AZ-libr.ру

информационный портал





Эрн Владимир Францевич
[17.08.1882-12.05.1917]

  Другие персоны с фамилией Эрн
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 17.08
Кто родился в этот год 1882

       - философ и публицист.
       Род. в Тифлисе.
       Окончил гимназию с золотой медалью (1900). В гимназии учился в одном классе с П.Флоренским и Л.Ельчаниновым, дружбу с которыми он пронес через всю жизнь. Поступил в Московский университет. Оставлен при университете на кафедре всеобщей истории (с 1904).
       Участвовал в работе общества "Христианское братство борьбы", ставившего целью идейную подготовку преобразования России на основах "христианской общественности", на принципах соборности, любви, свободы личности, коллективизма церковной общины. Одна из первых работ Э.- "Христианское отношение к собственности" (1906) характеризует автора как приверженца христианского социализма.
       В 1909 держал магистерский экзамен по философии, т.к. к философии. почувствовал себя (как он впоследствии писал) более призванным, чем к истории.
       В 1916 избран членом Московского психологического общества.
       В 1914 защитил магистерскую диссертацию - "Розмини и его теория знания. Исследование по истории итальянской философии XIX столетия",
       в 1916 заканчивает докторскую диссертацию - "Философия Джоберти".
       Приступает к разработке темы о Платоне как представителе восточного онтологизма; первая часть его труда ("Верховное постижение Платона. Введение в изучение Платоновых творений") опубликована в 1917. (Работа осталась незавершенной из-за ранней смерти Эрн от нефрита.)
       Скончался Эрн в Москве.
       Разрабатывал проблемы, связанные с природой философского знания, с социальной философии (например, идею катастрофического прогресса), развитием русской культуры.
       Значительное внимание Э. уделял проблеме соотношения двух познавательных начал: Ratio и логоса. Полемизируя с русской редакцией международного журнала "Логос", Э. выступал против чисто рационалистической ориентации в философии, против наднационализма в философии. Он критиковал русских неокантианцев за разрыв с древней христианской традицией, ратовал за самобытное, противоположное западноевропейское развитие философии в России.
       В сборнике статей "Борьба за Логос" (1911) он противопоставлял духовные основы цивилизации и культуру Запада и Востока, представлял Россию как восприемницу восточного религиозного наследия, чуждого западноевропейскому рационализму и эмпиризму.
       Эрн провозглашал необходимость борьбы с рассудочно-прагматической культурой с позиций религиозно-персоналистического мировоззрения. Отстаивая древнегреческое и христианское понимание божественного Логоса как живого единства мысли и существования, он связывал своеобразие русской философии с христианским онтологизмом, противоположным гносеологическому идеализму. Кульминацией в развитии этих идей стали его работа "От Канта к Круппу", опубликованная в сборнике его статей "Меч и крест" (1915), и публичные лекции, изданные отдельной брошюрой,- "Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия" (1915). В них "столкновение духа Германии и духа России" рассматривается как "внутренняя ось европейской войны", которая оправдывает славянофильскую критику западной культуры и актуализирует "русскую идею всечеловечности", духовного единения во Христе европейских народов.
       Культура у Эрн, основанная на божественном Логосе, как отмечает Н.О.Лосский, вовсе не отвергает логически последовательного мышления. Но в отличие от рационализма мышление в логизме не оторвано от цельного разума; оно содержит внутри самого себя существование, добродетель и красоту. "Согласно Эрн, только философия опирающаяся на божественный логос, может руководить жизнью и установить ее конечную цель... Эрн формулирует основные пункты своей философии в следующих тезисах: логизм есть 1) не вещность (не система вещей), но персонализм; 2) не механизм или детерминизм, но органическое строение мира, свобода; 3) не иллюзионизм или меонизм, но онтологизм; 4) не схематизм, но реалистический символизм; 5) не отрицательная, но актуальная бесконечность; 6) он - дискретный, катастрофический; 7) не статичный, а динамичный" (Л. "ИРФ". С.417).
       В полемике с С.Франком о природе философского знания, характере русской философии и т.д. (1910) Эрн видит смысл философскойдеятельности в диалоге с жизнью, поэтому и отрицает системосозидание в философии считая его помехой в духовных поисках. Не система категорий как итог академической деятельности, а целостное мировоззрение философа и есть его орудие разрешения конкретных проблем культуры.
       В оценке В.В.Зеньковского, "у Эрн было большое философское чутье, бесспорное дарование, и, проживи он долее, можно было бы быть уверенным, что он мог бы создать своеобразную систему. Но Эрн очень мешала пылкость его характера - в философии он нередко становился публицистом, что очень понижало его философскую проницательность" (3. "ИРФ". Т.2. 4.2. С.228).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:36:08 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"