Чумандрин Михаил Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Чумандрин
Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 18.09 Кто родился в этот год 1905 |
[5(18).9.1905, Тула — 4.2.1940, Карелия]
— прозаик, драматург, публицист.
Чумандрин родился в семье рабочего-котельщика. Рано потеряв отца, воспитывался в детском доме
Новосильского уезда Тульской губ. Весь сознательный период жизни Чумандрин прошел в Ленинграде,
куда он приехал в 1923. В 1925 поступил на завод «Красный гвоздильщик» рабочим-прессовщиком.
Одновременно стал работать в заводской многотиражной печати и сотрудничать с редакцией журнала
«Юный пролетарий». С конца 1920-х — один из руководителей ЛАПП, редактор журнала «Ленинград» и
газеты «Наступление». По отзывам современников, имя Чумандрина звучало тогда для питерских
интеллигентов «грозно и страшно». «Самоуверенный, темпераментный, с самыми крайними левацкими
взглядами... Он не признавал русских классиков, потому что они были дворяне, не признавал переводной
литературы, потому что она сплошь буржуазная... Нетерпимость его была искренняя» (Чуковский Н.-
С.229-230).
В 1935-36 жил на Дальнем Востоке. По возвращении в Ленинград в 1936-37 был заведующим репертуарным
отделом Ленинградского Большого драматического театра им. А.М.Горького.
С начала финской военной кампании 1939-40 Чумандрин — в действующей армии, работает во фронтовой
газете. Назначается комиссаром горно-стрелкового полка. В 1940 героически погиб в бою. Посмертно
награжден орденом Ленина.
Творческий путь Чумандрин начался рано. Первый почти литературный опыт относится к 1919, когда он
представил в Тульский губернский отдел социального обеспечения, в ведении которого находился
детский дом, не заявление, а «рассказ среднего размера». Первым настоящим шагом в литературу считал
повесть «Склока», написанную в 1926 и опубликованную в сборнике с несколькими рассказами в 1930.
Творчество начинающего рабочего автора было замечено и поддержано М.Горьким. Особого внимания
удостоился рассказ «Глухарь».
Рапповская критика не только восторженно приняла творчество молодого писателя, но даже сравнивала
его с Л.Толстым и Э.Золя. Чумандрин не без оснований считал себя последователем Ф.Гладкова
(«Цемент»). Темы переделки частнособственнической психологии в среде рабочих («Склока»), борьбы с
«оппортунистическим перерождением» рабочих, руководителей предприятий в период нэпа («Родня»,
«Фабрика Рабле», «Бывший герой») отвечали настроению нового читателя. Несмотря на сочувственное
отношение к его произведениям читателей, автор самокритично считал их слабыми. При переиздании
попытался избавиться от схематизма характеров, второстепенных деталей и т.д. Большую помощь в
подготовке новых изданий писателю оказывали Ю.Лебединский и А.Фадеев. Однако избежать
схематичности характеров в полной мере не удавалось. Отчасти причина заключалась в прямолинейности
взглядов поколения, к которому принадлежал сам автор, что отмечали хорошо знавшие его современники
(Стенич, Чуковский, Штейн).
«Литература была для Чумандрина необходимостью,— вспоминал А.Штейн.— Помню, Алексей Толстой в
Детском Селе при мне говорил ему по поводу одной из его книг: "Очень много здесь лишнего, очень много
вы испортили. И все-таки хочется ее дочитать до конца. А знаете — отчего? Есть какая-то в ней
терпкость". И под конец сказал: "Вы пишете не от баловства"» (Штейн А.— С.184). Лучшим своим
произведением Чумандрин считал повесть «Белый камень», написанную в 1932 и в рукописи
представленную для рецензии М.Горькому. В центре повествования — Андрей Опочинский, герой
пролетарской революции, чудом выживший после расстрела, один из лучших путиловских рабочих.
Конфликт начинается с того, что трудовой коллектив упрекает рабочего в малодушии за отказ ехать на
строительство Сталинграда. Не без мучительных сомнений Андрей Опочинский оставляет «хорошую
работу, подходящую квартиру и своих парней» и отправляется в Заполярье, в Белый Камень, на
строительство обогатительной фабрики. Здесь под влиянием умных руководителей стройки в
противостоянии с приехавшими на строительство пьяницами, лодырями, рвачами происходит становление
личности, характера героя. Вырабатывается умение организовать настоящий трудовой коллектив и
настроить его на производительный труд.
Значительную часть творческого наследия Чумандрин представляет публицистика. В 1931 выходит
сборник «Путиловские дневники», куда вошли материалы, опубликованные автором на страницах
ежедневной заводской газеты «На штурм 12 тысяч». Для рассказа о выполнении плана по выпуску
тракторов путиловцами Чумандрин нашел интересный прием: он писал от имени немецкого
рабочего-металлиста Густава Нейкранца, якобы специально приехавшего на советский завод, чтобы
ознакомиться с опытом работы коллектива. Он не только описывал труд передовиков производства.
Внимательный взгляд корреспондента не упускал неполадки, нарушения дисциплины. Не осталась без
внимания работа товарищеского суда, учинявшего спрос с прогульщиков и лодырей. Так, благодаря
очеркам и зарисовкам, герои которых часто выводились под своими фамилиями, складывался
психологический портрет нового типа рабочего — с новым отношением к труду, людям, трудовому
коллективу. Найденный Чумандриным художественный прием оказался настолько удачным, а материалы
убедительными, что с «немецким» корреспондентом пожелало встретиться руководство завода. А
секретарь парткома намеревался рекомендовать его к вступлению в большевистскую партию.
В 1931 Чумандрин побывал в Германии, впечатления о которой составили книгу очерков «Германия»
(1933). Значительную роль в работе над ней сыграл М.Горький, подсказавший автору несколько тем
(главы «Приличная жизнь», «Собственность», «Обитаемый остров» и др.), давший советы по
композиционному оформлению написанного. Книга Чумандрина стала одной из немногих в советской
литературе, запечатлевших предвоенную Германию.
Чумандрин не знал творческих простоев. «Он любил литературу и театр почти как жизнь — фанатично»
(Штейн А.— С.182). Реализация очередных художественных замыслов, переработка (иногда до 5-6 раз)
изданного ранее, освоение новых родов литературы (например, драматургии) убедительно
свидетельствуют о работоспособности автора. Значительную часть задуманного осуществить не
удалось. Остались ненаписанными романы о Л.Н.Толстом, С.М.Кирове, о будущем Ленинграда,
гротесковая комедия и др.
«Чумандрин был умный, сложный, искренний человек, созданный революцией и воинственно преданный
ей» (Н.К.Чуковский).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх