AZ-libr.ру

информационный портал





Чумандрин Михаил Фёдорович
[18.09.1905-04.02.1940]

  Другие персоны с фамилией Чумандрин
Другие персоны с именем Михаил
Кто родился в этот день 18.09
Кто родился в этот год 1905

       [5(18).9.1905, Тула — 4.2.1940, Карелия]
       — прозаик, драматург, публицист.
       Чумандрин родился в семье рабочего-котельщика. Рано потеряв отца, воспитывался в детском доме Новосильского уезда Тульской губ. Весь сознательный период жизни Чумандрин прошел в Ленинграде, куда он приехал в 1923. В 1925 поступил на завод «Красный гвоздильщик» рабочим-прессовщиком. Одновременно стал работать в заводской многотиражной печати и сотрудничать с редакцией журнала «Юный пролетарий». С конца 1920-х — один из руководителей ЛАПП, редактор журнала «Ленинград» и газеты «Наступление». По отзывам современников, имя Чумандрина звучало тогда для питерских интеллигентов «грозно и страшно». «Самоуверенный, темпераментный, с самыми крайними левацкими взглядами... Он не признавал русских классиков, потому что они были дворяне, не признавал переводной литературы, потому что она сплошь буржуазная... Нетерпимость его была искренняя» (Чуковский Н.- С.229-230).
       В 1935-36 жил на Дальнем Востоке. По возвращении в Ленинград в 1936-37 был заведующим репертуарным отделом Ленинградского Большого драматического театра им. А.М.Горького.
       С начала финской военной кампании 1939-40 Чумандрин — в действующей армии, работает во фронтовой газете. Назначается комиссаром горно-стрелкового полка. В 1940 героически погиб в бою. Посмертно награжден орденом Ленина.
       Творческий путь Чумандрин начался рано. Первый почти литературный опыт относится к 1919, когда он представил в Тульский губернский отдел социального обеспечения, в ведении которого находился детский дом, не заявление, а «рассказ среднего размера». Первым настоящим шагом в литературу считал повесть «Склока», написанную в 1926 и опубликованную в сборнике с несколькими рассказами в 1930.
       Творчество начинающего рабочего автора было замечено и поддержано М.Горьким. Особого внимания удостоился рассказ «Глухарь».
       Рапповская критика не только восторженно приняла творчество молодого писателя, но даже сравнивала его с Л.Толстым и Э.Золя. Чумандрин не без оснований считал себя последователем Ф.Гладкова («Цемент»). Темы переделки частнособственнической психологии в среде рабочих («Склока»), борьбы с «оппортунистическим перерождением» рабочих, руководителей предприятий в период нэпа («Родня», «Фабрика Рабле», «Бывший герой») отвечали настроению нового читателя. Несмотря на сочувственное отношение к его произведениям читателей, автор самокритично считал их слабыми. При переиздании попытался избавиться от схематизма характеров, второстепенных деталей и т.д. Большую помощь в подготовке новых изданий писателю оказывали Ю.Лебединский и А.Фадеев. Однако избежать схематичности характеров в полной мере не удавалось. Отчасти причина заключалась в прямолинейности взглядов поколения, к которому принадлежал сам автор, что отмечали хорошо знавшие его современники (Стенич, Чуковский, Штейн).
       «Литература была для Чумандрина необходимостью,— вспоминал А.Штейн.— Помню, Алексей Толстой в Детском Селе при мне говорил ему по поводу одной из его книг: "Очень много здесь лишнего, очень много вы испортили. И все-таки хочется ее дочитать до конца. А знаете — отчего? Есть какая-то в ней терпкость". И под конец сказал: "Вы пишете не от баловства"» (Штейн А.— С.184). Лучшим своим произведением Чумандрин считал повесть «Белый камень», написанную в 1932 и в рукописи представленную для рецензии М.Горькому. В центре повествования — Андрей Опочинский, герой пролетарской революции, чудом выживший после расстрела, один из лучших путиловских рабочих. Конфликт начинается с того, что трудовой коллектив упрекает рабочего в малодушии за отказ ехать на строительство Сталинграда. Не без мучительных сомнений Андрей Опочинский оставляет «хорошую работу, подходящую квартиру и своих парней» и отправляется в Заполярье, в Белый Камень, на строительство обогатительной фабрики. Здесь под влиянием умных руководителей стройки в противостоянии с приехавшими на строительство пьяницами, лодырями, рвачами происходит становление личности, характера героя. Вырабатывается умение организовать настоящий трудовой коллектив и настроить его на производительный труд.
       Значительную часть творческого наследия Чумандрин представляет публицистика. В 1931 выходит сборник «Путиловские дневники», куда вошли материалы, опубликованные автором на страницах ежедневной заводской газеты «На штурм 12 тысяч». Для рассказа о выполнении плана по выпуску тракторов путиловцами Чумандрин нашел интересный прием: он писал от имени немецкого рабочего-металлиста Густава Нейкранца, якобы специально приехавшего на советский завод, чтобы ознакомиться с опытом работы коллектива. Он не только описывал труд передовиков производства. Внимательный взгляд корреспондента не упускал неполадки, нарушения дисциплины. Не осталась без внимания работа товарищеского суда, учинявшего спрос с прогульщиков и лодырей. Так, благодаря очеркам и зарисовкам, герои которых часто выводились под своими фамилиями, складывался психологический портрет нового типа рабочего — с новым отношением к труду, людям, трудовому коллективу. Найденный Чумандриным художественный прием оказался настолько удачным, а материалы убедительными, что с «немецким» корреспондентом пожелало встретиться руководство завода. А секретарь парткома намеревался рекомендовать его к вступлению в большевистскую партию.
       В 1931 Чумандрин побывал в Германии, впечатления о которой составили книгу очерков «Германия» (1933). Значительную роль в работе над ней сыграл М.Горький, подсказавший автору несколько тем (главы «Приличная жизнь», «Собственность», «Обитаемый остров» и др.), давший советы по композиционному оформлению написанного. Книга Чумандрина стала одной из немногих в советской литературе, запечатлевших предвоенную Германию.
       Чумандрин не знал творческих простоев. «Он любил литературу и театр почти как жизнь — фанатично» (Штейн А.— С.182). Реализация очередных художественных замыслов, переработка (иногда до 5-6 раз) изданного ранее, освоение новых родов литературы (например, драматургии) убедительно свидетельствуют о работоспособности автора. Значительную часть задуманного осуществить не удалось. Остались ненаписанными романы о Л.Н.Толстом, С.М.Кирове, о будущем Ленинграда, гротесковая комедия и др.
       «Чумандрин был умный, сложный, искренний человек, созданный революцией и воинственно преданный ей» (Н.К.Чуковский).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:13:26 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"