Успенский Пётр Демьянович
|
Другие персоны с фамилией Успенский
Другие персоны с именем Пётр Кто родился в этот день 17.05 Кто родился в этот год 1878 |
- теософ и оккультист.
Род. в Москве, в семье разночинцев. После окончания общей гимназии получил математическое образование.
В начале века сотрудничал со многими "левыми" изданиями, выступал с публичными лекциями в Москве и Петербурге (1907-1921).
С 1921 жил в Лондоне. Духовные поиски У. начались после 1905 года, когда он серьезно увлекся эзотерическими учениями, посвященными внутренним связям явлений. Путешествуя по Западной Европе, Успенский знакомится с европейским оккультизмом, теософскими учениями, а затем, путешествуя по Востоку, с учениями йоги.
Творческие искания У. можно условно разделить на 3 периода.
Первый - до 1915, когда, исходя из идей Канта и Маха, У. критиковал понятие трехмерного пространства как результат субъективной ограниченности человеческого восприятия. Осознавая себя творцом "новой модели Вселенной", У. выдвинул идею многомерного мира, в котором четвертым измерением является время. Используя материалы современной физики, математики и естествознания, он привнес в изложение этой восточной по своему происхождению доктрины ряд новшеств. Его работы этого периода ("Четвертое измерение", "Новая модель Вселенной") представляют своеобразное сочетание механистической физиологии и психологии с "законами кармы", совмещение тайных учений с математическими спекуляциями и даже с ницшеанской идеей сверхчеловека, осмысленной в религиозно-философском духе. Мистицизм У. трактовал как "познание расширенным сознанием" ноуменального мира со всеми его признаками.
Второй этап творческих исканий У. начался в 1915 со встречи с Г.И.Гурджиевым - адептом восточного оккультизма, восходящего к одному из главных направлений среднеазиатского суффизма - накшбендизму. Учение Гурджиева, а также его идеи относительно "объективного знания" и "объективного искусства" были восприняты У. Однако в школе Гурджиева он столкнулся с необходимостью непосредственной связи с первоисточником и прямой, ежеминутной практикой духовного делания, требующих от участников большого физического напряжения, а также абсолютного подчинения ученика Учителю. Такой тип взаимоотношений был неприемлем для Успенского, что и послужило причиной его разрыва с Гурджиевым (1921).
В последний период своей деятельности, проживая в Лондоне и Нью-Йорке, Успенский занимался популяризацией учения Гурджиева, а также выступал с лекциями, представлявшими своеобразный синтез современной науки и восточной философии разрабатывал идеи духовного совершенствования и достижения индивидуального бессмертия.
Скончался в ЛИН Плейсе (Англия).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх