Ширяев Борис Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Ширяев
Другие персоны с именем Борис Кто родился в этот день 07.11 Кто родился в этот год 1889 |
[27.10(7.11).1889, Москва — 17.4.1959, Сан-Ремо, Италия]
— прозаик, публицист.
Происходил из семьи крупного помещика. Окончил историко-филологический
факультет Московского университета, учился в Геттингенском университете
(Германия), потом окончил в России Военную академию. Участник Первой мировой
войны; дослужился до звания штабс-капитана. В 1917-20 несколько раз
арестовывался большевиками, был приговорен к расстрелу. В 1922 смертная казнь
была заменена на 10 лет заключения в недавно созданном в Соловецком монастыре
лагере. Здесь наряду с каторжными работами участвовал в лагерном театре и
журнале «Соловецкие острова», где в 1925-26 опубликовал повесть «1237 строк» и
несколько стих.: «Соловки», «Диалектика сегодня», «Туркестанские стихи» и др.
Вместе с В.Н.Глубоковским (писателем, актером, узником Соловков) Ширяев собирал
и записывал лагерный фольклор, который был издан отдельным сборником тиражом
2000 экземпляров.
В 1929 заключение было заменено ссылкой на 3 года в Среднюю Азию, где Ширяев
работал журналистом. По возвращении в 1932 в Москву Ширяев снова был арестован
и сослан на 3 года в слободу Россошь (Воронежская обл.). Затем вплоть до 1942
жил в Ставрополе и Черкесске, преподавал русский язык и литературу в
педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны был редактором
ставропольской газеты «Утро Кавказа», во время отступления гитлеровских войск
попал через
Берлин в Белград, где издавал газету для казачьих отрядов. В февр. 1945 Ширяев
уезжает в Италию и основывает там новый русский печатный орган. Здесь он
остался после окончания войны, оказавшись на некоторое время в лагере для
перемещенных лиц (Ди-Пи). Он пишет прозу и литературоведческие статьи,
публикуется в журналах «Возрождение» и «Грани». «Ширяев не получил религиозного
воспитания, но на Соловках он открыл для себя христианскую веру, а в Италии
пришел к католической церкви» (Казак В. Энциклопедический словарь русской
литературы с 1917 года. Лондон, 1988. С.856).
Первые три книги Ширяева — «Ди-Пи в Италии» (1952), «Я человек русский!» (1953)
и «Светильники Русской Земли» (1953) — вышли в Буэнос-Айресе, где жил его
единомышленник и «сосиделец» по Соловкам И.Л.Солоневич; теория «Народной
монархии» Солоневича вдохновляла и Ширяева. В статье «Тропинки и путь» Ширяев
писал: «Идея Российской Народной Монархии — не "экспортный товар". Она выношена
всей жизнью многоплеменной русской нации, и я не представляю себе ни одного
другого народа, способного воспринять и хотя бы частично реализовать ее. Для
этого нужно иметь Дух Российской Нации: ее религию, ее историю, ее величие, ее
падение, ее скорби, ее радости — ее трагический величавый путь во времени и
пространстве» (Наша страна. Буэнос-Айрес. 1951. 9 февр.).
Наиболее известное произведение Ширяева — «Неугасимая лампада» — одно из первых
художественно-исторических описаниё трагедии Соловков 1920-х. Автор обозначил
время и место работы над книгой: Соловки, 1925 — Капри, 1950. Она была издана в
1954 в Нью-Йорке, а к российскому читателю пришла в 1991. Творческий замысел в
«Неугасимой лампаде» на протяжении четверти века претерпел существенное
изменение. Во время работы на Соловках и в Средней Азии мысль автора была
сосредоточена на безмерных мучениях человека-узника, на проблеме зла («Я писал
тогда о слезах и крови, страдании и смерти. Только о них»). Позднее, уже после
Второй мировой войны, всматриваясь в ушедшее, писатель открывал для себя в
прошлом новые глубины духовной жизни: «Давняя несказанная прелесть
преображенного Китежа засияла из рассеянной пелены кровавого и смрадного
тумана, ибо дух свободен и вечен».
«Неугасимая лампада» состоит из серии рассказов о наиболее ярких событиях и
встречах автора на соловецкой каторге. Страшна окружающая действительность, но
Ширяев показывает людей — реальных лиц из разных сословий (например, «фрейлину
трех императриц» и др.), противостоящих тотальному насилию, сохраняющих веру и
совершающих подвиг служения страдающим ближним. В книге нераздельно сливается
реальное и легендарное. Ширяев использует соловецкие легенды, которые, по его
мнению, «несут свою правду, не фактическую, а внутреннюю, как в апокрифе»; а
услышанные Ширяевым устные рассказы открывают красоту и богатство родного
языка. Легенда об «Уренском царстве», написанная в форме сказа, которым
блестяще владел автор, повествует о судьбе простого костромского крестьянина, в
годы революционного лихолетья избранного местными жителями царем и до конца
пронесшего мученический венец этого избрания. Завершает книгу описание трагедии
1945 в Лиенце (Австрия), где союзники выдали органам СМЕРШа русских казаков и
членов других воинских антикоммунистических формирований. Повествование Ширяева
посвящено художнику М.В.Нестерову, сказавшему автору перед его отправкой на
Соловки: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко». Религиозная идея отразилась
в концепции книги, в названиях отдельных частей. «С образом Неугасимой лампады
связан у автора образ Китежской Руси, то есть Руси потаенной, ушедшей в
глубину, но которой суждено воскреснуть и воспрянуть. А пока она проявляется во
всем, где есть крест и страдание» (Русский Г.- С.416).
Ширяевым также написаны повести «Последний барин» (1954), «Ванька-Вьюга» (1955)
(о дореволюционной России), «Овечья лужа» (1952) й во многом автобиографический
роман «Кудеяров дуб» (1958), в котором поднимается больная проблема судьбы
русского патриота, ради пользы своего народа готового сотрудничать с немцами.
Исследование Ширяева «Религиозные мотивы в русской поэзии» издано уже после
смерти автора, в 1960; глава «Возрождение духа. С.Есенин» опубликована в книге:
Русское зарубежье о Есенине. М., 1993. Т.2. С.142-149.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх