AZ-libr.ру

информационный портал





Трубецкой Николай Сергеевич
[28.04.1890-25.06.1938]

  Другие персоны с фамилией Трубецкой
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 28.04
Кто родился в этот год 1890

       - языковед, философ, один из лидеров евразийского движения.
       Род. в Москве. Из дворян. Сын С.Н.Трубецкого, известного философа, ректора Московского университета. Начал публиковаться в 15-летнем возрасте (в "Этнографическом обозрении" и других изданиях).
       В 1908 поступил на философско-психологическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, перешел затем на отделение языка и литературы.
       В 1913 окончил Московский университет. Слушал лекции в Лейпцигском университете (1913-1914).
       Приват-доцент Московского университета (1915-1916),
       профессор Ростовского университета (1918).
       С конца 1919 - в Софии, с 1922 - в Вене, профессор славянской филологии Венского университета. Член Венской АН (1930).
       Являлся одним из редакторов непериодического издания "Евразийский Временник"; входил в число ближайших сотрудников (вместе с С.Л.Франком, Н.О.Лосским и др.) редакции журнала "Путь", издаваемого в Париже Н.А.Бердяевым. Скончался в Вене. Как отмечает биограф Т.З.Бочарова (см. "РЗ". С.633), он умер вскоре после вторжения гитлеровцев в Австрию.
       Германский фашизм не мог простить Т. его выступлений против пропаганды идей расизма, его непримиримости к насилию над культурой, над народами. Тяжело больной Т. находился в больнице, когда гестапо устроило обыск в его кабинете. Значительная часть рукописей, в том числе и неоконченный "Опыт предыстории славянских языков", при обыске была изъята, а в дальнейшем потеряна или уничтожена. Уже посмертно появились на немецком языке его "Основы фонологии". Смерть помешала автору дописать заключительные страницы рукописи и завершить ее подготовку к печати. Однако общий замысел книги получил в ней полное и последовательное осуществление.
       Трубецкой - исследователь истории славянских языков. Активный участник Пражского лингвистического кружка.
       В конце 20-х - в 30-х гг. в рамках кружка сложилась Пражская школа структуральной лингвистики и фонологии. Лидером фонологического направления был Трубецкой. Он разработал принципы, задачи и основные понятия фонологии как особой лингвистической дисциплины. Как пишет А.А.Реформатский в предисловии к книге Трубецкого "Основы фонологии", "это первая фонологическая энциклопедия, классический лингвистический труд XX века".
       В социально-культурологической концепции, развиваемой Трубецким, подчеркивается значение самопознания (для Трубецкого "познай самого себя" и "будь самим собой" - два аспекта одного и того же положения) как для жизни отдельного человека, так и для жизни народа: "...при истинном самопознании прежде всего с необычайной ясностью познается голос совести, и человек, живущий так, чтобы никогда не вступать в противоречие с самим собой и всегда быть перед собой искренним, непременно будет нравственным. В этом и есть высшая достижимая для человека духовная красота, ибо самообман и внутреннее противоречие, неизбежные при отсутствии истинного самопознания, всегда делают человека духовно безобразным" (Об истинном и ложном национализме // РМЕА. М., 1993. С.37).
       Цель человека - достижение такого образа жизни, в котором ярко, полно и гармонично воплощалась бы его самобытная природа. Рассматривая народ как "коллективную личность", Трубецкой видит выражение истинного самопознания народа в самобытной и гармоничной национальной культуре. Создание такой культуры, наиболее полно и ярко выражающей духовную природу народа, его индивидуальный характер, и есть, считает Трубецкой, истинная цель всякого народа. Со стремлением к выработке именно такой культуры связывает Трубецкой "истинный национализм" как "безусловный положительный принцип поведения народа", противопоставляя его разновидностям "ложного национализма",- как тем, что подменяют желание "быть самим собой" желанием "быть как другие", так и тем, что связаны с воинствующим шовинизмом, а также с культурным консерватизмом, не допускающим отклонений от созданных в прошлом культурных ценностей или форм быта.
       В послепетровской России, считает Трубецкой, "истинного национализма" не было, замечалась скорее тенденция построить русский национализм по образцу романо-германского - эгоцентрического и шовинистического, которая не могла найти успешного завершения уже потому, что у русского отсутствует характерная для романо-германцев наивная уверенность, что люди - только они, и потому их культура - "общечеловеческая цивилизация".
       Существенным в истории русской культуры Трубецкой считал влияние "туранского" элемента (относя к туранским угрофинские, тюркские, монгольские, "манджурские", а также ряд северных народов), а характерной для духовного творчества последнего - ясную схематизацию сравнительно небогатого материала, любовь к симметрии, ясность и устойчивое равновесие. Положительно оценивая туранскую психику, Трубецкой видит ее проявления в укладе жизни Московской Руси - в нераздельности государственных идеологий, материальной культуры, искусства, религии и быта, в государственности, где беспрекословное подчинение распространяется и на самого верховного правителя, подчиненного высшему принципу, являющемуся в то же время руководящей основой жизни подданного (в Древней Руси таким управляющим принципом была Православная вера). Московское государство возникло благодаря татарскому игу, в результате "оправославливания" туранской по своему происхождению государственности.
       Трубецкой писал: "Для всякой нации иноземное иго есть не только несчастье, но и школа. Соприкасаясь с иноземными покорителями и засильниками, нация заимствует у них черты их психики и элементы их национальной культуры и идеологии. Если она сумеет органически переработать и усвоить заимствованное и выйдет, наконец, из-под ига, то о благотворности или вредоносности ига как школы можно судить по тому, в каком виде предстанет освобожденная нация" (Там же. С.75). Результатом татарского ига стало образование из конгломерата разрозненных княжеств православного государства, спаянного внутренней духовной дисциплиной и единством "бытового исповедничества", проявлявшего силу эскспансии и вовне. Европеизация правящего класса с усиленным привлечением иностранцев разрушила "подсознательную философскую систему" Московской Руси, основой государственности стала голая сила принуждения. Этот период русской истории Трубецкой характеризует как эпоху "европейского", или "романо-германского" ига. "Большевизм,- утверждает Трубецкой,- есть такой же плод двухсотлетнего романо-германского ига, как московская государственность была плодом татарского ига. ... И когда сопоставишь друг с другом эти два аттестата - аттестат татарской школы и аттестат школы романо-германской, то невольно приходишь к тому заключению, что татарская школа была вовсе уж не так плоха" (Там же. С.76).

Отец - Трубецкой Сергей Николаевич [04.08.1862-12.10.1905] - философ, публицист и общественный деятель

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 10:58:48 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"