Хренов Николай Андреевич
|
Другие персоны с фамилией Хренов
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 17.12 Кто родился в этот год 1942 |
- специалист в области эстетики и культурологии; доктор философских наук, профессор
Род. в Н.Новгороде.
Окончил ВГИК (1968), аспирантуру того же института (1970).
С 1971 - в институте истории искусств Министерства культуры: младший научный сотрудник,
с 1976 - старший научный сотрудник,
с 1982 - ведущий научный сотрудник.
Кандидатская диссертация - "От законов творчества к законам восприятия" (1973);
Докторская диссертация - "Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности" (1992).
С 1987 ведет преподавательская деятельность (Центральный ИПК при Министерстве культуры, Московский государственный университет культуры, ВГИК, школа-студия МХАТ).
С 1998 - заведующий отделом эстетики и теории искусства (ГИИ) Государственного института искусствознания Министерства культуры.
С 2000 - заместитель председателя Совета по эстетике и теории культуры ГИИ, главный редактор научного альманаха "Традиционная культура".
Хренов разрабатывает эстетические, социологические и социально-психологические аспекты искусства и его видов. Особое внимание уделяет процессам функций искусства, его социальным функциям, а также его рецепции (рецептивная эстетика).
Хренов разрабатывает также культурологические аспекты искусства. В поле его внимания - переходные эпохи в истории культуры и связанное с ними изменение социальных функций искусства. Выявляя в истории особую разновидность перехода - переход от цикла к циклу, Хренов, развивая идеи философии истории П.Сорокина, разработал теорию возврата искусства в моменты бифуркации к удаленным историческим эпохам, на основе которого происходит разрыв с непосредственно предшествующим циклом истории искусства и одновременно скачок в качественно новое состояние. Эта закономерность позволила точнее объяснить смысл происходящих в культуре XX в. процессов. Выявленную закономерность Хренов иллюстрирует возникновением постмодернизма, нуждающегося в осмыслении с точки зрения философии истории и цивилизационной парадигмы.
Хренов доказывает, что одним из значимых признаков смены циклов оказывается также возникновение множества субкультур и контркультур, в большей или меньшей степени отклоняющихся от ценностного ядра культуры и играющих важную роль в процессах истории искусства. Каждая из них стремится к универсализации соответствующей ей картины мира, что объясняет сопровождающую историю искусства альтернативность. Это позволило объяснить возникающие в истории искусства маргинальные дискурсы, не получающие развития или получающие развитие спустя десятилетия и даже столетия. Картины мира в их субкультурных формах - посредники между культурами, с одной стороны, и картинами мира в их индивидуальных формах, которые и получают выражение в произведениях искусства. Соотнося картину мира с личностью, Хренов, опираясь на традиции Лазурского, Юнга, Гумилева, Маслоу и др., разработал типологию личности.
Решение задачи, связанной с построением типологии, позволило социальной функции искусства соотнести с субкультурной стратификацией, что представляет важный вклад в разработку проблем эстетики и социологического искусства. Опора на методологию междисциплинарного сотрудничества позволила Хренов дать философское истолкование истории искусства и - шире - культуры, в границах которой развертываются художественные и эстетические процессы.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх