ВВЕДЕНИЕ

       История вся состоит из действий личностей — личностей конкретных, а не абстрактных. Но минимальные, самые первоначальные знания о роли той или иной личности в историческом процессе может дать только биографический справочник.
       В российской историографии была славная традиция выпуска разнообразных биографических справочников от святых, канонизированных церковью, до полководцев средней руки, имевших только одну заслугу перед Отечеством — свое воинское звание. После прихода к власти большевиков эти устои российской науки были преданы забвению.
       Нельзя сказать, что в этой области совсем ничего не было сделано. Издавались биографические словари писателей, деятелей науки и культуры. Биографические справки об отдельных партийных и государственных деятелях помещались в энциклопедических изданиях. А после каждого съезда КПСС, начиная с 22-го, биографические справки на членов и кандидатов в члены ЦК КПСС, членов Центральной Ревизионной Комиссии ЦК КПСС регулярно печатались в ежегодниках Большой советской энциклопедии. Однако все эти публикации, во-первых, изобиловали многими умолчаниями и неточностями, а, во-вторых, не охватывали весь круг высшей партийно-государственной номенклатуры, не показывали основные вехи жизни руководителей после ухода с номенклатурной должности.
       Отношение правящей партии к полному освещению истории, объективной оценке роли всех личностей исторического процесса всегда было негативным, а ученые пытавшиеся проникнуть в эту тайну подвергались соответствующей проработке в партийных инстанциях от первичной ячейки — партийной группы до боевого штаба — Центрального Комитета КПСС. Так например, в третье издание Большой Советской Энциклопедии ученые предлагали включить статьи о лидерах "антипартийных оппозиций и группировок". Однако аппарат ЦК КПСС посчитал их излишними и не нужными для советских людей1 {См.: Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ, бывш. ЦХСД), ф. 89, оп. 17, д. 29, л.1-5.}.
       Кое-что началось меняться в последнее время. По примеру ежегодных международных изданий типа "Who's who" в 1993 году издательский дом "Новое время — Все для Вас" выпустил справочник "Кто есть кто в России и в ближнем зарубежье" с целью помочь сориентироваться в спектре имен современных деятелей России и бывших республик бывшего Советского Союза. Московское издательство "Книжная палата" в 1993г. выпустило биографическую энциклопедию "История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца 17 века", в которой в небольших биографических очерках изложены основные этапы жизненного пути 41 деятеля России.
       За период 1917—1990гг. в нашей стране на русском языке было напечатано около пяти тысяч книг и монографий, документальных публикаций, работ видных деятелей советского государства, трудов советских историков, статей и докладов по истории государственных учреждений СССР1 {См.: Коржихина Т.П. История государственных учреждений: Материалы к источниковедению и историографии. М.: РГГУ, 1992.}. История государственных учреждений СССР давно уже является самостоятельной учебной и научной дисциплиной, основная задача которой состоит в том, чтобы дать "необходимые знания в области истории развития государственного аппарата в целом в определенные исторические периоды, а так же историю отдельных учреждений как фондообразователей Государственного архивного фонда СССР2 {Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. "История". М.: Высш. шк., 1986. С.3.}.
       Попытки дать систематическое изложение истории государственных учреждений СССР в свое время предпринимались отдельными исследователями: А.А.Нелидовым, В.А.Цикулиным и другими3 {Нелидов А.А. История государственных учреждений СССР. 1917 — 1936. М.: МГИАИ, 1962; Цикулин В.А. История государственных учреждений СССР. 1936 —1965. М.: МГИАИ, 1966.}. В этих работах большое внимание уделено теоретическим вопросам советского государственного строительства, раскрыты основные этапы развития советского государственного аппарата. При этом авторы одновременно рассматривали центральные и местные органы отраслевого управления, общесоюзные и республиканские органы государственной власти и государственного управления. В основе этих работ лежала противоречивая идея соединения справочника с учебным пособием и они были в значительной мере ориентированы на практических работников архивов, а не на любителей отечественной истории.
       В 1976 году вышла в свет объемом в 197 страниц работа Т.П.Коржихиной "Справочник по истории государственных учреждений СССР". В этом справочнике наряду со структурой органов власти и управления, со ссылкой на юридический документ, приводятся фамилии, инициалы и сроки пребывания в должностях руководителей этих министерств и ведомств. Однако, во-первых, эти данные естественно уже устарели и нуждаются в обновлении. Во-вторых, из-за отсутствия в то время доступа к архивным материалам бывшего КГБ СССР даты пребывания в должностях народных комиссаров и министров, подвергшихся необоснованным репрессиям, не точны. И наконец, отпечатанный на ротаторе с грифом "Для служебного пользования" он предназначался для работников архива и, конечно, не был известен не только широкому кругу читателей, но и многим историкам-специалистам4 {Краткий перечень органов власти и управления СССР и их руководителей (1923—1991) приведен в приложении к книге: Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917г. — декабрь 1991 г.: Учеб. для вузов по спец. "История". 2-е изд., перераб. и доп. М.: РГГУ, 1994. С. 382-417.}.
       Составители Советской исторической энциклопедии впервые предприняли попытку назвать всех глав правительства СССР и их заместителей5 {См.: Советская историческая энциклопедия. т.13. Ст. 112.}. Однако в этой статье перечислены не все заместители председателя Совета Министров СССР, и, кроме этого, имеется ряд ошибок в датах пребывания в должности отдельных заместителей председателя Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР, вызванных в первую очередь трудностями с получением подлинных Указов и постановлений высших органов государственной власти страны.
       В вышедшем недавно Всемирном биографическом энциклопедическом словаре1 {Всемирный биографический энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И.Бородулин, Н.М.Кузнецов, Н.М.Ланда и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.}, включающем свыше 25 тысяч статей об исторических и современных деятелях различных стран и народов мира имеются только 202 статьи о членах правительства СССР, что составляет около 25% от их списочного состава.
       Российский историк Л.Е.Бонюшкина заявила в 1991 году о проекте создания базы данных "Персональный состав Совнаркома (1917—1941гг.)", который предусматривает сбор и занесение в память компьютера разнообразных биографических сведений из различных источников, находящихся в архивных фондах ГАРФ (бывший ЦГАОР СССР), РГАСПИ (бывший ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС), а так же в опубликованных материалах о наркомах, их заместителях, членах коллегий наркоматов. База данных должна иметь открытый характер, предусматривающий введение дополнительных сведений по мере их выявления. Одним из направлений использования созданной базы данных объявлено решение информационно-справочных задач, получение справок о биографиях членов СНК2 {См.: Метод в историческом исследовании // Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной школы-семинара. Минск, 21-25 октября 1991г. Минск, 1991. С.150-151.}.
       Удачной можно считать книгу сотрудника Архива Президента Российской Федерации А.Д.Чернева3 {Чернев А.Д. 229 кремлевских вождей. Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК Коммунистической партии в лицах и цифрах. Справочник. М.: Редакция журнала "Родина", Научный центр "Руссика". 1996.}, посвященную анализу деятельности высших партийных органов страны.
       Таким образом историографический анализ показывает, что в настоящее время отсутствует справочно-биографическое издание о представителях высшего эшелона государственной власти СССР.
       Цель этой книги, которую Вы сейчас держите в руках, состоит в том, чтобы ознакомить Вас не только со структурой высших органов власти и управления СССР, но и с краткими биографиями членов правительства СССР не зависимо от срока пребывания в министерском кресле. Вы здесь найдете биографическую справку и на Л.В.Шебаршина, исполнявшего обязанности председателя КГБ СССР один день, и на А.И.Микояна, проведшего в высших коридорах власти более пятидесяти лет.
