Юшкевич Павел Соломонович
|
Другие персоны с фамилией Юшкевич
Другие персоны с именем Павел Кто родился в этот день 29.06 Кто родился в этот год 1873 |
- специалист по гносеологии, социальной философии, истории философии, метафилософии; переводчик зарубежной философской литературы.
Род. в Одессе.
Еще в гимназии занимался в марксистском кружке. Находился в заключении и ссылке (в Кишиневе). В ссылке продолжал занятия математикой, которой увлекался и ранее, написал работу по механике в пространстве Лобачевского. После ссылки уехал в Париж для продолжения образования.
Окончив Сорбонну, возвратился в Одессу, занимался публицистической деятельностью; примкнул к фракции меньшевиков РСДРП; участник революции 1905. Опубликовал ответ на критику своей концепции В.И.Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме" в 1910 в брошюре "Столпы философской ортодоксии" (раздел "Если прикажут - акушером стану"). Совместно с А.В.Васильевым выпустил в 1912-1917 десять сборников "Новые идеи в математике".
В Петербурге, где Юшкевич находился с осени 1906, занимался публицистической деятельностью, публиковал статьи по философии.
В 1917 - на Украине, сотрудничал в меньшевистском журнале "Объединение".
После 1917 работал в Одессе, служил в статистическом отделе Горсовета, читал лекции по философии.
С 1922 - в Москве. До 1930 - сотрудник Института Маркса и Энгельса. Занимался в основном переводами (им переведены многие сочинения Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Лейбница и других философов; был первым переводчиком "Диалектики природы" Ф.Энгельса).
Имя Юшкевича тесно связано с одним из ведущих направлений в гносеологии первой четверти XX в.- символизмом ("эмпириосимволизмом");
Ю. внес существенный вклад в обоснование его правомерности. Он различал понятия "истина-копия" и "представления-символы", а также "промежуточные ("экспликативные") суждения". В предметном мире явления есть символы тех или иных сущностей и требуют расшифровки; сущности первого порядка есть символы сущностей второго порядка и т.д. Чтобы углубить свое познание, субъект постоянно изобретает новые средства и все больше связывает себя с символами, конвенциями. В эмпириосимволизме Юшкевич видел концепцию, высоко поднимающую творческий характер познания.
Юшкевич полагал, что марксизм как экономическая и политическая доктрина может быть связан не с материализмом (под последним он понимал материализм, признающий только "истины-копии"), а с концепцией, близкой к взглядам Авенариуса, Маха, Пуанкаре.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх