Статья 3.1. Цели административного наказанияСтатья 3.1. Цели административного наказания 1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. 2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Комм. Екимов С.О. Часть первая комментируемой статьи содержит законодательное определение административного наказания. Используя термин «наказание» вместо «взыскание», законодатель, по-видимому, стремится подчеркнуть общественную опасность административных правонарушений. Вероятно, по этой причине в настоящем Кодексе уже не встречается термин «административный проступок», служивший в Кодексе РСФСР синонимом административному правонарушению. Нельзя не констатировать в данной связи заметную тенденцию сближения новейшего уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. Государственный характер административного наказания как меры ответственности выражается в том, что оно назначается только от имени государства и представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, — как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Определение административного наказания через термин «мера ответственности» исходит из того, что каждый вид наказания имеет количественные и качественные характеристики, представляя собой способ воздействия на правонарушителя в строгом соответствии с Кодексом. Наказание применяется соразмерно совершенному административному правонарушению. Административное наказание представляет собой один из видов административно-принудительных мер и отличается от других содержанием, целями, основаниями, порядком применения, а также характером лишений и ограничений. Государство посредством административного наказания обязывает правонарушителя претерпевать определенные правоограничения независимо от его воли, всегда оставляя за собой право принудить правонарушителя исполнить обязательства, вытекающие из применения к нему соответствующего административного наказания. Закрепленное в комментируемом Кодексе определение целей административного наказания существенно отличается от своего аналога, содержавшегося в ранее действовавшем Кодексе РСФСР, который к целям взыскания относил прежде всего воспитание лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития. Из смысла комментируемой статьи можно сделать вывод о том, что назначение административного наказания преследует две цели: кара за совершенное административное правонарушение и предупреждение совершения новых административных правонарушений. Кара рассматривается как возмездие за совершение административного правонарушения, которое непосредственно связано с понятием справедливого наказания. Справедливым может быть признано только такое наказание, которое соразмерно тяжести совершенного правонарушения и не выходит за рамки санкций норм Особенной части настоящего Кодекса. Согласно части 1 ст.3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения административных правонарушений не только со стороны правонарушителя, но и других лиц, т.е. помимо частного предупреждения целью наказания является и общее предупреждение. Частное предупреждение достигается путем устрашения наказанием конкретного правонарушителя и как следствие этого исключение с его стороны в будущем рецидива, а также путем лишения фактической возможности совершить новое административное правонарушение (применяя возмездное изъятие и конфискацию орудия совершения административного правонарушения, административный арест и т.д.). Общее предупреждение достигается прежде всего изданием правового акта, предусматривающего ответственность за совершение административного правонарушения, и информированием субъектов права о соответствующих запретах и санкциях. Важную роль в достижении цели общего предупреждения играет неотвратимость административного наказания. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи административное наказание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Под унижением человеческого достоинства понимаются оскорбления, клевета, издевательство и иные подобные действия. Под деловой репутацией юридического лица подразумевается сложившееся мнение о деловых качествах юридического лица. Деловая репутация юридического лица является неимущественным правом, которое принадлежит юридическому лицу с момента его образования и составляет неотъемлемую часть его правоспособности. Указанными положениями законодатель закрепляет принцип гуманизма, т.е. нравственную позицию, выражающую признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного процесса. Принцип гуманизма вытекает из Конституции РФ (ст.2), в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Он выступает гарантом защиты лица, совершившего административное правонарушение, прежде всего от произвола государства, его органов и должностных лиц. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |