Шторм Георгий Петрович
|
Другие персоны с фамилией Шторм
Другие персоны с именем Георгий Кто родился в этот день 24.09 Кто родился в этот год 1898 |
[12(24).9.1898, Ростов-на-Дону — 24.7.1978, Москва]
— прозаик.
Родился в семье служащих. В 1919 окончил гимназию в Запорожье, с 1919 по 1921
учился на историко-филологическом факультете Донского университета (Ростов), в
1921 переехал в Москву. В начале Великой Отечественной войны Шторм был в
народном ополчении, затем жил в Казахстане и работал на Алма-атинской
киностудии и на республиканском радио, в 1943 вернулся в Москву (Горький и
советские писатели. Неизданная переписка. М., 1963. С.700).
Первая литературная публикация Шторм — поэма «Карма йога» относится к
студенческому времени (Ростов, 1921), за ней последовала повесть «Норд-Ост»
(1924).
В 1932 началась переписка Шторма с Горьким, их личное знакомство состоялось в
1933.
В 1936 Шторм почти 3 месяца гостил у Горького в Тессели (Крым). Горький
поддерживал литературные начинания Шторм, привлек его к работе над созданием
«Истории деревни» и «Истории Горьковского края». В статье «О литературе»
Горький поставил имя Шторма в одном ряду с именами создателей «подлинного
высокохудожественного советского исторического романа» А.Чапыгина, О.Форш,
Ю.Тынянова, отметив «талантливую "Повесть о Болотникове''» Шторма.
Положительной оценки Горького удостоился и роман Шторма «Труды и дни Михаила
Ломоносова». Русская история станет главным предметом художественного
исследования писателя, занявшего видное место в советской исторической прозе.
Из «русской линии» выпадает «Повесть о мудром Хикаре» (1933), по словам
писателя, «вольная реконструкция одного мирового памятника, от которого уцелели
только одни лоскутья», но в котором «дышит подлинный классический Восток».
В 1926 Шторм публикует «Ироический сказ о походе на половцев князя Новгород
Северского Игоря» (Красная новь. 1926. №3). По рекомендации Горького
издательство Academia привлекает Шторма к работе над художественным переводом
«Слова о полку Игореве». Изданный в 1934 перевод Шторма был одним из первых по
времени советским художественным переводом древнерусского памятника. Работа
Шторма была одобрена Горьким, привлекла внимание научной и литературной
общественности. В «Повести о Болотникове» (1929), открывшей важный исторический
пласт, еще художественно не исследованный, Шторм внимателен к московскому быту
начала XVII в. Его описания конкретны и точны. Шторм важно показать, как и
почему нарастала волна народного возмущения, вылившегося в восстание.
Исторически точно изображены его главные вехи (победа над войсками Шуйского,
сражение под Москвой, оборона Калуги).
Данных о жизни Болотникова сохранилось мало, писатель использовал свое право на
художественный вымысел и домысел (воздействие на героя легенд и преданий о
незамерзающем Волхове в том месте, где Иван Грозный топил новгородцев, «Города
солнца» Т.Кампанеллы). Образ Болотникова подан в романтическом ореоле. Шторм
стремится передать языковый колорит XVII в. «Язык не может быть отлучен от
своих корней,— писал Шторм,— мы пришли на готовое и не говорим: "До нас ничего
не было". Все дело в отборе материала, что и как из него можно извлечь» (Новый
мир. 1930. №5. С.203). Критика упрекала Шторм в некоторой идеализации образа
Болотникова, в несколько излишнем увлечении архаизмами и историзмами. Известные
исследователи исторического романа (М.Серебрянский, Р.Мессер, Ю.Андреев,
И.Изотов, С.Петров) не обошли вниманием «Повесть о Болотникове».
Роман «Труды и дни Михаила Ломоносова» впервые был опубликован в 1931 (Октябрь.
1931. №3-6). Шторм одним из первых попытался создать художественный портрет
Ломоносова. Сложной для писателя оказалась проблема отбора материала, обильного
и разнообразного. Отчасти это обстоятельство объясняет особенности композиции:
писатель воссоздает отдельные эпизоды из жизни Ломоносова, ограниченные 1735-м
и кончиной русского гения. Они перемежаются «иллюминациями» (полное название
первых изданий романа — «Труды и дни Михаила Ломоносова. Обозрение в 9 главах и
6 иллюминациях»), призванными передать характерные черты образа времени.
Назначение «иллюминаций» — показать гениальную личность во взаимодействии с
эпохой, в противостоянии ей.
Главная задача писателя реализована — Ломоносов представлен гениальной
личностью, колоссально одаренной в самых разных областях, человеком,
обогатившим своими открытиями мировую науку, намного опередившим свое время.
Оттенена русская национальная доминанта в помыслах и делах Ломоносова. Горький
одобрил труд Шторма, отметив, что «воспитательное значение этой вещи
всесторонне значительно и полезно для молодежи...» (Горький и советские
писатели. Неизданная переписка. ЛН. Т.70. М., 1963. С.700). Критика 1930-х
упрекала Шторма в разорванности композиции, в увлечении цитированием разного
рода источников.
В Детиздате, с которым писатель активно сотрудничал (с 1939 по 1947 был членом
редсовета Детиздата и «Советского писателя»), выходят его книги «На поле
Куликовом» (1938), «Полтава» (1939), «Подвиги Святослава» (1947). В годы
Великой Отечественной войны у Шторма возникает замысел книги об адмирале
Ушакове (в 1944 был утвержден орден им. Ушакова). В 1946 в Детиздате выходит
книга «Флотоводец Ушаков», в 1948 она издается «Советским писателем».
В 1954 Военное издательство публикует книгу Шторма «Страницы морской славы».
Эта книга существенно отличается от более раннего романа об Ушакове. В ней
значительно расширен исторический фон, писатель вводит материалы по истории
общественного движения в России 1770-1800-х. По словам писателя, он
«предпринимает попытку заново исследовать источники традиционных биографий
Ф.Ф.Ушакова, А.Н.Радищева и ряда их современников, выявить в этих источниках
"белые пятна" и по возможности устранить их». Попытка в главном оказалась
реализованной. Начиная с издания 1959, «Страницы морской славы» выходят под
названием «Дети доброй надежды». Историческая хроника Шторма открывается
картиной проводов Ломоносова в последний путь: «Шли хранители его заветов,
поборники истинной науки, "дети доброй надежды", как называли в то время
выдающихся русских молодых людей». В центре внимания хроники Шторма —
Ф.Ф.Ушаков, история формирования идей адмирала, его сосредоточенность на
строительстве флота, разработка новой боевой тактики.
Мастерски выписаны писателем батальные сцены, посвященные крупным победам
Ушакова. Шторм ставит своего героя в различные служебные и житейские ситуации,
раскрывает его взгляд на мир, на место России в мире, передает мысли и раздумья
героя. Чувство национального достоинства, действенная любовь к Отчизне, вера в
ее исторические перспективы — характерная черта Ушакова и его друзей, «детей
доброй надежды». Историческую хронику Шторм завершает словами Суворова,
пророческими и сбывшимися: «Тщетно двинется на Россию вся Европа. Она найдет
там Фермопилы, Леонида и свой гроб».
В эпилоге Шторм расскажет о «железной кованой укладке», в которой Ушаков хранил
толстую тетрадь. По одним местным легендам и преданиям, это были «записки»
самого Ушакова, по другим — «то была самая тайная русская рукописная книга,
которую не полагалось читать в те года». Речь идет о тайном списке «Путешествия
из Петербурга в Москву» и о новом замысле Шторма, который воплотится в его
художественныом исследовании «Потаенный Радищев» (1965; 2-е изд. 1968).
Подзаголовок «Вторая жизнь "Путешествия из Петербурга в Москву"» — объясняет
творческую задачу автора доказать, что после возвращения из ссылки Радищев
морально не сломлен, он продолжает работу над «Путешествием» и организует
тайную переписку с Санасарским монастырем.
Архивные поиски, встречи с потомками известных в XVIII в. фамилий, краеведами,
историками, простыми людьми, современниками Шторма — весь этот обильный и
разнообразный материал цементирует образ автора, неутомимого исследователя,
пытающегося раскрыть пока неизвестные факты истории русской литературы и
общественной мысли. Шторм включает главки «Из записной книжки автора», «Мысли
на дороге», счастливо соединяет в себе пытливого исследователя и одаренного
художника.
Первая публикация «Потаенного Радищева» вызвала оживленный обмен впечатлениями.
Точки зрения были противоположными. Состоялось обсуждение в Пушкинском Доме. Во
2-м издании (1968) Шторм ввел дополнительные материалы, привлек ранее не
известные факты.
Перу Шторм принадлежат публикации в академических изданиях — «Неизвестные
страницы В.В.Попугаева», «Новое о Пушкине и Карамзине» (Известия Академии Наук
СССР, Отделение литературы и языка. Т.18. Вып.1. 1959; Т.19. Вып.2. 1960), а
также многочисленные литературные рецензии, отклики на монографии историков (о
книгах И.Смирнова «Восстание Болотникова», А.Морозова «Михаил Васильевич
Ломоносов»).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх