Чуркин Александр Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Чуркин
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 02.05 Кто родился в этот год 1903 |
[19.4(2.5).1903, д.Пирогово Приозерного р-на Олонецкой губ. (ныне Архангельской обл.) — 9.9.1971,
Ленинград]
— поэт.
Чуркин родился в бедной крестьянской семье. Отец любил песни — русские и украинские, пел так, что все
заслушивались, но не мог преодолеть нужду, а потому «исподлобья на мир глядел». Детство было
нерадостным: «Деревянной древней телегой / Проскрипело детство мое». Именно поэтому родное крыльцо
поэт будет вспоминать «с нехорошей жесткой улыбкой» («Юность»). А вот сама Онега — сторона
северная, былинная, песенная, с далекого детства запала в душу Чуркина, и «повинуясь ее
всепокоряющей силе, он сам начал слагать песни» (Прокофьев А.— С.5).
Чуркин учился в сельской школе, когда в деревню пришла весть о революции. 14 лет от роду будущий
поэт «ушел из постылого дома / Черной ночью за сорок верст». В 1918 он добровольно вступил в Красную
Армию, участвовал в боях на Севере и Юге России. Романтика борьбы за правое дело и красота
украинской природы выпустили на простор звучавшие в душе песни. По просьбе боевых друзей Чуркин
написал «Дивизионный марш», который бойцы пели в строю. После окончания Гражданской войны Чуркин
учился в Одесской артиллерийской школе береговой обороны, газета «Одесские новости» напечатала его
первые стихи (1924).
Будучи курсантом, во время отпуска Чуркин впервые приезжает в Ленинград (1925) к известному
писателю А.П.Чапыгину, который одобрил его литературные опыты, внушил веру в себя. Вскоре Чуркин
получает назначение в Кронштадт — с этих пор Ленинград и Балтика станут одними из основных тем его
творчества. После демобилизации (1927) Чуркин работает в журнале «Резец». В 1929 выходит
коллективный сборник «Разбег», объединивший четырех молодых революционных поэтов — А.Прокофьев,
Б.Лихарев, А.Гитович и Чуркин. В 1930 появляется автобиографическая «олонецкая повесть» Чуркин
«Бубновый край», а затем начинают регулярно публиковаться сборник стихов и песен — «Выход весны»
(1931), «Вторая очередь» (1932), «Избранные стихи» (1935), «Песни и стихи» (1938), «Хорошо жить!»
(1939), «Избранные стихи» (1940).
Проблематика произведений Чуркина роднит его с другими молодыми поэтами-современниками: революция
и Гражданская война, романтика боевых походов и боевой дружбы, созвучная настроениям молодежи
1930-х в преддверии Второй мировой войны. К этому присоединяются картины новой жизни никогда не
забываемого родного Олонецкого края (стих. «Моему поколению», «Девятнадцатому», «Из дорожной
тетради», «Белая ночь на Онеге» и др.) Обращается Чуркин (со значительно меньшим успехом) и к жанру
лиро-эпической поэмы — «Шли полки через Сиваш» (1934-37) — о судьбе крестьянского паренька,
прошедшего через Первую мировую войну и революцию. Расширяется тематика произведений Чуркина —
события в Испании, отмечаемое всей страной столетие со дня гибели Пушкина, воспринимаемого как
декабриста: «Откатились от Зимнего пушки, / Караул у подъездов встал / Александр Сергеевич Пушкин /
Быть повешенным опоздал». Смерть поэта для Чуркина — гибель товарища по оружию, скорбный путь в
Святогорский монастырь — трагедия всей страны: «Комья снега стучат о сани / Избы. Гумна. Седая мгла. /
И Россия в морозном тумане / В пояс кланяясь, отошла» («Пушкин»).
Заметный вклад внес Чуркин в создание советской массовой песни, к которой был подготовлен самой
сутью своей поэтики. По словам Вс.Рождественского, «В природе стихов Чуркина лежит нечто такое, что
сразу привлекает внимание музыканта. В оригинальных сборниках поэта можно отчетливо проследить
сознательное выдвижение песенного начала. Это совершенно закономерно, если принять во внимание, как
тесно связано дарование Чуркина с истоками народной поэзии». Именно мелодические напевные стихи,
фольклорные традиции в сочетании с современным патриотическим звучанием привлекли к Чуркину
внимание композитора И.Дзержинского. Тесная творческая связь между ними установилась на всю
последующую жизнь. В 1930-е Дзержинский пишет ряд романсов на «северные стихи» Чуркин, а затем
включает его песни в оперы «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Правда, текст наиболее известного
финального хора «От края и до края» был несколько отредактирован братом композитора, но в основе его
все-таки лежало стихотворение Чуркина «Слет». И впоследствии Чуркин будет продолжать работать над
циклом казачьих песен.
Вскоре устанавливается еще одна творческая связь Чуркина — с В.Соловьевым-Седым. Успех этого
содружества обеспечила тематическая и жанровая разносторонность художников, позволившая им
создать и романсы, и маршевые, походные, и лирические, и шуточные песни, а также близкая по
характеру народность обоих (см.: Сохор А. Соловьев-Седой В.П. Песенное творчество. Л, 1952; Русская
советская песня. Л., 1959). Большинство песен Чуркина 1930-х объединяет тема Родины, в них все больше
заметны ноты тревожных предчувствий («И если грянет бой, / Мы все готовы к бою в час любой»). Из
любовной лирики 1930-х наиболее известны «Парень кудрявый», «У рябины», «Далеко-далеко, где
кочуют туманы» (все на музыку Г.Носова).
Песня конца 1930-х открыла новый этап в творчестве. Чуркин — движение от отвлеченного
торжественного пафоса к лиризму повседневной жизни и быта современников. Особенно это качество
поэзии Чуркина проявилось в годы Великой Отечественной войны. Он работал в это время в творческой
бригаде поэтов и композиторов при Балтфлоте, печатался в военных газетах. Осенью 1941 им создана
песня «Вечер на рейде». С первого исполнения в землянке под Ржевом, а затем на импровизированных
сценах фронтовых театров началось ее шествие по всей стране. Особенно полюбил ее Ленинград — она
звучала по блокадному радио, сплачивала людей.
Среди других песен Чуркина о войне — «Песня народного гнева», «Клятва балтийцев», «Кронштадтский
вальс», «Песня матери», «Сестра» и др.
В послевоенные годы выходят книги «Самое дорогое. Стихи и песни» (1947), «Песни на стихи А.Чуркина»
(1949), «Избранное» (1953). В 1953 Чуркин и В.Сорокин создают ораторию о великой битве на Волге. В
характерных для этого времени темах — воспоминания о войне, о великой Победе, любовь, дружба,
борьба за мир — Чуркин достаточно традиционен, временами даже повторяет себя, создавая схематичные
образы, «подменяет подлинные коллизии времени внешней событийностью» (Борисов Г.— С.76).
В 1960-е особенно лирически и задушевно звучит традиционная для Чуркина тема Родины. Социальные
декларации все больше сменяет нравственный пафос углубленных раздумий: «На вольных просторах, / В
бескрайних разливах / Синеют озера, / Колышутся нивы. / От Волги до Братска / Огни золотые,— / Все это
Россия, все это Россия». Наиболее ярко новые тенденции заявили о себе в «ленинградском цикле»
Чуркина. Лучшие из этих стихов совмещают патриотический пафос с подлинной теплотой и
задушевностью: «Зари розоватый багрянец / Окрасил родную Неву, / Я счастлив, что я ленинградец, / Что
в городе славном живу» («Песня о Ленинграде», музыка Г.Носова). Это же можно сказать о «Вечерней
песне»: «Город над вольной Невой, / Город нашей славы трудовой, / Слушай, Ленинград, / Я тебе спою, /
Задушевную песню свою». Интонация колыбельной придает ей особую нежность. Первыми тактами этой
песни открывались передачи Ленинградского телевидения, она звучала вместо традиционного
театрального звонка в Большом концертном зале «Октябрьский», но самое главное — она осталась
звучать в сердцах.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх