AZ-libr.ру

информационный портал





Филиппов Михаил Михайлович
[12.07.1858-25.06.1903]

  Другие персоны с фамилией Филиппов
Другие персоны с именем Михаил
Кто родился в этот день 12.07
Кто родился в этот год 1858

       - ученый, философ, журналист, писатель.
       Род. в с.Окнино ныне Звенигородского р-на Черкасской обл.; сын юриста, из дворян.
       Учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета (Одесса) и на юридидическом факультете Петербургского университета. Степень доктора натуральной философии получил в Гейдельберге (1892).
       Вернувшись в Петербург, продолжал научные исследования, сотрудничал в различных журналах. Основал журнал "Научное обозрение" (1894-1903), редактировал "Научно-энциклопедический словарь" (т.1-3. 1901).
       Погиб в своей лаборатории, где проводил опыты со взрывчатыми веществами.
       Мировоззрению Филиппова свойственна вера в науку, в общественный прогресс Особенно сильное воздействие на философию Филиппова оказали позитивизм и марксизм.
       Филиппов высоко ценил вклад Конта в "новое сближение философии с наукой" и разделял в общих чертах контовское представление о трех фазисах умственного прогресса.
       Филиппов считал, что "все вообще философские системы, пытающиеся отделить себя от науки, окончательно отжили свой век. Как бы ни были велики их заслуги в прошедшем, для настоящего времени метафизические учения являются лишь тормозом, задерживающим развитие мысли, и поэтому должны быть признаны орудием регресса" ("Философия действительности". Т.1. СПб., 1895. С. 1-11). Существенным недостатком концепции Конта, по мнению Ф., является то, что в ней не учитывается тесная зависимость умственного развития и общественного строя.
       В своем фундаментальном труде "Философия действительности" Ф. прослеживал, начиная с античности до конца XIX в., развертывание философской мысли в ее взаимодействии с научной; в разделах, посвященных Новому времени, последовательно рассматривал вопросы эволюции - космической, органической, психической и социальной - как единого процесса.
       Видение Филипповым человека и общества соединяет в себе элементы натурализма, антропологизма с марксизмом, социологизмом. Существенной разницы между психикой животных, их сообществами (с одной стороны) и психикой людей, обществом (с др. стороны) он не усматривает. Общественная эволюция была для Филиппова закономерным продолжением природной.
       Филиппов предполагал дополнить учение о естественном отборе и борьбе за существавание идеями об определяющей роли среды в развитии организмов и о солидарности, взаимопомощи живых существ. Это было связано с его поисками способов примирения индивидуализма и коллективизма, их синтеза, достижение которого Ф. считал важнейшей задачей XX в.
       Филиппов - сторонник эволюционного, а не революционного перехода к социализму. Моральные требования социальны по своей сути: "Долг свободного - следовать внушениям своей совести, т.е. говорящего в нем общественного инстинкта, и не изменять своим убеждениям, т.е. своему пониманию общественных отношений" (Необходимость и свобода // Научное обозрение. 1899. №5. С. 1028).
       В эстетике Филиппова - приверженец взглядов Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Подлинная художественность, согласно Филиппову, несет в себе чувство прекрасного, выражение правды жизни, нравственный идеал, что отвечает общественным потребностям, идет на пользу прогрессу. Эстетические идеи рассматривались Филипповым в их историческом контексте. В своих историко-философских исследованиях Филиппов стремится обнаружить зависимость философской мысли от социально-экономических условий, ее тесное и плодотворное сотрудничество с наукой, а также с литературой и искусством. Высшее назначение философии - содействовать общественному прогрессу.
       Русская философия, по Филиппов, начинает свое самостоятельное существование со споров между западниками и славянофилами, главная фигура в ней - Белинский: "в России было немного людей, сделавших так много для развития общественного самосознания" ("Судьбы русской философии". ч.2. СПб., 1904. С.335). Служение общественному прогрессу представлялось Ф. целью и его собственной деятельности.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:00:54 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"