       Союз Советских Социалистических Республик как государство был образован 30 декабря 1922 года в результате Договора между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР), Украинской Социалистической Советской Республикой (УССР), Белорусской Социалистической Советской Республикой (БССР) и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой (ЗСФСР — Грузия, Азербайджан и Армения), принятого I съездом Советов Союза ССР в Москве.
       Решение об образовании СССР и вхождении в него соответствующих Советских Республик было принято 13 декабря 1922 года Первым Закавказским съездом Советов; 13 декабря 1922 года Седьмым Всеукраинским съездом Советов; 18 декабря 1922 года Четвертым съездом Советов БССР и 26 декабря 1922 года Десятым Всероссийским съездом Советов4 {См.: История Советской Конституции. (В документах). 1917—1956гг. / Сост. А.А.Липатов, Н.Т.Савенков. М.: Госюриздат, 1957. с.383-398.}. Высшие органы власти и управления СССР начали формироваться на второй сессии Центрального Исполнительного Комитета СССР первого созыва в июле 1923 года1 {См.: История Советской Конституции. с.421-424.}.
       Договор об образовании Союза ССР определял основания союзного договора, структуру верховных органов власти, а так же сохранил за каждой из союзных республик право свободного выхода из Союза. 13 мая 1925 года в результате размежевания Советских Республик в Средней Азии в Союз ССР были приняты Узбекская Советская Социалистическая Республика и Туркменская Советская Социалистическая Республика. 5 декабря 1929 года непосредственно в состав Союза ССР вошла Таджикская Советская Социалистическая Республика. По Конституции СССР, принятой Чрезвычайным Восьмым съездом Советов СССР 5 декабря 1936 года, ЗСФСР была ликвидирована и кроме выше перечисленных девяти Союзных Республик в союзное государство так же вошли Казахская и Киргизская Советские Социалистические Республики. 31 марта 1940 года Карельская Автономная ССР была преобразована в Карело-Финскую ССР. 2 августа 1940 года была образована Молдавская ССР. 3 августа 1940 года в СССР была принята Литовская ССР, 5 августа 1940 года — Латвийская ССР, а 6 августа 1940 года — Эстонская ССР. 16 июля 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР и включена в состав РСФСР2 {См.: История Советской Конституции. С. 547-548, 610-612, 728-730, 810-811, 813-815, 934.}.
       6 сентября 1991 года Государственный Совет СССР признал независимость и выход из СССР Литовской Республики, Латвийской Республики и Эстонской Республики3 {Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. №37.Ст.1091-1093.}.
       8 декабря 1991 года в Белоруссии руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в котором констатировано, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование"4 {Известия. 1991. 9 декабря.}. 10 декабря 1991 года Верховные Советы Республики Беларусь и Украины, а 12 декабря 1991 года и Верховный Совет РСФСР денонсировали Договор об образовании СССР, утвержденный первым съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года в городе Москве. В эти же дни парламенты Республики Беларусь, РСФСР и Украины ратифицировали Соглашение о создании СНГ.
       21 декабря 1991 года независимыми государствами Азербайджанской Республикой, Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией (РСФСР), Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной была подписана Алма-Атинская декларация, в которой указывалось, что "с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование"5 {Известия. 1991. 23 декабря.}.
       Договор об образовании СНГ был ратифицирован Верховными Советами (парламентами) Республики Беларусь и Украины — 10 декабря, Российской Федерации — 12 декабря 1991, Республики Казахстан — 23 декабря, Республики Таджикистан — 25 декабря, Республики Кыргызстан — 26 декабря, Туркменистана — 26 декабря, Республики Узбекистан — 27 декабря 1991 года, Республики Армения — 5 января 1992 года, Азербайджанской Республики — 29 сентября 1993 года. 23 октября 1993 г. глава государства Республики Грузия подписал Указ о вступлении Грузии в СНГ. Парламент Республики Молдова — договор не ратифицировал.
       25 декабря 1991 года Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия. Декларация Совета Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием СНГ от 26 декабря 1991 года констатировала, что "с созданием СНГ Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование"1 {Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. №52. с.2058-2059.}.
       Таким образом, хронологические рамки работы определяются с 30 декабря 1922 года по 26 декабря 1991 года.
       В органы государственной власти, рассматриваемые в работе, включены только те из них, которые создавались высшим законодательным органом страны и руководители которых утверждались парламентом. Поэтому среди органов власти читатель не найдет некоторых управлений и комитетов, работавших при правительстве и создававшихся им в соответствии с Конституцией СССР (например, Спецкомитет, Главкислород и т.п.).
       Документальную основу работы составили Законы СССР и Постановления Центрального Исполнительного Комитета СССР, Всесоюзных съездов Советов, Съездов народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, Указы и Постановления Президиума Верховного Совета СССР, опубликованные в стенографических отчетах и официальных изданиях высших органов государственной власти — "Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР", "Собрание законов и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства СССР" (в дальнейшем — СЗ СССР), "Собрание постановлений и распоряжений Совета Министров СССР" (в дальнейшем — СП СССР), "Ведомости Верховного Совета СССР" (в дальнейшем — ВВС СССР), "Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР" (в дальнейшем — ВСНД и ВС СССР), а так же опубликованные в изложении в центральных газетах "Правда" и "Известия".
       В тех случаях, когда нормативный акт не был опубликован, дается ссылка на подлинник, хранящийся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), образованном на базе Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР) или на нормативный документ соответствующего наркомата (министерства), хранящийся в Российском государственном архиве экономике (РГАЭ), бывшем Центральном государственном архиве народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР). Если решение было принято Государственным комитетом обороны СССР, то ссылка дается на Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), бывший Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ЦПА ИМЛ), где хранятся эти документы.
       Все даты проверены по архивным материалам и косвенным источникам. Так, например, в центральной печати 7 марта 1953 года было опубликовано Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР и ВЦСПС по организационным вопросам без указания даты его принятия. Так же без даты и подписей оно было опубликовано в "Ведомостях Верховного Совета СССР"2 {См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1953. №2.}. В фондах Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР Государственного архива Российской Федерации не удалось обнаружить ни подлинники, ни копии этого постановления. Поэтому длительное время дата принятия этого постановления определялась как 6 марта 1953 года. И лишь после открытия партийных архивов удалось установить, что совместное заседание Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Президиума Верховного Совета СССР состоялось 5 марта 1953 года с 20 час. 00 мин. до 20 час. 40 мин.1 {См.: Известия ЦК КПСС. 1991. М.: 1. С. 160. Полностью протокол этого совместного заседания Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР опубликован в журнале "Источник". (1994. №1. С. 107-111).}.
       При подготовке биографических справок на руководителей органов государственной власти наряду с архивными материалами (личные дела, трудовые книжки, учетные карточки членов КПСС и т.д.) использовались труды отечественных исследователей по изучению персоналий советского периода.
       Работа состоит из двух разделов и указателя. В первом разделе излагаются данные об органе власти или управления с указанием правового документа образования, ликвидации или преобразования; фамилия, имя и отчество руководителя, дата назначения (первая строка), снятия с должности (вторая строка) и источник этой информации. Если напротив даты снятия написано "Арестован", то это означает, что народный комиссар (министр) был арестован в должности, то есть постановление или указ о снятии с должности были оформлены задним числом или вообще не оформлялись.
       Во втором разделе приводятся краткие биографические данные на всех лиц, упомянутых в первом разделе по форме: фамилия, имя и отчество; дата и место рождения; дата и место смерти; национальность; социальное происхождение; образование; партийность; служебная или общественная деятельность; государственные награды и место захоронения.
       Даты рождения деятелей, относящиеся к дореволюционной России, даются как правило по двум календарным стилям — старому и в скобках новому (григорианскому). Даты рождения начиная с 14 февраля (1 февраля старого стиля) 1918г. даются по новому стилю.
