Спешнев Николай Александрович
|
Другие персоны с фамилией Спешнев
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот год 1905 |
- один из первых русских представителей утопического коммунизма.
Род. в Петербурге; из дворянской семьи.
Окончил Царскосельский лицей, где учился вместе с Петрашевским. Был вольнослушателем восточного отделения Петербургского университета.
Жил за границей (1842-1846), изучал немецкой классической философии и социалистические доктрины. По возвращении в Петербург вновь сблизился с Петрашевским, занимая среди его сторонников радикальные позиции. Широко образованный, инициативный, он поддерживал идею создания тайной организации, пытался создать типографию. Считал частную собственность главной причиной социальной несправедливости. Обосновывал идею создания коммунистических общин и распределения продуктов труда по потребностям каждого; выступал за установление демократической республики.
В 1849 был арестован. Во время ареста у него был обнаружен ряд сочичнений - рассуждения о социализме, необходимости уничтожения крепостного права, о религии и опровержении существования Бога, о создании Тайного общества и т.д. Арестован вместе с другими петрашевцами "за богохуление, за умысел произвести бунт, за покушение к учреждению с этой целью тайного общества, за составление предположений к производству восстания". Приговорен к смертной казни; испытал инсценированный обряд казни на Семеновском плацу. Расстрел был заменен 10 годами каторги. Каторгу отбывал на одном из заводов Керчинского округа.
С 1856 - на поселении. Служил в канцелярии генерал-губернатора Восточной Сибири.
В 1860 вернулся в Петербург.
Скончался Спешнев в Петербурге.
Как отмечалось, Спешнев увлекался западной философской и социалистичической литературой. Он резко критиковал идеализм Гегеля за то, что он принимал реальный мир за "великий маскарад" абсолютной идеи, считая, что история человечества - это не история Абсолюта, а история реальных людей, движущих вперед науку, промышленность, искусство. Высоко ценил философские взгляды Фейербаха, называя их "доктриной нового времени", однако считал это учение не конечным, а переходным.
Спешнев не принимал его выводов, касавшихся человека. По убеждению Спешнева,- антропотеизм тоже религия, только другая. Предмет обоготворения у него другой, новый, но не нов сам факт обоготворения. Вместо Бога-человека мы имеем теперь Человека-бога. Спешнев полагал, что такое понимание сути человека и божества - шаг на пути преодоления религии, но лишь первый шаг; европейское человечество не должно остановиться на антропоцентризме; это только переходное учение, момент, который разовьется в нечто высшее; он есть лишь путь, по которому наука придет к полному и безусловному отрицанию религии.
Для Спешнева идеалистическая трактовка сущности человека близка традиционно-религиозной; в системах идеализма происходит "имматериализация человека". Идеалистическая метафизика, по Спешневу, в понимании человека, как и всего мира, его происхождения и движений, исходит из недоказанных и недоказуемых гипотез.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх