Статья 30.11. Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестовСтатья 30.11. Пересмотр вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов 1. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором. 2. Право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям. 3. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители. 4. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Комм. Куянова А.В. Надзорное производство по смыслу статей 17 (ч.3), 46, 49, 50 (ч.3), 52, 55 (ч.3), 118 и 126 Конституции РФ призвано обеспечить исправление судебных ошибок путем пересмотра вступивших в законную силу постановлений, с тем чтобы, исходя из принципов справедливости, соразмерности и правовой безопасности, гарантировать эффективную защиту конституционных ценностей, прежде всего, прав и свобод человека и гражданина. По своему содержанию и предназначению пересмотр вступивших в законную силу, т.е. окончательных, решений и новое рассмотрение дела — дополнительный способ обеспечения правомерности постановлений, который используется тогда, когда неприменимы или исчерпаны все другие средства процессуально-правовой защиты. Конституция РФ, закрепляя право на судебную защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок и после рассмотрения дела в той инстанции, решение которой отраслевым законодательством признается окончательным в том смысле, что в обычном порядке это решение не может быть изменено. Такой вывод вытекает из статьи 46 Конституции РФ. Комментируемая статья устанавливает круг актов, которые могут быть объектом пересмотра в порядке надзора. В порядке надзора пересматриваются не только вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, но и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. В соответствии со статьей 126 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Согласно статье 127 Конституции РФ, статей 292—308 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ. В системе арбитражных судов функционирует только один судебно-надзорный орган — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Только он вправе рассматривать дела по протестам в порядке надзора на вступившие в законную силу решения и постановления арбитражных судов. Основанием для пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, является протест прокурора. Протест — это адресованный в судебно-надзорный орган процессуальный документ, содержащий мотивированную просьбу прокурора об отмене (изменении) вступившего в законную силу постановления или решения. Право принесения протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит узкому кругу лиц, а именно: прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям. Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, определение или постановление вступили в законную силу. Решения о принесении протеста или об отказе принести протест принимаются в зависимости от результатов изучения дела. Усмотрев, что решение, определение или постановление являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору (ч.2 ст.36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений может иметь место только по протестам должностных лиц, указанных в комментируемой статье. Подача лицом, участвующим в деле, заявления о пересмотре вступившего в законную силу постановления или решения является лишь поводом к рассмотрению вопроса о необходимости истребования прокурором дела и выявления наличия (отсутствия) оснований для принесения протеста в порядке надзора. Прокурор, приносящий протест, не связан доводами жалобы или заявления, послуживших поводом к истребованию дела об административном правонарушении. Он вправе принести протест и при отсутствии указанного повода. Анализируемая статья определяет порядок пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста лишь в общих чертах. Основаниями к отмене или изменению вступивших в законную силу постановления, решения по результатам рассмотрения жалоб, протеста признаются те же обстоятельства, при наличии которых отменяется или изменяется не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст.30.7 КоАП РФ). |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |