AZ-libr.ру

информационный портал





Ширяев Борис Николаевич
[07.11.1889-17.04.1959]

  Другие персоны с фамилией Ширяев
Другие персоны с именем Борис
Кто родился в этот день 07.11
Кто родился в этот год 1889

       [27.10(7.11).1889, Москва — 17.4.1959, Сан-Ремо, Италия]
       — прозаик, публицист.
       Происходил из семьи крупного помещика. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, учился в Геттингенском университете (Германия), потом окончил в России Военную академию. Участник Первой мировой войны; дослужился до звания штабс-капитана. В 1917-20 несколько раз арестовывался большевиками, был приговорен к расстрелу. В 1922 смертная казнь была заменена на 10 лет заключения в недавно созданном в Соловецком монастыре лагере. Здесь наряду с каторжными работами участвовал в лагерном театре и журнале «Соловецкие острова», где в 1925-26 опубликовал повесть «1237 строк» и несколько стих.: «Соловки», «Диалектика сегодня», «Туркестанские стихи» и др. Вместе с В.Н.Глубоковским (писателем, актером, узником Соловков) Ширяев собирал и записывал лагерный фольклор, который был издан отдельным сборником тиражом 2000 экземпляров.
       В 1929 заключение было заменено ссылкой на 3 года в Среднюю Азию, где Ширяев работал журналистом. По возвращении в 1932 в Москву Ширяев снова был арестован и сослан на 3 года в слободу Россошь (Воронежская обл.). Затем вплоть до 1942 жил в Ставрополе и Черкесске, преподавал русский язык и литературу в педагогическом институте. Во время Великой Отечественной войны был редактором ставропольской газеты «Утро Кавказа», во время отступления гитлеровских войск попал через
       Берлин в Белград, где издавал газету для казачьих отрядов. В февр. 1945 Ширяев уезжает в Италию и основывает там новый русский печатный орган. Здесь он остался после окончания войны, оказавшись на некоторое время в лагере для перемещенных лиц (Ди-Пи). Он пишет прозу и литературоведческие статьи, публикуется в журналах «Возрождение» и «Грани». «Ширяев не получил религиозного воспитания, но на Соловках он открыл для себя христианскую веру, а в Италии пришел к католической церкви» (Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. Лондон, 1988. С.856).
       Первые три книги Ширяева — «Ди-Пи в Италии» (1952), «Я человек русский!» (1953) и «Светильники Русской Земли» (1953) — вышли в Буэнос-Айресе, где жил его единомышленник и «сосиделец» по Соловкам И.Л.Солоневич; теория «Народной монархии» Солоневича вдохновляла и Ширяева. В статье «Тропинки и путь» Ширяев писал: «Идея Российской Народной Монархии — не "экспортный товар". Она выношена всей жизнью многоплеменной русской нации, и я не представляю себе ни одного другого народа, способного воспринять и хотя бы частично реализовать ее. Для этого нужно иметь Дух Российской Нации: ее религию, ее историю, ее величие, ее падение, ее скорби, ее радости — ее трагический величавый путь во времени и пространстве» (Наша страна. Буэнос-Айрес. 1951. 9 февр.).
       Наиболее известное произведение Ширяева — «Неугасимая лампада» — одно из первых художественно-исторических описаниё трагедии Соловков 1920-х. Автор обозначил время и место работы над книгой: Соловки, 1925 — Капри, 1950. Она была издана в 1954 в Нью-Йорке, а к российскому читателю пришла в 1991. Творческий замысел в «Неугасимой лампаде» на протяжении четверти века претерпел существенное изменение. Во время работы на Соловках и в Средней Азии мысль автора была сосредоточена на безмерных мучениях человека-узника, на проблеме зла («Я писал тогда о слезах и крови, страдании и смерти. Только о них»). Позднее, уже после Второй мировой войны, всматриваясь в ушедшее, писатель открывал для себя в прошлом новые глубины духовной жизни: «Давняя несказанная прелесть преображенного Китежа засияла из рассеянной пелены кровавого и смрадного тумана, ибо дух свободен и вечен».
       «Неугасимая лампада» состоит из серии рассказов о наиболее ярких событиях и встречах автора на соловецкой каторге. Страшна окружающая действительность, но Ширяев показывает людей — реальных лиц из разных сословий (например, «фрейлину трех императриц» и др.), противостоящих тотальному насилию, сохраняющих веру и совершающих подвиг служения страдающим ближним. В книге нераздельно сливается реальное и легендарное. Ширяев использует соловецкие легенды, которые, по его мнению, «несут свою правду, не фактическую, а внутреннюю, как в апокрифе»; а услышанные Ширяевым устные рассказы открывают красоту и богатство родного языка. Легенда об «Уренском царстве», написанная в форме сказа, которым блестяще владел автор, повествует о судьбе простого костромского крестьянина, в годы революционного лихолетья избранного местными жителями царем и до конца пронесшего мученический венец этого избрания. Завершает книгу описание трагедии 1945 в Лиенце (Австрия), где союзники выдали органам СМЕРШа русских казаков и членов других воинских антикоммунистических формирований. Повествование Ширяева посвящено художнику М.В.Нестерову, сказавшему автору перед его отправкой на Соловки: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко». Религиозная идея отразилась в концепции книги, в названиях отдельных частей. «С образом Неугасимой лампады связан у автора образ Китежской Руси, то есть Руси потаенной, ушедшей в глубину, но которой суждено воскреснуть и воспрянуть. А пока она проявляется во всем, где есть крест и страдание» (Русский Г.- С.416).
       Ширяевым также написаны повести «Последний барин» (1954), «Ванька-Вьюга» (1955) (о дореволюционной России), «Овечья лужа» (1952) й во многом автобиографический роман «Кудеяров дуб» (1958), в котором поднимается больная проблема судьбы русского патриота, ради пользы своего народа готового сотрудничать с немцами. Исследование Ширяева «Религиозные мотивы в русской поэзии» издано уже после смерти автора, в 1960; глава «Возрождение духа. С.Есенин» опубликована в книге: Русское зарубежье о Есенине. М., 1993. Т.2. С.142-149.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:23:56 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"