       Для унификации информации указывается "член Коммунистической партии", хотя надо иметь в виду, что в марте 1898 — апреле 1917г. существовала РСДРП, в апреле 1917 — марте 1918г. — РСДРП(б); в марте 1918 — декабре 1925г. — РКП(6), в декабре 1925 — октябре 1952г. — ВКП(б) и с октября 1952г. — КПСС. Кроме того для этих же целей указывается Государственная премия СССР, хотя надо иметь в виду, что так она стала называться с 1967 года, а в период 1940—1956 гг. вручалась Сталинская премия трех степеней. В 60-е годы значки и дипломы лауреатов Сталинской премии были заменены на значки и дипломы лауреатов Государственной премии СССР.
       Срок полномочий Верховного Совета СССР составлял: 1-го созыва с 12.12.1937 по 10.02.1946г.; 2-го — 10.02.1946 - 12.03.1950г.; 3-го — 12.03.1950-14.03.1954г.; 4-го — 14.03.1954-16.03.1958г.; 5-го — 16.03.1958-18.03.1962г.; 6-го — 18.03.1962-12.06.1966г.; 7-го — 12.06.1966-14.06.1970г.; 8-го — 16.06.1970-14.06.1974г.; 9-го — 16.06.1974-4.03.1979 г.; 10-го — 4.03.1979-4.03.1984 г.; 11-го — 4.03.1984 - 26.03.1989г. Срок полномочий народных депутатов СССР начался с 26 марта 1989г.
       Биографические справки составлены на основе изучения личных дел руководителей, которые хранятся в государственных и ведомственных архивах, а так же уголовных и надзорных дел, хранящихся в Центральном архиве Федеральной службы безопасности Российской Федерации, архиве Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в архиве Главной военной прокуратуры Российской Федерации.
       В случае уголовной репрессии того или иного руководителя приводятся статьи Уголовного кодекса РСФСР, принятого 2-й сессией ВЦИК 12-го созыва 22 ноября 1926 года и введенного в действие с 1 января 1927г. А с последующими дополнениями и изменениями, который действовал до 1960г. Содержание статей представлено в таблице:

Статья УК Содержание уголовной нормы
17 соучастие в подготовке или совершении преступления
19 покушение на какое-либо преступление и приготовление к преступлению
58-la измена Родине, совершенная не военнослужащим
58-16 измена Родине, совершенная военнослужащим
58-2 Вооруженное восстание или захват власти в центре или на местах с целью отторгнуть от СССР какую — либо часть ее территории
58-6 Шпионаж
58-7 подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации
58-8 совершение террористических актов
58-9 Разрушение или повреждение с контрреволюционной целью государственного или общественного имущества
58-10 антисоветская пропаганда и агитация
58-11 организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению контрреволюционных преступлений
58-13 активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной или секретной должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны
128"а" выпуск недоброкачественной или некомплектной промышленной продукции
154"а" ч.2 мужеложество, совершенное с применением насилия или с использованием зависимого положения потерпевшего
193-17"а" злоупотребление властью, превышение власти, бездействие власти, халатное отношение к службе лица начальствующего состава РККА

       В предметном указателе приведены данные об органах власти и управления, упоминаемых в первом разделе с указанием страницы, где изложена информация о них. Завершается книга именным указателем.
       Автор выражает свою благодарность сотрудникам государственных и ведомственных архивов Гончарову А.Г., Горской Г.В., Какурину А.И., Мельчину С.А., Павловой Т.Ф., Постниковой М.А., Сомоновой С.В., Томилиной Н.Г., Тюриной Е.А., Цветкову В.М., Черневу А.Д. за большую помощь в работе над настоящей книгой.
       Автор будет признателен за конструктивную критику своей работы и внимательно отнесется ко всем уточнениям и предложениям по улучшению качества содержания справочника.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 17:20:38 UTC