AZ-libr.ру

информационный портал





Тендряков Владимир Фёдорович
[05.12.1923-03.08.1984]

  Другие персоны с фамилией Тендряков
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 05.12
Кто родился в этот год 1923

       [5.12.1923, дер. Макаровская Вологодской обл.— 3.8.1984, Москва]
       — прозаик.
       Родился в семье мелкого сельского служащего. После окончания средней школы ушел на фронт. Служил радистом стрелкового полка. Был тяжело ранен под Харьковом. Затем, после демобилизации, учительствовал, принимал активное участие в общественной жизни и был выдвинут на пост секретаря райкома комсомола. Трудная колхозная жизнь послевоенного времени была ему известна досконально, так же, как и работа низовых и средних партийных организаций, колхозных председателей и рядовых тружеников, что впоследствии сыграло решающую роль при создании худож. произведений.
       Осенью 1946 Тендряков поступил на художественный факультет ВГИКа (Институт кинематографии), но вскоре перешел в Литературный институт им. М.Горького (занимался в семинаре К.Г.Паустовского), окончил его в 1951. Писать и печататься начал еще до института; в 1948 был опубликован рассказ в альм. «Молодая гвардия», а в журнале «Огонек», корреспондентом которого он стал, печатал сельские очерки. Работал Тендряков и для журнала «Смена». Правда, эти первые очерки совершенно не выделялись из общей массы очерковой, корреспондентской продукции тех лет. Тендряков старательно фиксировал факты, которые удобно «ложились» в предложенную редакцией тему, по-видимому, искренне не замечая тех явлений, которые в заданную тему не «ложились». Первые произведения Тендряков вполне соответствовали «теории бесконфликтности» тех лет: «Однажды вечером» (Огонек. 1952. №1), «Школьный инспектор» (Огонек. 1952. №5), «На рыбацком сейнере» (Огонек. 1952. №34), «В одной семье» (Смена. 1952. №21) и многие другие. Характерно, что даже очерки о колхозной жизни, изображение которой станет вскоре основной темой его творчества, так же поверхностны и неинтересны, как и очерки о каспийских рыбаках, в них штампованный, приглаженный язык. Редко, но появлялись в эти годы у Тендряков и достаточно сильные вещи, например рассказ «Дела моего взвода» (Молодая гвардия. 1947. №1).
       Перемены в общественной и литературной жизни после 1953 плодотворно сказались в творчестве многих писателей-«деревенщиков», выразились они и у Тендрякова. От фиксации фактов и явлений он переходит к их вдумчивому и бескомпромиссному анализу. В полной мере у него вскоре обнаружился талант писателя-исследователя, причем главным критерием для него при анализе изображаемых событий были этические нормы, и среди них прежде всего — человеческая совесть; видеть все при «свете совести» и только при этом свете. В первой же повести, обратившей на себя внимание широкого читателя и критики,— «Падение Ивана Чупрова» (1953) происходит детальный, неторопливый, но внутренне остродраматичный анализ нравственного перерождения человека, корыстно пользующегося своим положением. Необычность коллизии заключалась, однако, в том, что председатель колхоза Иван Чупров обманывает государство не ради личного блага и собственного обогащения, а ради блага своего колхоза. Цель оправдывает средства, ложь во благо — вот внутренние пружины действий этого достаточно незаурядного человека. Как писатель-исследователь, Тендряков выбрал манеру бесстрастного повествования, полагая, что анализ поступков приведет читателя к верным выводам. Этой манере, лишь внешне бесстрастной, но тем более сильно действующей на восприятие читателя, он остался верен и в др. своих произведениях. Тема совести и внутреннего суда человека над самим собой разработана и в близко примыкающих к «Падению Ивана Чупрова» очерке «Бородавка» (Литературная газета. 1954. 6 февр.), повести «Не ко двору» (Новый мир. 1954. №6; фильм «Чужая родня», 1956). Роман «Тугой узел» (1956), выросший из повести «Саша отправляется в путь», словно в фокусе сконцентрировал подлинное богатство жизненных наблюдений писателя, его опыт и его исследовательский взгляд на действительность. В нем нарисован тип карьериста, бюрократа новой складки; с добросовестностью естествоиспытателя писатель анатомирует всю нравственную подоплеку жизни секретаря райкома Мансурова, перестающего различать добро и зло. Естественно, что обостренный интерес Тендрякова к проблемам нравственности вызвал у него желание обратиться к исследованию религиозного сознания. Этой проблеме посвящены повести «Чудотворная» (1958, одноименный фильм — 1960) и «Апостольская командировка» (1969), но они оказались схематичными и поверхностными.
       Одновременно с ними Тендряков создает роман «За бегущим днем» (1959). В нем несравненно больше жизненности, но критика справедливо отмечала, что стремление писателя к сиюминутной злободневности приводит к «очеркизации» романной прозы и к непроясненности слишком бегло очерченных характеров.
       Тендряков — писатель острых коллизий; его герои, как правило, находятся в экстремальных ситуациях, испытывающих на прочность их нравственный потенциал. Можно сказать, что личность в художественной атмосфере произведений Тендрякова помещена в условия достаточно жесткого эксперимента. Такая манера имеет и свои издержки, в частности, справедливо говорилось о заметном налете рационализма и нередко почти очевидной рассчитанности сюжетных положений, ход которых подобен шахматной игре. В то же время нельзя не отметить и серьезных побед писателя, добившегося в некоторых своих произведениях известной универсальности в выводах и вполне закономерной в его худож. мире притчеобразности. Писатель порою воссоздавал крайние точки человеческого бытия, в частности смерть. Так построены повести «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Находка» (1965), отчасти роман «Свидание с Нефертити» (1964) и повесть с характерным названием «Кончина» (1968). Почти во всех произведениях разыгрывается — так или иначе, но неизменно с трагическим исходом — драма совести, главная пружина которой — предательство. В «Ухабах» гибнет парень — только потому, что директор МТС, следуя инструкции, не дал трактор, чтобы вывезти его в больницу. Пошел на сделку с совестью Лешка Малинин — из-за него погиб один из сплавщиков в таежной бригаде. В повести «Суд» мужественный и рисковый медвежатник Тетерин, казалось бы, не знавший страха перед любой опасностью, сдается перед следователем, который уличает его в убийстве человека во время охоты, и в слепом бессилии уничтожает улики.
       От произведения к произведению Тендряков ищет ответ на вопрос: в чем же выход для человека; чтобы не разрушилась его личность, чтобы восторжествовали совесть и правда? В повести «Находка» писатель выбирает сострадание, которое только и помогает героям обрести смысл жизни, сострадание к ближнему, особенно к беззащитному существу. Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русаков по прозвищу Карга находит в тайге новорожденного ребенка, и этот теплый комочек жизни переворачивает его душу. «В человеке,— утверждает писатель в повести «Ночь после выпуска» (1974),— живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности — и добрые и злые. Бажно вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Эта мысль является главной и в повести «Весенние перевертыши» (1973). Учительство, проповедничество — характерная черта дарования Тендрякова. В своих экспериментальных поисках выхода из крайне трудных психологических ситуаций он неизменно подталкивал человека к добру. Путь к истине, неотрывный от любви к человеку, может лежать и через постижение красоты. Именно на эту тему написаны его роман «Свидание с Нефертити» и трактат «Плоть искусства» (1973). В повести «Три мешка сорной пшеницы» появляется образ великого утописта Т.Кампанеллы. Герой произведения Женька Тулупов не расстается с его книгой «Город Солнца». Но в финале он вынужден под влиянием действительности и собственных прозрений расстаться с утопическими мечтаниями, а заодно и со слепой верой в авторитеты. Впоследствии эта мысль снова появилась у Тендряков в романе «Покушение на миражи» (1989) и в особенности в поздних его рассказах, в мемуарном эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987).
       Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 19:35:00 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"