Телешов Николай Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Телешов
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 10.11 Кто родился в этот год 1897 |
[29.10(10.11).1867, Москва — 14.3.1957, Москва]
— прозаик.
Родился в купеческой семье. Предки его — бывшие крепостные крестьяне Владимирской губ., сумевшие
выкупиться. «Может быть, именно от предков и жива во мне уверенность, что без свободы нет
настоящего счастья ни для человека, ни для человечества»,— писал Телешов в автобиографии (Цит. по:
Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов. С.3). Родители воспитывали мальчика в любви к
литературе. Подростком Телешов познакомился с книгоиздателем Сытиным, в типографии которого не раз
наблюдал за «рождением» книги.
В 1884 Телешов окончил Московскую Практическую коммерческую академию. Первые стихи Телешова,
появившиеся в этом же году в небольших периодических изданиях, носили подражательный характер.
Некоторые поэтические пробы Телешова вошли в сборник начинающих поэтов «Искреннее слово» (1886), в
подготовке и издании которого он принимал активное участие. Сборник успеха не имел, но помог
Телешову войти в литературные круги.
Именно потребностью в творческом общении было обусловлено создание «Среды» — московского
литературного кружка, который просуществовал с 1899 по 1916. Заседания кружка, проходившие на
квартире Телешова, собирали в разное время таких писателей, как И.А.Бунин, М.Горький, А.Серафимович,
В.Вересаев, А.Куприн, Л.Андреев и др. М.Горьким здесь впервые была прочитана пьеса «На дне». Из
произведений участников «Среды» были составлены циклы сборников «Знание» и «Слово».
В 1886 вышел сборник Телешов «Фантастические наброски», куда вошли прозаические этюды (в форме
притч), излагающие философские рассуждения Телешова о смысле человеческой жизни («Коридор»,
«Судьба»), о предназначении художника («Цветы»), о пошлости и затхлости обывательской жизни («В
траве»).
Поэтической образности «Фантастических набросков» сопутствовала «заземленность» печатавшихся
одновременно небольших рассказов в духе раннего Чехова, в которых молодой автор обличал
захолустность быта и заурядность сознания своих персонажей («Перемена»).
В 1893 в журнале «Русское обозрение» опубликованы очерки Телешова «На тройках». В основу положены
воспоминания одного из купцов, побывавшего за Уралом на ярмарке. Художник ярко обрисовал «особую
страну» с ее загадочными просторами и не менее загадочным будущим. Стиль произведения подчинен
жанру «путешествий» — действие развивается динамично; бегло, но четко, с характерными деталями,
обрисовываются фигуры людей и картины сибирской жизни. После журнальных публикаций рассказы и
очерки этого цикла были изданы в сборнике «На тройках» (1895) и «Повести и рассказы» (1896).
Последовав совету А.П.Чехова «перешагнуть границу Европы», Телешов предпринял поездку за Урал,
полностью оправдав надежды своего творческого наставника — «сколько всего узнаете, сколько
рассказов привезете!» (Цит. по: Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов. С.7). Результатом поездки
стали очерки «За Урал» (1897), восторженно встреченные русской общественностью и открывшие
Телешову путь в большую литературу. Предпосланный книге подзаголовок «Дорожные впечатления,
слухи и встречи» точно отражает тематическое содержание сборника. Социальная направленность книги
вписывалась в общий контекст эстетических установок «Среды»: правдоподобно отражать различные
стороны российской жизни рубежа веков.
Однако в полной мере социальная острота бытописания и демократический гуманизм Телешова проявились
в цикле «Переселенцы», включающем в себя 7 рассказов, написанных в разные годы: «Самоходы» (1894),
«Елка Митрича» (1897), «Домой» (1898), «Нужда» (1898), «Хлеб-соль» (1900), «Лишний рот» (1919), «На
ходу» (ок. 1927). В отличие от очерков, обращенных к общим проблемам, рассказы отмечены вниманием к
отдельно взятой личности русского крестьянина, вынужденного испытывать на себе все «неурядицы
жизни», как объективные, так и искусственно созданные (например, насильственное переселение в
Сибирь). Мягкий лиризм сквозит в портретной обрисовке представителей этого «всевыносящего русского
племени». В своем обличительном пафосе политики переселенчества Телешов пошел дальше всех,
касавшихся этой темы писателей (Бунина, Успенского и др.).
Одновременно с бытописательством Телешов продолжает развивать романтическую линию, заявленную в
своей первой книге. Включающий в себя девять произведений и протянувшийся во времени почти на два
десятилетия цикл «Легенды и сказки», откликаясь на острые вопросы современности, уводит читателя в
мир фантастических абстракций и иносказаний, переводя насущные проблемы в вечные категории добра и
зла. Так, в поэтической легенде «Белая цапля» (1899), написанной по следам англо-бурской войны,
рассказ о прекрасных экзотических птицах перерастает в раздумья о страданиях, которые приносит
неволя. Пути преодоления зла в мире еще очень расплывчаты, по-книжному абстрактны, как и в «Песне о
трех юношах» (1901), которую сравнивают с горь-ковским «Данко». О неразрывном единстве поэта и
народа говорится в рассказе «Менестрель» (1903), посвященном судьбе поэта, пережившего свою славу.
Образ Менестреля лишен романтической однозначности и односторонности — здесь заметны следы
аналитичности в построении образа. Продекларированное в «Менестреле» творческое кредо о
необходимости близости художника с народом реализуется в эволюции самого Телешова. Так, даже в
пределах названного цикла он проходит путь от книжной легенды о цапле до овеянных народными
поэтическими преданиями сказок о «Крупеничке» (1919) и «Зореньке» (1921).
Философская подоплека произведений Телешова конца 1890-х близка взглядам раннего Горького — их
герои одинаково не «вписываются» в социальный контекст своего времени. Но если герои Горького
активны в отрицании современного миропорядка, то персонажи Телешов смиренны, они скорее
констатируют свои страдания, чем стремятся от них избавиться. Героев сборника Телешова «Повести и
рассказы» (1899) можно обозначить по заглавию одного из рассказов — «жертвы жизни». Им присуща вера
в мистическую злую силу, царящую в жизни и требующую все новых жертв. По мнению Столяревского,
героя рассказа «Жертвы жизни», само общество приготовляет преступления и выделяет из своей среды
их исполнителей. Философия безнадежности и призрачности человеческого счастья («Счастливец»,
«Дуэль», «Призраки») выводит писателя к проблемам «жертвенности». Героиня повести «Мещанское
счастье» Ксения выходит замуж за нелюбимого, но богатого старика, принося себя в жертву во имя своей
разоренной семьи. Но близкие Ксении страдают еще больше, ее жертва не приносит спасения.
Под влиянием «Среды», и особенно М.Горького, Телешов выходит на путь социального протеста. Уже в
рассказе «Между двух берегов» (1903) прозвучало его: «Проснитесь! Проснитесь же, русские люди!»
Жажда «бури», желание перемен сквозят в рассказе «Черной ночью» (1905).
По живым впечатлениям событий революции 1905 были созданы рассказы «Петля» и «Крамола». Показав
священника, взбунтовавшегося против самодержавия и околоточного надзирателя, повесившегося от
невыносимости своего положения, Телешов вызвал восторг в демократических кругах. «Валяйте! —
восклицал М.Горький.— Дуйте их в хвост и в гриву!» (Цит. по: Пантелеева К. — С.14). Демократические
деятели воздавали должное Телешову за вскрытие механизма черносотенного движения (критик
Е.А.Грузинский, корреспондент газеты «Одесские новости» Н.Геккер и др.).
После поражения революции 1905 Телешов возвращается к жанру сказки («Цветок папоротника», 1907),
пейзажно-психологи-ческого этюда («Косцы», 1907, «Золотая осень», 1909 и др.).
В годы империалистической войны Телешов пишет о ее бессмысленности и дешевизне человеческой жизни
(рассказы «Мина», «Во тьме», «Дни за днями»).
После Октябрьской революции 1917 Телешов работал в Народном комиссариате просвещения, занимался
организацией издания сб. для детей. В 1919 обрел окончательную редакцию текст повести «Дети»
(«Маленький роман»), работу над которым Телешов начал еще в 1896. В 1921 Телешов создает рассказ
«Тень счастья», который после нескольких редакций был опубликован лишь в 1945 в книге «Избранное».
Сочетающий элементы бытописания с мистификацией, обернувшейся для главного героя злой шуткой со
стороны сослуживцев, рассказ соединил в себе многие ранние образы и идеи с трезвыми взглядами
последних лет, что придало произведению фарсовость.
Наиболее значительным художественным произведением Телешов послереволюционного периода стала
повесть «Начало конца» (1933); как бы заново раскрывая новому читателю события революции 1905-07,
Телешов еще раз вглядывается в переломный этап его собственного сознания, оценивая его как
пробуждение.
С 1925 Телешов работал над «Записками писателя», уникальными по временному охвату мемуарами: книга
открывается описанием открытия памятника Пушкину в Москве в 1880, а заканчивается воспоминаниями о
праздновании 85-летия Бунина в 1955. Эта книга является летописью литературно-общественной жизни
Москвы. Отдельные очерки посвящены М.Горькому, А.Чехову, Л.Андрееву.
В конце своей последней, шестидесятой, книги Телешова написал: «Оглядываясь на далекое мое прошлое,
на долгий пройденный путь, я вижу, как много значительного дала мне литература, с которой неразрывно
связана вся моя жизнь <...> быть русским писателем — есть великое счастье в жизни» (Избранные соч.: в
3 т. Т.3. С.387).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх