Фурманов Дмитрий Андреевич
|
Другие персоны с фамилией Фурманов
Другие персоны с именем Дмитрий Кто родился в этот день 07.11 Кто родился в этот год 1891 |
[26.10(7.11).1891, с.Середа Нерехтского уезда. Костромской губ. (ныне г.Фурманов Ивановской обл.) —
15.3.1926, Москва]
— прозаик.
Родился в крестьянской семье, вскоре приписавшейся к мещанскому сословию. Учился в Городском
училище и Торговой школе Иваново-Вознесенска, затем в Кинешем-ском реальном училище (V—VII классы,
1909-12). Для поступления в университет сдал экстерном экзамен по латинскому языку и в 1912 был
принят на юридический, затем переведен на историко-филологический факультет Московского
университета. Не завершив образования, в 1915 ушел добровольно служить братом милосердия на
санитарных поездах Земского союза, побывал на Кавказе, в Сибири, на Западном и Юго-Западном
фронтах. В окт. 1916 демобилизовался и поселился в Иваново-Вознесенске, где стал преподавателем
рабочих курсов.
Литературные интересы пробудились у Фурманова еще в школьную пору, когда он начинает писать стихи,
но публикация в 1912 в местной газете «Ивановский листок» стих. «Памяти Д.Д.Ефремова» (посвящено
учителю литератуы Кинешемского училища) долгое время оставалась единственной. Хотя
стихотворчество юношеских лет было интенсивным (включая сюда и эпизодические стихотворные
публикации лета-осени 1917 в ивановской газеты «Рабочий край»), Фурманов поэтом не стал.
С 1910 Фурманов начинает вести дневник, не расставаясь с ним ни при каких обстоятельствах до конца
жизни. Дневники Фурманова представляют собой выдающийся человеческий и исторический документ.
Они лишены нарочитой «литературности» интимно-лирического, психологически-аналитического или
картинно-описательного плана. Первоначально значительное место в них, наряду с зарисовками из
повседневной жизни и самонаблюдениями, отводится текущим литературными впечатлениям и
размышлениям по поводу прочитанного. Но очень скоро записи Фурманова становятся своего рода личным
журналом, куда регулярно заносятся суждения, оценки и факты, связанные с общественными
умонастроениями и широкомасштабными историческими событиями. С 1914 отдельные записи получают
заглавия, а позже вообще весь дневниковый текст дробится на тематически автономные этюды.
Фурманов остро сознает как содержательную ценность своих дневников (документ эпохи), так и их
литературно-прагматическую ценность (свод всего лично увиденного, пережитого, осмысленного и в то
же время уже прошедшего первичную литературную обработку). Дневниковые записи станут
использоваться писателем уже в его ранней газетной публицистике 1918-19.
До сих пор дневники Фурманова опубликованы выборочно и преимущественно в той части, которая
касается революционных событий 1917-18 в Иваново-Вознесенске, событий Гражданской войны,
отраженных впоследствии в «Чапаеве» и «Мятеже», а также работы над этими произведениями. Ни как
исторический источник, ни как литературный памятник они не исследовались.
Политическое самоопределение Фурманова началось под влиянием революционных событий весны, лета и
осени 1917 в Иваново-Вознесенске. «Пламенные настроения, при малой политической школе,— писал он в
"Автобиографии" (1926),— толкнули быть сначала максималистом, дальше анархистом, и казалось, новый
желанный мир можно было построить при помощи бомб, безвластья, добровольчества всех и во всем... А
жизнь толкнула работать в Совете рабочих депутатов». Став заместителем председателя Совета,
Фурманов оказался вынужден выбирать между различными партийно-политическими лозунгами и
программами в условиях каждодневной практической необходимости решать задачи жизнеобеспечения
целого края и вникать в нужды самых разнообразных слоев населения, прежде всего рабочих
коллективов. Именно тогда раскрылся его незаурядный талант организатора и пропагандиста, причем в
редком сочетании со способностью не утрачивать (при всей жесткости собственной политической позиции)
понимания реальной сложности социальных отношений и интересов людей. Знакомство с М.В.Фрунзе
определило окончательный политический выбор Фурманова — летом 1918 он вступает в РКП (б) и
становится сподвижником Фрунзе. С нояб. 1918 он военнослужащий Ярославского округа — «для
поручений у Фрунзе»; с февр. 1919 — с отрядом иваново-вознесенских рабочих-коммунистов на Восточном
фронте, куда Фрунзе назначен сначала командующим 4-й армией, затем Южной группой войск; с 25 марта
по 30 июля 1919 — комиссар 25-й стрелковой (Чапаевской) дивизии.
С авг. 1919 по сент. 1920 Фурманов — заместитель начальника Политуправления Туркестанского фронта, с
конца 1919 — уполномоченный Реввоенсовета Туркестанского фронта по Семиречью, с 6 июня 1920 — в
Верном (Алма-Ате), где обострившиеся после разгрома белоказачьих войск этнокультурные и социальные
противоречия вызвали брожение в Семиреченской армии. Фурманов оказывается центральной фигурой в
событиях, связанных с политической нейтрализацией стихийного военного мятежа (12-19 июня 1920).
С авг. 1920 Фурманов на Кубани, где в качестве комиссара участвует в военной операции по разгрому
врангелевского десанта (28 авг.- 5 сент.), за что награжден орденом Красного Знамени.
По завершении Гражданской войны Ф. в июне 1921 приезжает в Москву, работает в
литературно-издательском отделе Политуправления Реввоенсовета, становится членом Высшего
военно-редакционного совета; с нояб. 1921 заведует редакцией журнала «Военная наука и революция» и
одновременно завершает филологическое образование в Московском университете (окончил в 1924). С
сент. 1923 работает в Госиздате — политредактором, затем редактором отдела современной
художественной литературы.
Еще в 1918-19 Фурманов спорадически публикует в армейских газетах очерки о некоторых военных
событиях, но регулярной литературной деятельностью начинает заниматься только во время своего
пребывания на Кубани (авг. 1920 — май 1921). Зарегистрировано более 70 публицистических статей и
выступлений Фурманова в екатеринодарских изданиях этого периода; он печатается и в центральной
прессе (газете «Известия», журнале «Политработник»).
В 1920-21 Фурманов создает пьесу «За коммунизм» (впервые опубл. 1965); в 1921 — повесть «Записки
обывателя» (опубликована посмертно: Молодая гвардия. 1926. №10); в 1922 работает над пьесой «Вера»
(неопубл.). Вступление Фурманова в литературу связано с созданием и публикацией повести «Красный
десант» (1922) — первого опыта Фурманова в том литературном роде, который в дальнейшем определит
его место и значение как писателя.
Летом 1922 Фурманов приступает к работе над замыслом большого документально-художественного
повествования о Чапаеве. Писатель тщательно собирал материалы о личности Чапаева и истории его
дивизии, колебался в выборе повествовательной манеры, долго размышлял над жанром будущего
произведения, так и не найдя для себя какого-либо удовлетворительного его обозначения (в дневниковой
записи от 29 окт. 1922 зафиксированы следующие варианты: «1) Повесть... 2) Воспоминания. 3)
Историческая хроника... 4) Художественно-историческая хроника... 5) Историческая баллада... 6)
Картины. 7) Исторический очерк...»). В конце сент. 1922 текст произведения еще не начат, а во второй
половине нояб. он уже почти завершен. Окончание «Чапаева» датировано 4 янв. 1923. Публикация
состоялась в февр. того же года в Госиздате.
«Чапаев» так и не получил авторского жанрового определения (не имеет подзаголовка). Как отмечал
М.Горький в письме Фурманову (авг. 1925), «по форме Чапаев не повесть, не биография, даже не очерк, а
нечто нарушающее все и всякие формы». Между тем в жанровом составе книги все эти формы
присутствуют. Повествование развертывается как документально-историческая хроника очеркового
типа, в которой, однако, портретно-биографическая характеристика главного персонажа получает
значение самостоятельной жанровой доминанты. В то же время «Чапаев» и повесть: во-первых, потому,
что ряду персонажей даны вымышленные имена; во-вторых, потому, что в обрисовке характеров героев
автор использует приемы художественной типизации (это подтверждается при сравнении текста книги с
дневниковыми записями Ф.); в-третьих, потому, что повествование органично включает в себя элементы
традиционной беллетризации, такие как пейзажные и портретные зарисовки, описания внутренних
состояний героя-повествователя, приемы картинной обрисовки массовых сцен, речевой характеристики
персонажей и т.д.
В жанровом составе «Чапаева» не менее отчетливо присутствие примет собственно исторического
исследования (с привлечением соответствующих источников, с цитированием документов),
напоминающего научно-историческую публикацию.
В структуру повествования включаются также и авторские отступления (сближающие стиль Фурманова с
гоголевской традицией): отступления исторически-аналитического плана (о причинах разложения
колчаковской армии, о казаках и их участии в Гражданской войне), художественно-публицистические
отступления (о трусости и храбрости), смешанного типа (о грабежах и жестокости Гражданской войны) и
др. В повествовании присутствуют и иные фрагменты: рапорты, письма, дневниковые записи, сценки,
оперативные материалы и т.д. Все это не отменяет общепринятой характеристики «Чапаева» как романа,
если считать достаточным определяющим признаком романа проблемную масштабность и проблемное
единство целого. Доминантой книги Фурманова является обрисовка Чапаева как типичной фигуры
времени. Его индивидуальная судьба, его взлет и слава связаны, по Фурманов, с теми качествами его
личности, которые характерны для «низовой» народной среды и революционной эпохи. Особое внимание
автора привлекает «чапаевщина» (слово Фурманова) — стихийное начало в психологии человека из
народа, который приходит к постижению происходящего интуитивно, ведомый своим социальным чутьем,
а не рациональным осознанием общественных процессов. Проблема Чапаева-героя разрабатывается
Фурмановым в разных аспектах: каков Чапаев на самом деле и каким видится со стороны; как
преображаются в восприятии окружающих его реальные достоинства и недостатки; что порождает
легенду о нем, о живом человеке, и как он сам относится к ней, как пытается соответствовать своему
легендарному образу и как преображается под его влиянием.
По завершении «Чапаева», еще до издания произведения, Фурманов задумывает развернуть очерк 1922 о
верненском мятеже в книгу, для чего запрашивает из архивов и тщательно изучает следственные
материалы по делу. Работа над новой книгой заняла около 2 лет, отдельные главы и отрывки из нее
публиковались в журналах 1924, отдельным изданием «Мятеж» выходит в 1925.
Обращает на себя внимание лаконичная композиционная структура произведения, состоящего из трех
частей-глав: здесь нет пестрого конгломерата различных повествовательных компонентов, характерных
для «Чапаева», нет вставных фрагментов; «Мятеж» — связный рассказ об одном событии, его
зарождении, развитии и завершении. В то же время Фурманов не отказывается ни от одного элемента
жанровой структуры, впервые созданной им в «Чапаеве»: здесь тоже присутствуют и лирика, и пейзаж, и
портретная зарисовка, и колоритная сценка, и сжатая выразительная характеристика человека, но вся
эта совокупность худож. принципов дается в несколько ином стилевом решении, обусловленном другим
поворотом темы и, соответственно, иным проблемным содержанием. «Чапаев» — развернутый портрет
одной личности; «Мятеж» — история одного события.
«Чапаев» и «Мятеж» в художественном отношении составляют нетривиальную дилогию. Фурманов так
формулировал свое авторское кредо: «Книжкам своим я ставил практическую, боевую, революционную
цель: показать, как мы боролись во дни гражданской войны, показать без вычурности, без выдумки <...>
. Я писал исторические, научно проработанные вещи, дав их в художественной форме» (Письмо
М.Горькому от 9 сент. 1925).
Дилогия Фурманов хронологически предшествует повести А.С.Серафимовича «Железный поток» (1924;
перу Фурманова принадлежит один из лучших разборов повести) и вместе с ней открывает традицию
советской эпической прозы вообще и художественной эпопеи в частности. От Фурманова пути развития
русской прозы ведут непосредственным образом к А.А.Фадееву, М.А.Шолохову, Н.А.Островскому,
А.С.Макаренко. Одновременно по части документально-исторической очерковости, аналитичности,
масштабных классово ориентированных оценок книги Фурманова соотносимы с современной ему
белогвардейской мемуарной и художественной прозой о Гражданской войне.
Параллельно с «Мятежом» Фурманов создает небольшую повесть «В восемнадцатом году» (опубл.:
Краснодар, 1923). Это произведение примечательно тем, что представляет собой первое в литературе
обращение к теме молодежи в Гражданской войне и некоторыми своими мотивами предваряет
незавершенный роман Н.А.Островского «Рожденные бурей».
Только в последний год своей жизни Фурманов окончательно решил посвятить себя художественному
творчеству. Первой пробой на этом новом пути явилось последнее завершенное произведение писателя —
очерковый цикл «Морские берега» (авг.-окт. 1925), зарисовки различных впечатлений, связанных с
летним отдыхом на Кавказском побережье. Фурманов работал над очерками тщательно, многократно
переписывая каждую фразу, абзац, очерк в целом, добиваясь наибольшей художественной
выразительности слова, детали, образа, считая эти очерки проверкой себя перед осуществлением новых
крупных замыслов. Среди них — замысел романа «Писатели», в котором Фурманов предполагал
художественно преобразить свой опыт редакторского общения с писателями-современниками,
приобретенный им в Госиздате. На это указывают последние дневниковые записи Фурманова, среди
которых — великолепные портретные зарисовки таких фигур, как С.А.Есенин, А.Н.Толстой, Н.Н.Никитин,
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх