AZ-libr.ру

информационный портал





Стрижёв Александр Николаевич
[12.08.1934]

  Другие персоны с фамилией Стрижёв
Другие персоны с именем Александр
Кто родился в этот день 12.08
Кто родился в этот год 1934

       [12.8.1934, с.Тарадеи Шацкого р-на Рязанской обл.]
       — прозаик, литературовед, издатель.
       Родился в крестьянской семье с крепкими православными традициями. После окончания сельской семилетки учился в Москве.
       В 1958 окончил Редакционно-издательский факультет Полиграфического института; в 1965 — биологический факультт сельхозинститута.
       С 1959 по 1994 работал в Аграрном издательстве.
       С детства полюбил книгу, увлекался поэзией Некрасова, Никитина, Кольцова. Стихи начал писать еще в школьном возрасте, публиковался в студенческих многотиражках. 11 сент. 1964 в областной газете «Ленинское знамя» появилась первая заметка Стрижёва о природе, и с этого времени Стрижёв — постоянный автор рубрики «Заметки фенолога» в московских газетах «Такого в нашей стране еще не было: со страниц газет полилась жизнь живая, с народной мудростью, с горестями и радостями, запечатленная бессчетными поколениями "в седом слове". Впервые вышли из тьмы забвения святцы, православные праздники, народное счисление времени» (Тукмаков Д.). За двадцать лет Стрижёв опубликовал более трех тысяч материалов, вызвавших широкий интерес читателей. Начиная с 1966 в течение 16 лет вел в журнал «Наука и жизнь» рубрики «Народный календарь», «Русское разнотравье».
       В 1968 вышел «Народный календарь», в 1971 — один из главных трудов Стрижёва, «Календарь русской природы», воплотивший религиозно-философскую картину мира. Не имея возможности открыто исповедать свое мировоззрение в условиях идеологического запрета, Стрижёв избрал форму «фенологических очерков» как единственно возможный легальный способ говорить о христианской духовности народа. «Календарь русской природы» близок натурфилософским книгам М.Пришвина и дневниковым записям Б.Шергина, а глубинный христианский подтекст, неразрывная связь природных и церковных событий, лирические картины детства сближают это произведение с «Летом Господним» И.Шмелева. Книга выдержала 6 изданий (С 1971 по 2000).
       Стрижёв — автор 25 книг о природе («Народные приметы», «Большая книга леса», «Календарь русской природы», «Ваш кормилец огород», «Лесные ягоды» и др.), в каждой из которых автор стремился «открыть русским людям красоту неизреченную Божьего мира» (Автобиография. Отдел новейшей литературы ИРЛИ).
       Стрижёв известен как автор литературоведческих трудов, посвященных Е.Замятину: он подготовил и впервые опубликовал многие произведения писателя, составил библиографию, записал воспоминания о Замятине его современников — К.И.Чуковского, М.Л.Слонимского, К.А.Федина. Стрижёв также автор-составитель указателя литературы о В.К.Тредиаковском (2003).
       В 1967 Стрижёв познакомился и близко сошелся с А.И.Солженицыным, выполнял ряд его ответственных поручений, за что не раз подвергался преследованиям со стороны властей. По просьбе Солженицына, работавшего над эпопеей «Красное колесо», подготовил словарь тамбовских говоров.
       Итогом размышлений писателя о сложном, полном трудностей и скорбей пути русской жизни явился роман «Хроника одной души» (1972). Социальные, этические коллизии увидены глазами крестьянина. Время действия романа — 1941, но многочисленные реминисценции отсылают читателя в прошлые эпохи. Здесь в полной мере проявилось дарование тонкого стилиста, блестяще владеющего словом, языковым богатством: «Подхватишься с хлебушком на улицу, жуешь его, черствый, над горсточкой, и крошки ссыпаешь в рот. Гожо-то как стало, теперь попить из ведра — и можно задать стрекача на выгон. Там уж ребятня возле котла-колдобины кружком расселась, рассказывают наперебой былицы и сказки...»
       Книга существенно отличается от традиций т.н. деревенской прозы 1970-х, в которой, по мнению Стрижёва, было много искусственного, нарочитого. В романе Стрижёв стремился к неприукрашенной правде жизни, воссоздал физиологию деревенского бытия середины XX века. Роман написан свободно, без оглядки на цензорскую «проходимость». Книга, написанная в 1972 и получившая одобрение Солженицына, смогла быть издана только 19 лет спустя.
       С начала 1990-х Стрижёв всецело посвящает себя духовной прозе. Преобладающими жанрами в его творчестве становятся литературный портрет, очерк, жизнеописание. Он впервые донес до российского читателя наследие выдающихся духовных писателей, которые были забыты или замалчивались многие десятилетия: А.Н.Муравьева, И.Шмелева, С.Бехтеева, В.Никифорова-Волгина, Л.Зурова, Н.Мотовилова, Н.Д.Жевахова, Е.Поселянина, А.Платоновой, В.Маевского, А.Глинки, А.Ишимовой. В 2005 они собраны Стрижёвым в цикл«Русские жизнеописания. Рассказыо духовных писателях». Стрижёв написал очерки об историке церковного искусства Н.П.Кондакове, богословах В.Лосском, В.Зеньковском, И.Андреевском, а такжео публицистах, литераторах, церковных деятелях — архимандрите Фотии (Спасском), адмирале А.С.Шишкове, архиепископе Никоне (Рождественском), Б.Ширяеве, иеромонахе Серафиме (Роузе), П.Паламарчуке. Стрижёв издал книги, посвященные церковной истории России, подвижникам веры — преподобному Серафиму Саровскому, праведному Иоанну Кронштадтскому, св. Иоасафу Белгородскому и св. Димитрию Ростовскому. Стрижёв внес значимый вклад в осмысление деятельности Н.А.Мотовилова и его записей (Серафимово послушание: Жизнь и труды Н.А.Мотовилова. М., 1996; Чего неизрекал преподобный Серафим: К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве // Москва. 2003. №12). На протяжении многих лет Стрижёв занимается изучением жизни и творческого наследия С.А.Нилуса, публикует и комментирует его труды. Итогом этой работы стало подготовленное Стрижёвым ПСС Нилуса (1999-2004).
       Литературные портреты Стрижёва отличает внимание к духовному потенциалу личности, деталям биографии, обретающим символический смысл. Фигура того или иного деятеля под пером Стрижёва предстает как живой, подлинно художественный образ. Духовная проза Стрижёва публиковалась в журнале «Москва», «Купель», «Благодатный огонь», «Вече», многих периодических изданиях. Некоторые номера популярной историко-культурной газеты «К свету» целиком состояли из материалов А.Н.Стрижева. Стрижёв — автор многочисленных статей для «Энциклопедии Русского зарубежья», «Энциклопедии литературоведческих терминов», «Православной энциклопедии». Подготовил более 30 авторских программ на радио «Радонеж».
       Вышли в свет антологии Стрижёва «Православная икона. Канон и стиль: к богословскому рассмотрению образа» (1998), «Православное детство: сб. душеполезных рассказов» (2000), «Яблочный Спас. Книга для чтения в православной семье» (2004). Стрижёв — автор-составитель сборника «Ф.М.Достоевский и Православие» (1997), «А.С.Пушкин: путь к Православию» (1999), «Духовная трагедия Льва Толстого» (1998), куда вошли статьи русских религиозных деятелей, философов, литературоведов. Материалы, собранные Стрижёвым, послужили основой научной разработки религиозной проблематики их творчества в 1990-е. Стрижёв — редактор-составитель полного собрания творений духовного писателя XIX в. святителя Игнатия (Брянчанинова) (2001-2006).
       Еще в 1980-е Стрижёв одним из первых заговорил о канонизации Иоанна Кронштадтского, поднял вопрос о прославлении Царственных мучеников.
       В начале 1990-х Стрижёв — заместитель председателя Союза православных братств, автор Манифеста монархического движения.
       С 1995 Стрижёв — литературный редактор журнала «Купель», научный редактор издательства «Паломник». Член СП России с 1994, Международного фонда славянской письменности, член-корреспондент Академии славянской культуры, действительный член Географического общества. Награжден медалями Академии Российской словесности «Ревнитель просвещения» (1999) и общества «Радонеж», удостоен первой премии им. С.А.Нилуса (2001) «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России», премии «Новое время» им. А.С.Суворина (2004) «за вклад в отечественную словесность».
       Творческое кредо Стрижёва: «Сейчас требуется стояние за Россию, за сохранение ее языка, ее самобытности» (Автобиография). Все написанное Стрижёв объединяет его своеобразный, близкий аксаковскому, слог, в основе которого природное, народное слово — та глубина, из которой черпает себя национальный язык.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 19:20:28 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"