Тихомиров Лев Александрович
|
Другие персоны с фамилией Тихомиров
Другие персоны с именем Лев Кто родился в этот день 31.01 Кто родился в этот год 1852 |
- социолог, религиозный мыслитель, общественный деятель.
Род. в семье военного врача под Новороссийском, в Геленджике. С детства увлекается революционно-демократической литературой, особенно сочинениями Писарева.
В 1870 поступает на юридический факультет Московского университета, в 1874 арестовывается за революционную деятельность и проводит 4 года в Петропавловской крепости в ожидании суда.
В 1878 выходит на свободу и вновь включается в революционную работу. Является членом революционной организации "Земля и Воля", затем - террористической организации "Комитет Народной Воли".
В это время Тихомиров - один из ближайших сподвижников Перовской и Желябова. После разгрома "Народной Воли" в 1881-1882 эмигрирует за границу, где вместе с П.Л.Лавровым редактирует "Вестник Народной Воли". В эмиграции Тихомиров переживает глубокий внутрений кризис, который в 1886 заканчивается полным отказом от революционной борьбе и нигилистической идеологии. Решительно порывая со своими вчерашними идеалами и революционными соратниками, Тихомиров становится ярым сторонником православия и монархии, пишет широко нашумевшую исповедь "Почему я перестал быть революционером" и обращается к царю с просьбой о возвращении на родину.
Получив в 1888 разрешение вернуться, Тихомиров активно включается в общественно-политическую жизнь России. Он пишет на социологические и религиозные темы.
С 1907 по 1913 - редактор "Московских ведомостей". Перед Октябрьской революцией имел чин действительного тайного советника.
Последние годы жизни провел в Сергиевом Посаде, где занимался мистико-апокалиптическими изысканиями и работал над книгой "Тени прошлого".
Тихомиров - виднейший идеолог православного монархизма. В своих работах критиковал безрелигиозную идею "автономии личности", социальный прогрессизм и революционный утопизм ("социальный мистицизм" в терминологии самого Тихомирова). Считая эти идеи духовными болезнями XIX в., сеющими опаснейшие иллюзии, нигилизм и смуту, Тихомиров настаивал на жизнеорганическом понимании общества, характеризуемом, как и жизнь природы, рядом устойчивых социальных констант и инвариантов. В основу органической социальной эволюции, которую Т. противополагал крайностям революционного прогрессизма и консерватизма, должна быть положена наука о социальной жизнедеятельности, а также нравственное религиозное воспитание, гарантом которого, в свою очередь, может быть лишь монархическая форма государственная правления. На основе личного жизненного опыта и теоретических размышлений Тихомиров ставил следующий диагноз XIX в.: "Вся наша борьба века имеет в сущности религиозную подкладку. Это эпоха религиозного отступничества, бунта против Бога в душе человека. Колыхания мира социального составляют лишь отражения этого возмущения. С умиротворения души начнется оздоровление социального мира".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх