Хвостов Вениамин Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Хвостов
Другие персоны с именем Вениамин Кто родился в этот день 29.02 Кто родился в этот год 1868 |
- социолог, правовед.
Род. в Керчи.
Учился в Александровской гимназии в Керчи, затем - на юридическом факультете Московского университета, который окончил в 1889.
С 1895 читал там же римское право, с 1889 - профессор.
Активно сотрудничал в журнале "Вопросы философии и психологии".
Сопредседатель Московского психологического общества.
В 1911 вместе с другими профессор вышел в отставку, выразив таким образом свой протест против нарушений университетской автономии. После этого преподавал на Высших женских курсах (сочувственно относясь к проблеме женской эмансипации, часть средств от своих публикаций передавал в пользу слушательниц), в Народном университете А.Л.Шанявского.
В 1917 возвращается в Московский университет, где читает курс гражданского права.
В 1920 покончил жизнь самоубийством.
В качестве основы общественной жизни рассматривал онтологический дуализм стихийно-естественных и свободно-целеполагающих сил. Отсюда - различные формы борьбы в обществе: между стихийным и организованным, подсознательным и сознательным, личным и групповым. Эти формы борьбы, как и определяющие их силы, должны, по X., составить предмет научной социологии. Сущность общественной жизни - духовное взаимодействие между людьми.
Хвостов считал, что вопросы социологии могут быть правильно поставлены только на психологической основе. К таким вопросам он относил вопросы о природе обществ, идеала, о культуре, личности и социальных группах. Социологические закономерности есть, соответственно, "законы социальной психики". По мнению X., социология должна состоять из двух "отделов": к одному он относил социальную психологию, ко 2-му - методологию общественных наук. В основу последней он полагал метод "социальной типологии", снимавший, по мысли автора, противоположность идеографического и номотетического подходов. "Социальная типология" предполагает создание мыслительных конструктов, занимающих среднее положение между описанием фактов и теорией. Как пишет А.И.Черных, "Подчеркивая важность достоверного, методологически проверенного фактического материала, Хвостов настаивает на необходимости анкетирования, опросов и экспериментов в социологии, что возможно только в условиях специально созданных научных лабораторий и институтов, от деятельности которых зависит будущее социологии. Эти идеи были частично реализованы в деятельности возглавляемого им подразделения созданного в начале 1910г. Московского научного института - Института социальной психологии, целью которого являлась "разработка путей и способов обследования живой социальной действительности" ("S.u.S.". Т.1. С. 140).
Рассматривая духовное общение, Хвостов различает два его вида - стихийно-подсознательный (масс, психозы, мода, войны, национальный характер) и рациональный (реформы, идеалы, научные и политические программы).
Хвостов отрицательно относился к революции, считая ее порожденной темными страстями, иррациональной психологической массой. (См.: А.И.Черных. "S.u.S.". С.139-142.) Для изменения общественной жизни, считал он, предпочтительнее реформы, построенные на социологическом знании, с учетом общественного мнения, социальных идеалов и частных интересов. Личность, по Хвостову, есть социокультурное образование; печать общества и культуры накладывается даже на такую физиологическую характеристику человека как пол.
Хвостов выступал в защиту женской эмансипации, критиковал мораль "двойного стандарта", посвятил ряд работ проблемам участия женщины в функционировании и эволюции культуры человечества. (См.: И.А.Голосенко "РС". С.319-320.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх