Тендряков Владимир Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Тендряков
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 05.12 Кто родился в этот год 1923 |
[5.12.1923, дер. Макаровская Вологодской обл.— 3.8.1984, Москва]
— прозаик.
Родился в семье мелкого сельского служащего. После окончания средней школы ушел на фронт. Служил
радистом стрелкового полка. Был тяжело ранен под Харьковом. Затем, после демобилизации,
учительствовал, принимал активное участие в общественной жизни и был выдвинут на пост секретаря
райкома комсомола. Трудная колхозная жизнь послевоенного времени была ему известна досконально, так
же, как и работа низовых и средних партийных организаций, колхозных председателей и рядовых
тружеников, что впоследствии сыграло решающую роль при создании худож. произведений.
Осенью 1946 Тендряков поступил на художественный факультет ВГИКа (Институт кинематографии), но
вскоре перешел в Литературный институт им. М.Горького (занимался в семинаре К.Г.Паустовского),
окончил его в 1951. Писать и печататься начал еще до института; в 1948 был опубликован рассказ в альм.
«Молодая гвардия», а в журнале «Огонек», корреспондентом которого он стал, печатал сельские очерки.
Работал Тендряков и для журнала «Смена». Правда, эти первые очерки совершенно не выделялись из
общей массы очерковой, корреспондентской продукции тех лет. Тендряков старательно фиксировал
факты, которые удобно «ложились» в предложенную редакцией тему, по-видимому, искренне не замечая
тех явлений, которые в заданную тему не «ложились». Первые произведения Тендряков вполне
соответствовали «теории бесконфликтности» тех лет: «Однажды вечером» (Огонек. 1952. №1),
«Школьный инспектор» (Огонек. 1952. №5), «На рыбацком сейнере» (Огонек. 1952. №34), «В одной
семье» (Смена. 1952. №21) и многие другие. Характерно, что даже очерки о колхозной жизни,
изображение которой станет вскоре основной темой его творчества, так же поверхностны и неинтересны,
как и очерки о каспийских рыбаках, в них штампованный, приглаженный язык. Редко, но появлялись в эти
годы у Тендряков и достаточно сильные вещи, например рассказ «Дела моего взвода» (Молодая гвардия.
1947. №1).
Перемены в общественной и литературной жизни после 1953 плодотворно сказались в творчестве многих
писателей-«деревенщиков», выразились они и у Тендрякова. От фиксации фактов и явлений он переходит
к их вдумчивому и бескомпромиссному анализу. В полной мере у него вскоре обнаружился талант
писателя-исследователя, причем главным критерием для него при анализе изображаемых событий были
этические нормы, и среди них прежде всего — человеческая совесть; видеть все при «свете совести» и
только при этом свете. В первой же повести, обратившей на себя внимание широкого читателя и
критики,— «Падение Ивана Чупрова» (1953) происходит детальный, неторопливый, но внутренне
остродраматичный анализ нравственного перерождения человека, корыстно пользующегося своим
положением. Необычность коллизии заключалась, однако, в том, что председатель колхоза Иван Чупров
обманывает государство не ради личного блага и собственного обогащения, а ради блага своего колхоза.
Цель оправдывает средства, ложь во благо — вот внутренние пружины действий этого достаточно
незаурядного человека. Как писатель-исследователь, Тендряков выбрал манеру бесстрастного
повествования, полагая, что анализ поступков приведет читателя к верным выводам. Этой манере, лишь
внешне бесстрастной, но тем более сильно действующей на восприятие читателя, он остался верен и в др.
своих произведениях. Тема совести и внутреннего суда человека над самим собой разработана и в близко
примыкающих к «Падению Ивана Чупрова» очерке «Бородавка» (Литературная газета. 1954. 6 февр.),
повести «Не ко двору» (Новый мир. 1954. №6; фильм «Чужая родня», 1956). Роман «Тугой узел» (1956),
выросший из повести «Саша отправляется в путь», словно в фокусе сконцентрировал подлинное богатство
жизненных наблюдений писателя, его опыт и его исследовательский взгляд на действительность. В нем
нарисован тип карьериста, бюрократа новой складки; с добросовестностью естествоиспытателя писатель
анатомирует всю нравственную подоплеку жизни секретаря райкома Мансурова, перестающего различать
добро и зло. Естественно, что обостренный интерес Тендрякова к проблемам нравственности вызвал у
него желание обратиться к исследованию религиозного сознания. Этой проблеме посвящены повести
«Чудотворная» (1958, одноименный фильм — 1960) и «Апостольская командировка» (1969), но они
оказались схематичными и поверхностными.
Одновременно с ними Тендряков создает роман «За бегущим днем» (1959). В нем несравненно больше
жизненности, но критика справедливо отмечала, что стремление писателя к сиюминутной злободневности
приводит к «очеркизации» романной прозы и к непроясненности слишком бегло очерченных характеров.
Тендряков — писатель острых коллизий; его герои, как правило, находятся в экстремальных ситуациях,
испытывающих на прочность их нравственный потенциал. Можно сказать, что личность в художественной
атмосфере произведений Тендрякова помещена в условия достаточно жесткого эксперимента. Такая
манера имеет и свои издержки, в частности, справедливо говорилось о заметном налете рационализма и
нередко почти очевидной рассчитанности сюжетных положений, ход которых подобен шахматной игре. В
то же время нельзя не отметить и серьезных побед писателя, добившегося в некоторых своих
произведениях известной универсальности в выводах и вполне закономерной в его худож. мире
притчеобразности. Писатель порою воссоздавал крайние точки человеческого бытия, в частности смерть.
Так построены повести «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Находка» (1965),
отчасти роман «Свидание с Нефертити» (1964) и повесть с характерным названием «Кончина» (1968).
Почти во всех произведениях разыгрывается — так или иначе, но неизменно с трагическим исходом —
драма совести, главная пружина которой — предательство. В «Ухабах» гибнет парень — только потому,
что директор МТС, следуя инструкции, не дал трактор, чтобы вывезти его в больницу. Пошел на сделку с
совестью Лешка Малинин — из-за него погиб один из сплавщиков в таежной бригаде. В повести «Суд»
мужественный и рисковый медвежатник Тетерин, казалось бы, не знавший страха перед любой
опасностью, сдается перед следователем, который уличает его в убийстве человека во время охоты, и в
слепом бессилии уничтожает улики.
От произведения к произведению Тендряков ищет ответ на вопрос: в чем же выход для человека; чтобы
не разрушилась его личность, чтобы восторжествовали совесть и правда? В повести «Находка» писатель
выбирает сострадание, которое только и помогает героям обрести смысл жизни, сострадание к ближнему,
особенно к беззащитному существу. Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русаков по
прозвищу Карга находит в тайге новорожденного ребенка, и этот теплый комочек жизни переворачивает
его душу. «В человеке,— утверждает писатель в повести «Ночь после выпуска» (1974),— живут, скрытые
порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности — и добрые и злые. Бажно
вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Эта мысль является
главной и в повести «Весенние перевертыши» (1973). Учительство, проповедничество — характерная
черта дарования Тендрякова. В своих экспериментальных поисках выхода из крайне трудных
психологических ситуаций он неизменно подталкивал человека к добру. Путь к истине, неотрывный от
любви к человеку, может лежать и через постижение красоты. Именно на эту тему написаны его роман
«Свидание с Нефертити» и трактат «Плоть искусства» (1973). В повести «Три мешка сорной пшеницы»
появляется образ великого утописта Т.Кампанеллы. Герой произведения Женька Тулупов не расстается с
его книгой «Город Солнца». Но в финале он вынужден под влиянием действительности и собственных
прозрений расстаться с утопическими мечтаниями, а заодно и со слепой верой в авторитеты. Впоследствии
эта мысль снова появилась у Тендряков в романе «Покушение на миражи» (1989) и в особенности в поздних
его рассказах, в мемуарном эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987).
Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое,
аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх