КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЧАСТИ ПЕРВОЙ

Статья 225. Бесхозяйные вещи
       1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
       2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
       3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
       По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
       Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

комм. Рубанов А.А.

       1. Комментируемая статья посвящена двум проблемам, которые связаны друг с другом лишь поверхностно. Первой из них является введение в гражданское право понятия бесхозяйной вещи. Бесхозяйная вещь — это понятие, которое охватывает четыре других понятия, а именно понятие движимых вещей, от которых собственник отказался (ст.226 ГК), понятие находки (ст.227 ГК), понятие безнадзорных животных (ст.230 ГК) и понятие клада (ст.233 ГК). Таким образом, понятие бесхозяйной вещи является родовым понятием по отношению к четырем названным понятиям. Ими исчерпывается его содержание.
       Одновременно п.1 комментируемой статьи дает легальное определение бесхозяйной вещи. Определение дается посредством перечня, куда включены три вида вещей, признаваемых бесхозяйными: вещь, которая не имеет собственника; вещь, собственник которой неизвестен; вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
       Этот перечень шире того содержания, которое комментируемая статья вкладывает в понятие бесхозяйной вещи. В соответствии с ним, в частности, является бесхозяйным наследственное имущество на протяжении срока, проходящего между открытием наследства (ст.1113 ГК) и моментом его принятия наследниками (ст.1152 ГК). Кроме того, поскольку право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст.219 ГК), вновь созданные здания, сооружения не имеют собственника. Поскольку право собственности на них не возникло, не существует и лица, являющегося субъектом этого права. Признание такой недвижимости и наследственного имущества бесхозяйным вносит нестабильность в гражданско-правовое регулирование обширного круга важнейших имущественных отношений.
       2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что применение правил о приобретательной давности, установленных ст.234 ГК, является субсидиарным по отношению к нормам, устанавливаемым ст.226 «Движимые вещи, от которых собственник отказался», ст.227 «Находка», ст.228 «Приобретение права собственности на находку», ст.229 «Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь», ст.230 «Безнадзорные животные», ст.231 «Приобретение права собственности на безнадзорных животных», ст.232 «Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них» и, наконец, ст.233 «Клад».
       3. Вторая проблема, которой занимается комментируемая статья, имеет в первую очередь гражданско-процессуальный характер.
       Абзац 2 п.3 комментируемой статьи наделяет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности.
       Такое право дано ему при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления. Во-вторых, она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи. В-третьих, со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.
       Закон о регистрации прав на недвижимость предусмотрел принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (п.3 ст.9). В свою очередь Правительство РФ постановлением от 17.09.2003 №580 утвердило Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним {СЗ РФ. 2003. №38. Ст.3668.}. Со своей стороны ГПК предусматривает, что в порядке особого производства рассматриваются дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь (п.1 ст.262).
       4. Абзац 3 п.3 комментируемой статьи принадлежит к тем нормам, которые регулируют не положение бесхозяйной недвижимости, а последствия отказа от прав собственности. Она — конкретизация правила о том, что отказ от права собственности «не влечет прекращения прав... собственника в отношении соответствующего имущества» (ч.2 ст.236 ГК).
       5. Комментируемая статья является единственной статьей ГК, использующей понятие бесхозяйной вещи. Однако она дала толчок другим законам, которые применяют термин «бесхозяйная вещь», вкладывая в него свой собственный смысл.
       В частности, в КВВТ имеются нормы, регулирующие правоотношения, связанные с судами, которые он именует «бесхозяйными» (а в одном случае — «безнадзорными»). КВВТ возлагает на соответствующие органы управления обязанность выявлять бесхозяйные суда (п.16 ст.19). Он предусматривает, что бесхозяйное судно «подлежит специальному учету» (п.15 ст.19). Для постановки на этот учет орган управления на водном транспорте направляет представление в орган местного управления, на территории которого находится бесхозяйное судно. Последний делает заявление опять в орган управления на водном транспорте. После постановки на учет судоходная инспекция принимает меры к установлению владельца этого судна. В положительном случае инспекция направляет ему требование переместить судно в установленный пункт отстоя. После получения ею подтверждения о выполнении этого требования бесхозяйное судно снимается с учета (п.17 ст.19).




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 09:28:44 UTC