AZ-libr.ру

информационный портал





Шмелёв Иван Сергеевич
[03.10.1873-24.06.1950]

  Другие персоны с фамилией Шмелёв
Другие персоны с именем Иван
Кто родился в этот день 03.10
Кто родился в этот год 1873

       [21.9(3.10).1873, Москва — 24.6.1950, Бюсси-ан-От]
       — прозаик.
       Родился и вырос в Замоскворечье, в семье известного в столице подрядчика по строительным работам. В доме сохранялись традиции православного благочестия, патриархальный уклад. Детство Шмелёва прошло в тесном общении с мастеровыми, что позволило ему хорошо узнать и полюбить народную, трудовую Россию.
       Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелёва еще во время обучения в московской гимназии. В 1895 в журнале «Русское обозрение» был напечатан первый рассказ «У мельницы». В том же году, совершая свадебное путешествие на Валаам, Шмелёв заехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского. Старец предрек Шмелёв предстоящий ему «крест» страданий, прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: «Превознесешься своим талантом» («У старца Варнавы» // СС. Т.6. С.284).
       Книга очерков «На скалах Валаама» (1897), описывающая Валаамский монастырь с точки зрения светского туриста, была, по словам Шмелёва, наивной, незрелой и не имела успеха у читателя. На 10 лет Шмелёв отходит от писательского труда. Окончив в 1898 юридический факультет Московского университета, он служит чиновником в центральных губерниях России.
       Возвращение в литературу было ознаменовано рассказом «К солнцу» (1905, опубл. 1907) и рядом других произведений для детей и юношества, опубликованных в журнале «Детское чтение».
       В 1907 Шмелёв выходит в отставку, возвращается в Москву и всецело посвящает себя литературе. Он сотрудничает в изданиях народнического и демократического направления, переписывается с М.Горьким.
       В 1909 Шмелёв стал активным членом «Среды» — литературного кружка, объединявшего писателей-реалистов (А.Чехов, М.Горький, В.Вересаев, Е.Чириков, А.Серафимович, А.Куприн, Л.Андреев), а в 1910 вошел в товарищество литераторов «Знание», идейно направлявшееся Горьким.
       В 1912 Шмелёв стал одним из учредителей «Книго-издательства писателей в Москве», где сотрудничалс И.А. и Ю.А.Буниными, Н.Д.Телешовым, В.В.Вересаевым, Б.К.Зайцевым и др.
       В ранних рассказах и повестях Шмелёва («Вахмистр», 1906; «Распад», 1907; «Иван Кузьмич», 1907; «Гражданин Уклей-кин», 1908) звучит тема мучительной, несправедливой и непросветленной жизни; автор сочувствует «маленьким» людям, которые хотят вырваться из пустоты и однообразия окружающего мира и строить новую жизнь. Шмелёв наблюдает распад старого патриархального уклада, конфликт поколений отцов и детей. Повесть «Человек из ресторана» (1911), написанная в характерной для Шмелёв форме сказа от лица пожилого официанта, принесла автору громкий успех и поставила его в первые ряды писателей реалистической школы начала века. Характер героя — надломленного, глубоко страдающего и в то же время обозленного на несправедливость жизни, мрачноватая и нервная атмосфера повести напоминали книги раннего Достоевского. Критика высоко оценила прежде всего силу социального обличения, образ молодого революционера, которому отданы авторские симпатии. Однако в повести присутствовала и иная тема — христианского смирения, связанная с фигурой загадочного старичка, говорящего: «Без Господа не проживешь!»
       Рассказы Шмелёва 1910-х охватывают многоликую, многоцветную народную Россию. Герои обретают духовные силы в общении с природой, с простым народом, которому противопоставлена морально опустошенная интеллигенция («Патока», 1911; «Стена», 1912; «Волчий перекат», 1913). Однако и в описании спокойного, здорового кресть-янско-купеческого быта («Росстани», 1914), и в сдержанно-печальных картинах народных страданий военной поры (цикл очерков «Суровые дни», 1914), и в спорах офицеров — героев рассказа «Лик скрытый» (1916) чувствуется нарастание тревоги, ощущение непрочности этого мира, близость великих исторических потрясений.
       В целом дореволюционные произведения Шмелёва вдохновлены верой в земное счастье людей в светлом и радостном будущем, упованиями на социальный прогресс и просвещение народа, ожиданиями перемен в общественном строе России. Увлекшись в юности идеями дарвинизма, толстовства, социализма, Шмелёв на долгие годы отходит от Церкви и становится, по собственному признанию, «никаким» по вере (СС. Т.6. С.282). Однако уже в этот период явственно звучат в его произведениях темы страдания и сострадания человеку, которые станут определяющими во всем последующем творчестве художника.
       Февральскую революцию Шмелёв принимает восторженно. Он едет в Сибирь, чтобы встретить возвращающихся политкаторжан, выступает на собраниях и митингах, рассуждая о «чудесной идее социализма». Однако вскоре ему открывается подлинный, страшный лик революции. Писатель приходит к выводу, что религиозному сознанию русского крестьянина чужда пропагандируемая новой властью доктрина. Октябрьский переворот и последующие за ним события стали причиной перелома в мировоззрении и идеологических ориентациях Шмелёва.
       В 1918 Шмелёв уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Здесь им закончена повесть «Неупиваемая чаша» (1918) — романтическая история жизни крепостного живописца, создающего в любовном экстазе икону-портрет любимой женщины; написаны антивоенная, полная гротеска повесть «Это было» (1919-22) — о сумасшедшем полковнике, захватившем госпиталь; рассказ «Чужой крови» (1919) — о характере русского солдата, попавшего в плен. В 1919 Шмелёв пишет цикл политических сказок-памфлетов «Инородное тело», «Степное чудо» и др., где революционные события трактуются как соблазнение народа чужеродными идеями, заражение «инородным телом» марксизма. Виновны в этом все сословия: солдаты, мещане, ученые, баре — все, кто предал родину и забыл Бога. Спасти Россию смогут «святой Микола», «белый воин», «хозяйственный мужик».
       Осенью 1920 Крым был занят красными частями. Единственный сын Шмелёва, которого он беззаветно любил, Сергей, был арестован и без суда расстрелян. Ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-21, страдания и гибель тысяч неповинных людей привели Шмелёва к тяжелой душевной депрессии. В нояб. 1922 он выезжает в Берлин, а с 1923 поселяется в Париже, где и проходит последующая часть его творческого пути. Картина гибели всего живого в Крыму в период красного террора открывается в эпопее Шмелёва «Солнце мертвых» (1924). В этой книге Шмелёв рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает запредельное отчаяние, смятенное сознание рассказчика, который не в силах понять, как мог осуществиться такой разгул безнаказанного зла, почему вновь настал «каменный век» с его звериными законами. Рефреном проходит через книгу образ пустых небес и мертвого солнца: «Бога у меня нет. Синее небо пусто...» Эпопея Шмелёва, с огромной художественной силой запечатлевшая трагедию русского народа, была переведена на многие языки и принесла автору европейскую известность.
       Годы, проведенные Шмелёвым в эмиграции, насыщены плодотворной творческой работой. Шмелёв публикуется в самых различных изданиях российского зарубежья: «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня». «Современные записки», «Русская мысль» и др. За рубежом при жизни писателя вышло около 20 его книг на русском языке. Шмелёв остро переживал то, что в СССР все они были запрещены.
       В целом рассказы и повести Шмелёв 1920-30-х отражают крушение просветительски-народнической идеологии. Одной из магистральных тем его творчества становится беспощадный суд над либеральной интеллигенцией, которая соблазнила народ, «отняла» у него Бога и пробудила разгул низменных страстей, жертвой которого сама же и пала. Творчество этих лет проникнуто острой болью за поруганную родину и ее оскверненные святыни. Вместе с тем Шмелёв резко осуждает европейский мир, который также способствовал разрушению России. Он обличает бездуховность, приземленность совр. западной цивилизации, в которой комфорт, удобства и развлечения стали главной целью существования.
       Рассказы «Два Ивана» (1924), «Про одну старуху» (1925), «Крымские рассказы» (1924-36), повести «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925) продолжают тему «Солнца мертвых». Автор повествует о бездне страданий русского народа, ввергнутого в братоубийственную гражданскую войну, о кровавом торжестве злой стихии, гневно обличая тех, кто перестроился, «применился» к новой власти и идеологии, кто способен «плюнуть в лицо России, во все святое». Сборник «Свет разума» (1928) посвящен теме духовного очищения, религиозного обновления людей, обреченных на тяжкие испытания в атеистическом государстве. В книге «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной» (1929) раскрываются драматические судьбы русских изгнанников.
       В 1927 увидел свет лирический, отчасти автобиографический роман Шмелёва «История любовная» — о пробуждении первых любовных чувств подростка, в котором идеальная романтическая любовь вступает в конфликт с греховным плотским желанием. Здесь «появляется символика, связанная с православным каноном. Она проявляется на всех уровнях художественного текста: в композиции, образах, сценах, деталях, языке» (Осьминина Е.А. Для очистки и отчистки с жизнью // Москва. 1994. №9. С.112.). В неоконченном романе «Солдаты» (1930) Шмелёв воссоздает картины русского общества начала XX в. Название романа означает собирательный образ всех людей, объединенных любовью к России, всех носителей национальной идеи, стремящихся укрепить и строить Русь. Им противостоят политиканы-«демократы», оплевывающие армию и разлагающие страну.
       «Исповедь раненого сердца» — это определение И.А.Ильина можно отнести не только к художественным произведениям Шмелёва, но и к его публицистике, расцвет которой приходится на середину 1920-х — 1930-е. Многочисленные очерки и публицистические выступления Шмелёва объединены бесконечной любовью к родине, мыслью о великом и особом духовном предназначении в судьбах мира. Шмелёв верит в грядущее возрождение России, которое возможно только «на основе религиозной...— евангельское учение деятельной любви». Идеи Шмелёва во многом близки концепции русской истории, которую развивал в своих трудах близкий друг и единомышленник Шмелёва философ И.А.Ильин.
       «Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелев — самый русский,— отмечал поэт К.Бальмонт,— Ни на минуту в своем душевном горении он не перестает думать о России и мучиться ее несчастьями» (Памяти Ивана Сергеевича Шмелева. С.31). Эти слова помогают понять, почему Шмелёв часто оказывался одинок в культурной среде русской эмиграции, имевшей преимущественно либерально-демократическую и западную ориентацию. Критику раздражал патриотизм и национальная устремленность творчества писателя. «Черносотенной полицейщиной» окрестила эмигрантская пресса роман «Солдаты», где достойно показаны царские офицеры. Г.Адамович преследовал Шмелёва оскорбительными, игриво-глумливыми рецензиями. Шмелёву не могли простить «православные русские традиции... то, что он осмелился встать на защиту исторической России против революции» (Сорокина О. 1994. С.207). Среди немногих друзей и единомышленников Шмелёва можно назвать И.А.Ильина, семью генерала А.И.Деникина, Н.К.Кульмана, В.Ладыженского, К.Бальмонта, А.Куприна.
       Как на родине, так и в эмиграции на Шмелёва одно за другим обрушивались «предельные испытания». В 1936 умерла жена Шмелёва Ольга Александровна, его верная спутница, и с этого момента он несет нелегкий крест душевного одиночества. Шмелёв страдал тяжелой хронической болезнью, обострения которой не раз ставили его на грань смерти. Материальное положение Шмелёва порой доходило до нищенства. Война 1939-45, пережитая им в оккупированном Париже, клевета в печати, которой недруги пытались очернить имя престарелого писателя, усугубляли его душевные и физические страдания. По воспоминаниям современников, Шмелёв был человеком исключительной душевной чистоты, не способным ни на какой дурной поступок. Ему были присущи глубокое благородство натуры, доброта и сердечность. О пережитых страданиях говорил облик Шмелёва — худого человека с лицом аскета, изборожденным глубокими морщинами, с большими серыми глазами, полными ласки и грусти.
       Самой известной книгой Шмелёва является «Лето Господне» (1927-31, 1934-44). Обращаясь к годам детства, Шмелёв запечатлевает мировосприятие верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает в книге не диким «темным царством», но целостным и органичным миром, полным нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Шмелёв далек от романтической стилизации или сентиментальности. Он рисует подлинный уклад русской жизни не столь давних лет, не затушевывая грубых и жестоких сторон этой жизни, ее «скорбей». Однако для чистой детской души бытие открывается прежде всего своей светлой, радостной стороной. В «Лете Господнем» чрезвычайно полно и глубоко воссоздан церковно-религи-озный пласт народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что книга стала подлинной энциклопедией русского православия. Удивительный язык Шмелёва органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем отразилась сама душа России. И.А.Ильин отмечал, что изображенное в книге Шмелёва — не то, что «было и прошло», а то, что «есть и пребудет... Это сама духовная ткань верующей России. Это — дух нашего народа». Шмелёв создал «художественное произведение национального и метафизического значения», запечатлевшее «источники нашей национальной духовной силы» (Ильин И.А.— С.180,183).
       Живое соприкосновение с миром святости происходит и в примыкающей к «Лету Господню» книге «Богомолье» (1931), где в картинах паломничества в Троице-Сергиеву лавру предстают все сословия верующей России. Подвижническое служение «старца-утешителя» Варнавы Гефсиманского воссоздано Шмелёвым с признательною любовью.
       Роман «Няня из Москвы» (1934), написанный в излюбленной Шмелёвым форме сказа (в которой писатель достиг непревзойденного мастерства),— это повествование бесхитростной русской женщины, попавшей в бурный водоворот событий истории XX в. и оказавшейся на чужбине. Глубокая вера, внутреннее спокойствие, безграничная доброта и духовное здоровье позволяют Дарье Степановне трезво оценивать все происходящее с людьми и страной. В простых словах няни о грехе и воздаянии открывается смысл страданий России — необходимой и спасительной кары для ее очищения и воскрешения. Ласковое, певучее народное слово, меткое и образное, с неслучайными оговорками и поговорками высвечивает пустоту либеральных фраз ученого профессора, уродливо-извращенный мир декаданса, пошлость и механистичность американской цивилизации. С добрым юмором показан беспечный, своенравно-капризный характер воспитанницы няни, запутавшейся в своих любовных переживаниях; с сочувствием — нелегкие судьбы солдат Добровольческой армии в эмиграции. В страданиях, теряя подчас здоровье и богатство, герои романа обретают душу, приходят к Истине.
       Поэтический очерк «Старый Валаам» (1936) вводит читателя в мир православного русского монастыря, рисует жизнь, погруженную в атмосферу святости. С светлой грустью вспоминая свою юношескую поездку на остров, Шмелёв показывает, как монашеское бытие озаряет человеческую жизнь светом вечности, претворяет скорбь в высокую радость. Образы Святой Руси наполняют также очерк «Милость преподобного Серафима» (1935) — о том, как Шмелёв был спасен от смертельной болезни после горячей молитвы к батюшке Серафиму Саровскому, и повесть «Куликово поле» (1939) — о чудесном явлении в Советской России преподобного Сергия Радонежского, ободряющего и укрепляющего оставшихся там христиан.
       Тема реальности действия Божественного Промысла в земном мире получила широкое воплощение в итоговом произведении писателя — романе «Пути небесные» (т.I — 1937; т.II — 1948). Роман воссоздает судьбы реальных людей, выведенных под своими собственными именами,— скептика-позитивиста, инженера В.А.Вейденгаммера (родственника жены Шмелёва) и глубоко верующей, кроткой и внутренне сильной Дарьи Королевой — послушницы Страстного монастыря в Москве, покинувшей обитель, чтобы связать свою жизнь с Вейденгаммером. Книга посвящена таинственному пути соединения человека с Богом, спасению души. Сам Шмелёв, предпринимая «опыт духовного романа», ставил задачи, которые, по его мнению, не удалось решить русской классике: показать путь обретения веры интеллигентом-скептиком и воплотить образ воцерковленной, глубоко верующей девушки.
       Роман стал уникальным явлением в русской литературе: в основе раскрытия судеб и характеров лежит святоотеческая культура, православное аскетическое мировоззрение. Его внутренним сюжетом является невидимая «духовная брань» героев со страстями, искушениями и нападениями злых сил. Даринька — новый для русской классики тип глубоко воцерковленного человека. Молитвенный подвиг, упорная и жестокая борьба с грехом в себе и внешними соблазнами, скорбь от тяжких падений и духовная радость побед, благодатные озарения — эти моменты нашли проникновенное и многогранное воплощение на страницах первого тома романа. Однако во втором томе молитвенность героини начинает перерастать в экзальтированность, ее трезвенно-смиренная жизнь все больше вытесняется неоправданным провиденциана-лизмом, восторженностью, сверхчувственными способностями. На «духовном романе» сказалось влияние Серебряного века с его утонченной образностью и нецерковной мистикой, немалую роль сыграло и увлечение Шмелёва философией Вл.Соловьева (в том числе идеей Вечной Женственности). Все это осложняло попытку Шмелёва последовательно выразить христианские представления о мире и человеке. Смерть оборвала работу писателя над третьим томом, где проводником соловьевских взглядов должен был стать старец Амвросий Оптинский.
       Шмелёв отличала особая любовь к атмосфере монастырской жизни. Совершая в 1936 поездку по Прибалтике, он останавливался в Псково-Печорском монастыре, дважды (в 1937 и 1938) посещал обитель преподобного Иова Почаевского в Карпатах, а после войны планировал уехать на год в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль (США). «Мое горячее желание для спокойной работы — жить около монастыря. Я ищу родной воздух...» — писал он в 1948 (Сорокина О. 1994. С.332).
       Кончина писателя-подвижника глубоко символично: 24 июня 1950, в день именин старца Варнавы, некогда благословившего его «на путь», Шмелёв приезжает в расположенный неподалеку от Парижа русский монастырь Покрова Божией Матери и в тот же день тихо предает душу Богу. Шмелёв был похоронен на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
       В 2000 исполнено завещание писателя: его останки перенесены на родину и погребены рядом с могилами родных в московском Донском монастыре.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:26:12 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"