Чумандрин Михаил Фёдорович  
 | 
| 
Другие персоны с фамилией Чумандрин 
 Другие персоны с именем Михаил Кто родился в этот день 18.09 Кто родился в этот год 1905  | 
      
[5(18).9.1905, Тула — 4.2.1940, Карелия] 
      
— прозаик, драматург, публицист. 
      
Чумандрин родился в семье рабочего-котельщика. Рано потеряв отца, воспитывался в детском доме 
Новосильского уезда Тульской губ. Весь сознательный период жизни Чумандрин прошел в Ленинграде, 
куда он приехал в 1923. В 1925 поступил на завод «Красный гвоздильщик» рабочим-прессовщиком. 
Одновременно стал работать в заводской многотиражной печати и сотрудничать с редакцией журнала 
«Юный пролетарий». С конца 1920-х — один из руководителей ЛАПП, редактор журнала «Ленинград» и 
газеты «Наступление». По отзывам современников, имя Чумандрина звучало тогда для питерских 
интеллигентов «грозно и страшно». «Самоуверенный, темпераментный, с самыми крайними левацкими 
взглядами... Он не признавал русских классиков, потому что они были дворяне, не признавал переводной 
литературы, потому что она сплошь буржуазная... Нетерпимость его была искренняя» (Чуковский Н.- 
С.229-230). 
      
В 1935-36 жил на Дальнем Востоке. По возвращении в Ленинград в 1936-37 был заведующим репертуарным 
отделом Ленинградского Большого драматического театра им. А.М.Горького. 
      
С начала финской военной кампании 1939-40 Чумандрин — в действующей армии, работает во фронтовой 
газете. Назначается комиссаром горно-стрелкового полка. В 1940 героически погиб в бою. Посмертно 
награжден орденом Ленина. 
      
Творческий путь Чумандрин начался рано. Первый почти литературный опыт относится к 1919, когда он 
представил в Тульский губернский отдел социального обеспечения, в ведении которого находился 
детский дом, не заявление, а «рассказ среднего размера». Первым настоящим шагом в литературу считал 
повесть «Склока», написанную в 1926 и опубликованную в сборнике с несколькими рассказами в 1930. 
      
Творчество начинающего рабочего автора было замечено и поддержано М.Горьким. Особого внимания 
удостоился рассказ «Глухарь». 
      
Рапповская критика не только восторженно приняла творчество молодого писателя, но даже сравнивала 
его с Л.Толстым и Э.Золя. Чумандрин не без оснований считал себя последователем Ф.Гладкова 
(«Цемент»). Темы переделки частнособственнической психологии в среде рабочих («Склока»), борьбы с 
«оппортунистическим перерождением» рабочих, руководителей предприятий в период нэпа («Родня», 
«Фабрика Рабле», «Бывший герой») отвечали настроению нового читателя. Несмотря на сочувственное 
отношение к его произведениям читателей, автор самокритично считал их слабыми. При переиздании 
попытался избавиться от схематизма характеров, второстепенных деталей и т.д. Большую помощь в 
подготовке новых изданий писателю оказывали Ю.Лебединский и А.Фадеев. Однако избежать 
схематичности характеров в полной мере не удавалось. Отчасти причина заключалась в прямолинейности 
взглядов поколения, к которому принадлежал сам автор, что отмечали хорошо знавшие его современники 
(Стенич, Чуковский, Штейн). 
      
«Литература была для Чумандрина необходимостью,— вспоминал А.Штейн.— Помню, Алексей Толстой в 
Детском Селе при мне говорил ему по поводу одной из его книг: "Очень много здесь лишнего, очень много 
вы испортили. И все-таки хочется ее дочитать до конца. А знаете — отчего? Есть какая-то в ней 
терпкость". И под конец сказал: "Вы пишете не от баловства"» (Штейн А.— С.184). Лучшим своим 
произведением Чумандрин считал повесть «Белый камень», написанную в 1932 и в рукописи 
представленную для рецензии М.Горькому. В центре повествования — Андрей Опочинский, герой 
пролетарской революции, чудом выживший после расстрела, один из лучших путиловских рабочих. 
Конфликт начинается с того, что трудовой коллектив упрекает рабочего в малодушии за отказ ехать на 
строительство Сталинграда. Не без мучительных сомнений Андрей Опочинский оставляет «хорошую 
работу, подходящую квартиру и своих парней» и отправляется в Заполярье, в Белый Камень, на 
строительство обогатительной фабрики. Здесь под влиянием умных руководителей стройки в 
противостоянии с приехавшими на строительство пьяницами, лодырями, рвачами происходит становление 
личности, характера героя. Вырабатывается умение организовать настоящий трудовой коллектив и 
настроить его на производительный труд. 
      
Значительную часть творческого наследия Чумандрин представляет публицистика. В 1931 выходит 
сборник «Путиловские дневники», куда вошли материалы, опубликованные автором на страницах 
ежедневной заводской газеты «На штурм 12 тысяч». Для рассказа о выполнении плана по выпуску 
тракторов путиловцами Чумандрин нашел интересный прием: он писал от имени немецкого 
рабочего-металлиста Густава Нейкранца, якобы специально приехавшего на советский завод, чтобы 
ознакомиться с опытом работы коллектива. Он не только описывал труд передовиков производства. 
Внимательный взгляд корреспондента не упускал неполадки, нарушения дисциплины. Не осталась без 
внимания работа товарищеского суда, учинявшего спрос с прогульщиков и лодырей. Так, благодаря 
очеркам и зарисовкам, герои которых часто выводились под своими фамилиями, складывался 
психологический портрет нового типа рабочего — с новым отношением к труду, людям, трудовому 
коллективу. Найденный Чумандриным художественный прием оказался настолько удачным, а материалы 
убедительными, что с «немецким» корреспондентом пожелало встретиться руководство завода. А 
секретарь парткома намеревался рекомендовать его к вступлению в большевистскую партию. 
      
В 1931 Чумандрин побывал в Германии, впечатления о которой составили книгу очерков «Германия» 
(1933). Значительную роль в работе над ней сыграл М.Горький, подсказавший автору несколько тем 
(главы «Приличная жизнь», «Собственность», «Обитаемый остров» и др.), давший советы по 
композиционному оформлению написанного. Книга Чумандрина стала одной из немногих в советской 
литературе, запечатлевших предвоенную Германию. 
      
Чумандрин не знал творческих простоев. «Он любил литературу и театр почти как жизнь — фанатично» 
(Штейн А.— С.182). Реализация очередных художественных замыслов, переработка (иногда до 5-6 раз) 
изданного ранее, освоение новых родов литературы (например, драматургии) убедительно 
свидетельствуют о работоспособности автора. Значительную часть задуманного осуществить не 
удалось. Остались ненаписанными романы о Л.Н.Толстом, С.М.Кирове, о будущем Ленинграда, 
гротесковая комедия и др. 
      
«Чумандрин был умный, сложный, искренний человек, созданный революцией и воинственно преданный 
ей» (Н.К.Чуковский).
Литература и другие источники информации
| 
 
Дата последнего изменения:  | 
Наверх