AZ-libr.ру

информационный портал





Соколов Владимир Николаевич
[18.04.1928-24.01.1997]

  Другие персоны с фамилией Соколов
Другие персоны с именем Владимир
Кто родился в этот день 18.04
Кто родился в этот год 1928

       [18.4.1928, г.Лихославль Калининской (ныне Тверская) обл.— 24.1.1997, Москва]
       — поэт.
       Отец — инженер, участник Великой Отечественной войны; мать — учительница; брат матери, М.Я.Козырев (1892-1942), был известным в свое время советским писателем, в молодости писал стихи (автор слов песни «Ты смотри, никому не рассказывай...»).
       Детство и отрочество Соколова прошли в родном городе. Он рано начал слагать стихи: «...я с детства был уверен <...> что я писатель, а с отрочества — что я поэт» (Самые мои стихи. М., 1995. С.3). Глубокий след в душе Соколова оставил арест отца в канун войны и смерть репрессированного дяди, М.Я.Козырева, в сталинском лагере. В начале Великой Отечественной войны Соколов находился на полевых работах под Саратовом, в 1943 жил на Урале. Осенью 1944 приехал в освобожденный от блокады Ленинград, пытался поступить в военно-морское училище.
       В 1947 был принят в Москве в Литературный институт им. А.М.Горького, который окончил в 1952. Занимался в семинаре В.В.Казина. Большинство студентов первого курса были недавними фронтовиками. «Поэтому мысль, что делал я тогда (в войну.— Ред.), ставшая постоянной, привела меня к стихотворению "Памяти товарища", которое оказалось моим поэтическим паспортом и первым моим стихотворением» (Самые мои стихи. С.3). Стихотворение «Памяти товарища» было опубликовано в 1948 в газете «Комсомольская правда». Как вспоминал Е.Евтушенко, Соколов «вывел» своих сверстников, считавших его своим литературных предтечей, «к теме войны, с точки зрения невоевавших» (Литературная газ. 1965. 28 дек.). Первый сборник стихов Соколова «Утро в пути» (1953) составили в основном эпические стихи о трудном военном детстве, эвакуации, напряженных буднях тыла («Мужская школа», 1950; «Хлеб», 1957, и др.). Память о минувшем в лирике поэта выступает как высшая и неизменная нравственная мера всего. Даже в сугубо интимных стихах («Как страшно с тобой расставаться...», 1969) ощутима эта военная мера: «Прощай. Я в любви не прощаю, / Прощай, поминай обо мне. / Я помнить тебя обещаю, / Как в юности, как на войне». «Утро в пути» одобрительно встретил С.Щипачев (Литературная газета. 1954. 8 янв.).
       Тема военной памяти у Соколова перерастала в лирическое утверждение красоты окружающего мира. Стихотворение «Как я хочу, чтоб строчки эти...» (1948) (им Соколов не раз открывал свои сборники) воспринималось как поэтическая «программа» Соколова-лирика: «Как я хочу, чтоб строчки эти / Забыли, что они слова, / А стали: небо, крыши, ветер, / Сырых бульваров дерева! / Чтоб из распахнутой страницы, / Как из раскрытого окна, / Раздался свет, запели птицы, /Дохнула жизни глубина» (1948).
       В 1950-е Соколов много ездил по стране, побывал на молодежных стройках (Куйбышевгидрострой, Каховка, Братская ГЭС, Эстония), посетил Молдавию, Казахстан, Грузию («...Я ощутил себя в поколении»). Тесные творческие контакты надолго связали Соколова с Болгарией (стихи «Старые церкви» и др.).
       В начале 1950-х в поэзии Соколова происходит отказ от оптимистического взгляда на мир. Поэт осознает трагическое несовершенство бытия.
       В 1958 вышла вторая книга стихов Соколова «Трава под снегом», в названии которой угадывалось состояние лирического героя, ждущего своей весны. В сборнике были включены характерные для Соколова стихи: «Все прозрачно в мире — это свойство...», «Из переулка — сразу в сон...», «Когда стреляют в воздух на дуэли...» (все — 1956). В связи с выходом третьего сборника Соколова «На солнечной стороне» (1961) А.Урбан писал: «Он окружающий мир обращает в свое чувство». В ранней лирике Соколов складывается внутренняя тема его поэзии — поиски гармонии между миром и человеком. Важный смысл в этом обретает «музыка» — символ гармонии: «Спасибо, музыка, за то, / Что ты меня не оставляешь, / Что ты лица не закрываешь / Себя не прячешь ни за что. / Спасибо, музыка, за то, / Что ты единственное чудо, / Что ты душа, а не причуда, / Что для кого-то ты ничто» («Спасибо, музыка, за то...», 1960). В стихах о природе («Цикады», 1963; «Первый снег», 1965, и др.), наполненных радостным открытием первозданной чистоты мира, Соколов — мастер в передаче тонкости ощущений, вещности, предметности материального мира, ясности его линий и контуров: «Все прозрачно в мире — это свойство / Голубых больших осенних дней, / Птиц охватывает беспокойство: / Гнезда их становятся видней. / Все открыто пристальному взору — / Дно речное, паутинки нить. / Очень любит осень в эту пору / Отобрать, отсеять, отцедить» («Все прозрачно в мире — это свойство...», 1956). В пейзажной лирике прослеживаются устойчивые образы (дом, сад, дорога, след, снег и др.). Снег (у Соколова много «снежных» названий стихотворений и сборников: «Первый снег», «Новый снег», «Снег в сентябре») — некое исходное начало в природной стихии в мире поэта. В любовной лирике, элегичной, напевной, музыкальной, подкупающей благородной сдержанностью выражения чувств, снег напоминает иную стихию — любовную.
       К середине 1960-х Соколов обрел творческую зрелость; в это время выходят известные поэтические книги: «Смена дней» (1965), «Разные годы» (1966), значительная часть новых стихов вошла в книгу «Снег в сентябре» (1968), в сборнике «Избранная лирика» (1967). В поэзию Соколова входит тема «малой родины» («Звезда полей...» (1963); «У верховьев Волги» (1965); «Ростов Великий...» (1965) и др.): «Хотел бы я долгие годы / На родине милой пожить, / Любить ее светлые воды / И темные воды любить» («Хотел бы я долгие годы...», 1963). Стихотворение Соколова «Звезда полей...» воспринимается как заповедь верности Родине: «Звезда полей, звезда полей над отчим домом / И матери моей печальная рука... / Осколок песни той вчера над тихим Доном / Из чуждых уст настиг издалека. / И воцарился мир, забвенью не подвластный, / И воцарилась даль — во славу ржи и льна...» В этом мироощущении Соколов близок к Н.Рубцову, Ю.Кузнецову, Н.Тряпкину и др. В традиции, нравственном опыте прошлого Соколов видит «врачующую» силу: «Вдали от всех парнасов, / От мелочных сует / Со мной опять Некрасов / И Афанасий Фет. / Они со мной ночуют / В моем селе глухом. / Они меня врачуют/ Классическим стихом» («Вдали от всех парнасов...», 1960).
       В середине 1970-х Соколов выпускает книги «Четверть века» (1975), «Позднее утро», «Городские стихи» (обе — 1977), «Спасибо, музыка» (1978). Мн. стихи воспринимаются как сокровенная дума умудренного жизненным опытом человека. «Живя перемеченным метой празднеств и бедствий», Соколов прошел «испытание временем, испытание веком, испытание бременем и родным человеком». В подтексте стихов угадывается боль пережитого. Они все больше окрашиваются элегической интонацией. Лирика Соколова обретает новый настрой: «Не поддаваться времени, / Его собою полнить / И даже в поздней темени / О том, что будем помнить. / Не надо плакать, милая, / Ты наших поколений. / Стань домом, словом, силою / Больших преодолений» («Ты плачешь в зимней темени...», 1971). Интонация раздумья пронизывает и многие стихи, созданные в 1980-е. О тональности сб. «Новые времена» (1986) говорят строчки открывающего книгу стих.: «Сумрак зазеленевший, / Лиственный, тополиный. / Душу мою задевший, / Юный такой, старинный, / Стань для одних свиданьем, / А для других хоть словом, / Помороси о давнем, / Пошелести о новом» («Сумрак зазеленевший...»). Творческие искания Соколова этих лет отразились в книгах «Долина» (1981), «Избранные произведения» в 2-х томах (1981), «Стихотворения» (1983).
       В лирике появляются элементы сказочного, фантастического. «Каждый поэт в душе сюрреалист,— признавался позднее Соколов — Даже Гомер. Даже Пушкин. (Сон Татьяны, скачущий всадник в «Медном всаднике» и т.д.) Другое дело, как он с этой иррациональностью поступает. Без ирреальности, иррационального невозможно поймать переход мгновения в вечность» (Посещение. М., 1992. С.102). В своих исканиях Соколов остается верен «поэтике мгновения», придерживаясь ее и в крупных жанрах — поэмах «Смена дней», 1960; «Улица», 1966; «Шадринск», 1967; «Сюжет», 1976, построенных по принципу лирического цикла. Поэмы «Александровский сад» (1984) и незавершенная «Алиби» являются, по определению автора, «вольными» поэмами, где одновременно сосуществуют и лирика, и эпос, и драма, и трагедия. В поэме «Пришелец» (1991) использованы элементы фантастического. Придерживаясь классической традиции, Соколов следовал программе: «В каждом уловленном часе или мгновении должна быть частица вечности».
       В последние годы Соколов выпустил два сборника стихов: «Посещение» (1992) и «Самые мои стихи», последний составлен, по признанию поэта, «вдохновенно и строго». В него вошли стихи, созданные почти за полвека работы в русской литературе. Название сборника «Посещение» ассоциируется со строчками известного стихотворения Ф.И.Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...» Книга пронизана раздумьями поэта о трагическом состоянии эпохи, зараженной духовным омертвением: «Я устал от двадцатого века, / От его окровавленных рек. / И не надо мне прав человека — / Я давно уже не человек» («Я устал от двадцатого века...», 1988).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 19:09:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"