AZ-libr.ру

информационный портал





Хомяков Алексей Степанович
[13.05.1804-05.10.1860]

  Другие персоны с фамилией Хомяков
Другие персоны с именем Алексей
Кто родился в этот день 13.05
Кто родился в этот год 1804

       - философ, основатель славянофильства, один из его лидеров (наряду с И.В.Киреевским).
       Род. в Москве; из старинной дворянской семьи.
       Получил домашнее образование, изучал философию, историю, математику и другие науки, овладел несколькими иностранными языками.
       В 1822 окончил физико-математическое отделение Московского университета.
       С 1823 по 1825 находился на военной службе, затем вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия).
       В 1828 в России поступил на службу в гусарский полк, участвовал в русской-турецкой войне, по окончании которой вновь вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем имении. Зимой жил в Москве, где организовал кружок единомышленников, который вскоре стал называться славянофильским.
       В 1847 совершил поездку в Германию и Богемию. На протяжении всей последующей жизни X. сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления, выступая со статьями по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии.
       Умер, заразившись холерой, занимаясь лечением крестьян.
       Круг умственных и практических занятий X. был чрезвычайно широк: богослов, социолог, историк мировой цивилизации, экономист, автор технических новшеств, поэт, врач, живописец.
       Жизнь Хомякова оборвалась неожиданно - он умер от холеры.
       "Первая основная особенность философского творчества Хомякова, - отмечал В.В.Зеньковский, - состоит в том, что он исходил из церковного сознания при построении философской системы. Это было сознательным принципом для него, ибо в Церкви он видел полноту истины, в Церкви видел источник того света, который освещает нам все тварное бытие. Не от изучения мира и его философского толкования шел он к свету веры, а, наоборот,- все светилось для него тем светом, какой излучает Церковь. Хомяков в подлинном смысле "христианский философ", ибо он исходил из христианства. Конечно, это является "предпосылкой" его философских анализов, но не следует забывать, что в самой вере своей - твердой, но всегда просветленной разумом, точнее говоря, всегда зовущей к разумности,- Хомяков был исключительно свободен. Ни тени ханжества или "слепой" веры не имел он в себе, и Церковь... не была для Хомякова авторитетом, а была именно источником света.
       В самом внутреннем мире Хомякова приоритет принадлежал именно вере, которая не была для него "объектом" мысли, "предметом" обсуждения, а была основной первореальностью в его духовном мире. Исходя из христианского своего сознания, Хомяков видел основу его в Церкви,- но понятие Церкви берется Хомяковым не так, как у Чаадаева. Для Чаадаева Церковь есть сила, действующая в истории, строящая на земле Царствие Божие; для Хомякова же основное и главное в понятии Церкви как первореальности заключено в факте духовной жизни. Вокруг этого понятия развивается вся богословская доктрина Хомякова, но оно же является основной для его философских построений" (3. "ИРФ". Т.1. 4.1. С.201).
       Основным пунктом славянофильской доктрины Хомякова считается его очерк "О старом и новом" (1839), где, анализируя историю России, Хомяков ставит ряд проблем - таких, как оценка реформ Петра I, роль религии и, в частности, православия в русской истории; соотношение Запада и Востока и других.
       Хомяков считал, что в основе общества лежит его саморазвитие. "Общество, которое вне себя ищет сил для самосохранения, уже находится в состоянии болезненном. Всякая федерация заключает в себе безмолвный протест против одного общего начала. Федерация случайная доказывает отчуждение людей друг от друга... Человечество воспитывается религией, но оно воспитывается медленно. ...Человек достигает своей нравственной цели только в обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому. ...Силы духовные принадлежат народу и церкви, а не правительству; правительству же предоставлено только пробуждать или убивать их деятельность каким-то насилием, более или менее суровым" (Хомяков А.С. Соч. в 2 т. T.l. М., 1994. С.469).
       Главной чертой личности Хомяков была глубокая религиозность. Социологическая концепция Хомякова, занимающая важное место в его работах, пронизана религиозным духом. Его взгляды подчинены идее о коренном различии путей России и Запада и доказательству самобытности русского народа. Различие это обусловлено неодинаковостью "внутренних начал" русской и западноевропейской жизни, формами религиозного мировоззрения - православного христианства и католицизма.
       Хомяков ожидал, что православие через Россию может привести к перестройке всей системы культуры. История призывает Россию встать впереди всемирного просвещения,- история дает ей право на это за всесторонность и полноту ее начал. В центре его воззрений - учение о начале "соборности", о принципе устроения бытия, описывающем множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство". В такой трактовке оно характеризует природу не только церкви, но и человека, общества, процессы познания и творчества. В дальнейшем это учение стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии. Творцом и источником мира провозглашается разумная воля, или, иначе, "волющий разум", наделенный чертами византийского бога. Мыслящий разум наделяется атрибутом воли, которая абсолютно свободна. "Волющий разум" творит мир предметов и человека.
       Ядро антропологии Хомякова - учение о целостности человека. Целостность же в человеке есть иерархическая структура души. Познание истины и овладение ею не является функцией индивидуального сознания, но вверено Церкви. "Истина, недоступная для отдельного мышления,- пишет Хомяков,- доступна только совокупности мышлений, связанных любовью".

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:04:12 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"