россию. Возглавлял публицистический отдел газ. «Русская воля», редактировал сатирический журнал «Бич». В февр. 1917 за публикацию «Этюдов», содержащих критику в адрес министра внутренних дел А.Д.Протопопова, был выслан в административном порядке в Иркутск. Однако Февральская революция дала возможность Амфитеатрову возвратиться в столицу. Октябрьскую революцию Амфитеатров не принял и антибольшевистскую позицию сохранил до конца жизни.
       В 1919-21 трижды арестовывался ВЧК.
       23 авг. 1921 бежал вместе с семьей за границу (на лодке через Финский залив). После непродолжительного пребывания в Гельсингфорсе, Берлине и Праге Амфитеатров возвращается в Леванто в свой дом на берегу Генуэзского залива. Творчество Амфитеатрова не претерпевает принципиальных изменений. Он продолжает работу над семейными хрониками («Сестры», «Вчерашние предки»), переиздает ранее написанное, варьирует уже разработанные темы (сб. рассказов «Зачарованная степь»). О своей жизни в революционном Петрограде Амфитеатров рассказал в книге очерков «Горестные заметы» (Берлин, 1922). Амфитеатров предпринимает опыт переложения русских повестей XVII в. о Соломонии Бесноватой, Савве Грудцыне, сказания о Петре и Февронии, а также компилятивного изложения славянских верований, объединив этот материал в сб. «Одержимая Русь. Демонические повести XVII века» (Берлин, 1929). Название сборника, в основе которого по-прежнему лежал излюбленный Амфитеатров «человеческий документ», проецировалось и на недавние события в России.
       Вопрос о возвращении на родину никогда не вставал перед писателем. В письме к литератору Д.А.Лутохину от 27 дек. 1923 он утверждал: «...если в эмиграции останется только один человек — это буду я» (РО ИРЛИ. Ф.592). Политические взгляды Амфитеатров постепенно смещаются «вправо» вплоть до признания фашистского режима Муссолини. Амфитеатров со свойственным ему темпераментом откликается буквально на все явления общественной и политической жизни, рассылая свои многочисленные статьи и мемуарные заметки в центры русской диаспоры. Однако его творчество остается на периферии литературного процесса Русского зарубежья. Вдали от родины и не примиренный с ней отметил Амфитеатров полвека своей писательской деятельности. В юбилейной статье И.С.Шмелев проникновенно сказал о многосторонности дарования Амфитеатрова, широте его писательской натуры: «Он и романист, и публицист, и историк, и драматург, и лингвист, и этнограф, и историк искусства и

Дети:
      Амфитеатров-Кадашев Владимир Александрович [07.09.1888-23.02.1942] - публицист, прозаик, драматург, критик, переводчик

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

  Оглавление
Начало раздела
 

Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:03:18 UTC