Статья 20.16. Незаконная частная детективная или охранная деятельностьСтатья 20.16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность 1. Осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. 2. Создание в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии) — влечет наложение административного штрафа на руководителя организации в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 3. Осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) — влечет наложение административного штрафа на руководителя учреждения в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. 4. Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований — влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на руководителей частных детективных или охранных организаций — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Комм. Соловей Ю.П. Комм. Цуканов Н.Н. Объектом правонарушений является общественная безопасность, установленный порядок осуществления частной детективной и охранной деятельности. В соответствии с частью 1 ст.1 Закона РФ от 11 марта 1992г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» последняя определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Данные виды деятельности осуществляются только на основании соответствующих лицензий, выдаваемых органами внутренних дел юридическим и физическим лицам. Осуществление такой деятельности без указанного документа (лицензии) составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи. В современных условиях реальное применение данной нормы существенно осложняется тем, что фактически осуществляемые нелегальные охранные услуги (например, многочисленным торговым павильонам) зачастую либо оформляются как иные виды деятельности: работа грузчика, разнорабочего (тем более что эти функции нередко совмещаются), либо вообще не оформляются, что существенно затрудняет процедуру доказывания. Согласно части 1 ст. 14 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности с правом открытия текущих и расчетных счетов (службы безопасности). Подобная деятельность также подлежит лицензированию в органах внутренних дел. Создание в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии) влечет административную ответственность руководителя организации (ч.2 ст.20.16 КоАП РФ). Норма не может распространяться на частное лицо, нанимающее себе телохранителя: ее санкция не ориентирована на физических лиц. Однако если незаконные охранные услуги в реальности имели место, то к ответственности по части 1 ст.20.16 Кодекса РФ может быть привлечено лицо, их оказывающее. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, могут осуществлять негосударственные образовательные учреждения, имеющие статус юридического лица. Осуществление такой деятельности указанными субъектами без лицензии влечет административную ответственность руководителя учреждения по части 3 комментируемой статьи. Статья 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определяет перечень видов услуг, которые могут предоставляться на законных основаниях в целях сыска (например, сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; поиск без вести пропавших граждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества и т.д.), а также в целях охраны (например, защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и т.д.). Оказание частных детективных или охранных услуг, не предусмотренных законодательством, влечет административную ответственность по части 4 комментируемой статьи. Такая же ответственность наступает и за оказание предусмотренных законом услуг, но с нарушением установленных им требований. Речь может идти о нарушении ограничений в сфере деятельности частного детектива, охранника (например, сбор сведений, связанных с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц; совершение действий, ставящих под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, и т.д.), о привлечении охранным предприятием к оказанию охранных услуг лиц, не имеющих статуса частного охранника и др. В качестве субъектов правонарушений выступают физические, вменяемые лица, как обладающие статусом частного детектива или охранника, так и не имеющие его, руководители организаций, а также юридические лица. С субъективной стороны административные правонарушения характеризуются умышленной формой вины. Составлять протоколы и рассматривать дела о правонарушениях вправе должностные лица органов внутренних дел (милиции), а в отношении несовершеннолетних — комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |