Смеляков Ярослав Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Смеляков
Другие персоны с именем Ярослав Кто родился в этот день 08.01 Кто родился в этот год 1913 |
[26.12.1912 (8.1.1913), Луцк Волынской губ.— 27.11.1972, Москва]
— поэт.
В поэзию Смеляков пришел из рабочего цеха и всегда подчеркивал в стихах кровную
принадлежность к пролетариату, гордился тем, что он — поэт-рабочий, что «обе
его основные профессии родственны» (Соч. Т.3. С.6). Работая в одной из
московских типографий, юный Смеляков по счастливому стечению обстоятельств сам
набирал те страницы журнала «Октябрь», где печаталось его первое стихотворение,
а позже — свой поэтический сборник «Работа и любовь» (1932). В названии этого
раннего сборника выражена доминанта всей поэзии Смелякова: органическое
единство социального, гражданственного, пафосно-витийственного начала и
нежного, лирико-элегического. В 1963 Смеляков вновь назовет свою книгу стихов
«Работа и любовь».
Яркий и талантливый представитель поэтического поколения 1930-х, Смеляков
вместе с друзьями-поэтами Б.Корниловым, П.Васильевым и др. создавал лирический
образ современника, который не только трудился, ходил на собрания, но ощущал
все богатство мира, его красоту, имел тонкую любящую душу, многообразный мир
чувств. Герой раннего Смелякова — это «молодой веселый человек», идущий по
дорогам жизни и ощущающий свое кровное родство с временем. Это не винтик, а
хозяин, который хочет «усталыми руками / Трогать свой незавершенный мир» (Соч.
Т.1. С.95). При всей прямолинейности и некоторой оголенности смысла ранние
стихи С. привлекали юношеским задором, экспрессией и поэтической культурой,
мастерством. В стихотворении «Точка зрения» (1932) поэт соединяет две
противоположные точки зрения на искусство — старого художника и молодого
работника нефтелавки: «Я хочу, чтобы в моей работе / Сочеталась бы горячка
парня / С мастерством художника, который / Все-таки умеет рисовать» (Соч. Т.1.
С.54). Любимый эпитет молодого поэта — «веселый»: «веселая страна», «веселые
подростки», «веселые пешеходы», даже «веселый туберкулез». Ему удалось
соединить в образно-стилистическом и языковом мире своего творчества грубоватый
и прямолинейный язык комсомольских собраний с канцеляризмами, штампами,
лозунгами — и нежную, веселую поэтическую речь и интонацию, близкую пушкинским
традициям, «трубный глас» Маяковского и «голос свирели» С.Есенина. Ритм уличной
песни о коварной измене в стихотворении «Любка» (1933) помогает передать новое
и вечное в отношениях молодых людей 1930-х. Любка изменила рабочему пареньку с
«транспортным студентом», стала совершенно другой. С доброй и грустной иронией
Смеляков пишет о силе любви и ревности, о власти искусства, которые не
вмещаются в узкие социальные рамки классовой оценки: «Гражданин Вертинский /
Вертится. Спокойно / Девочки танцуют / Английский фокстрот. /Я не понимаю, /
Что это такое, / Как это такое / За сердце берет? / Я хочу смеяться / Над его
искусством, / Я могу заплакать / Над его тоской, / Ты мне не расскажешь, /
Отчего нам грустно, / Почему нам, Любка, / Весело с тобой?» (Соч. Т.1. С.87).
К концу 1930-х поэзия Смелякова заметно углубляется, в ней все чаще звучат
негромкие мотивы тишины («Я посвятил всего тебя искусству...»), происходит
своеобразное «лирическое отступление» в область интимного. Поэт много пишет о
любви, красоте, милосердии. Классовое потеснено общечеловеческим, природным:
«Если я заболею, / К врачам обращаться не стану. / Обращаюсь к друзьям, / Не
сочтите, что это в бреду: / "Постелите мне степь, / Занавесьте мне окна
туманом, /В изголовье поставьте / Ночную звезду"» (Соч. Т.1. С.165). Любовь
«упрямого мальчишки», героя стихотворение «Хорошая девочка Лида» (1940), сродни
любви Гейне и Пушкина.
Испытания военных лет, свой и народный трагический опыт внесли в поэзию
Смелякова 1940-50-х много нового. Поэт трижды подвергался репрессиям (в
1934-38,1941-44, 1951-55), тем не менее каждый раз он находил в себе силы
оставаться самим собой, не сломиться и вернуться в поэзию, идти дальше. В
стихах Смелякова 1940-60-х появляются историзм и подчеркнутая социальная
гражданственность, одические, витийственные интонации и ритмы, образы-эмблемы,
выражающие «голую суть» времени: «Наш герб», «Кремлевские ели», «Индустриальный
пейзаж», «Уголь» и др. Лирический герой сдержанно говорит о своем личном;
приобщившись к трагическим урокам истории вместе со всем народом, он несет в
себе, всячески это укрупняя и подчеркивая, общенародные чувства и черты —
масштабное величие судьбы, суровую мужественность, крепость и стойкость камня и
железа: «Я строил окопы и доты, / Железо и камень тесал, / И сам я от этой
работы / Железным и каменным стал» (Соч. Т.1. С.227). Позже, обращаясь к
матери-земле, он скажет: «Ты дала мне вершину и бездну. / Подарила свою широту,
/ Стал я сильным, как терн, и железным, / Даже окиси привкус во рту» (Соч. Т.1.
С.200).
Смеляков ищет и находит новые точки соприкосновения «каменного» и «железного» с
нежным, интимным. В стихотворении «Памятник» (1946) герою снится, что он
превратился в чугунный памятник. Удачно обыгрывается при этом тема железа,
«торжественного металла»: у неподвижной статуи поэта — чугунное сердце, брови,
руки, даже метафоры в его стихах. Но любовь делает чудеса: заставляет монумент
ожить, сойти с «блестящей высоты на землю», «рукой чугунной тихо» обнять
любимую и даже заплакать: «На выпуклые грозные глаза / Вдруг набежит чугунная
слеза. / И ты услышишь в парке под Москвой / Чугунный голос, нежный голос мой»
(Соч. Т.1. С.208). «Чугунное» вовсе не противостоит «живому», они равнозначны и
взаимно друг друга дополняют.
Важным этапом творчества Смелякова была поэма «Строгая любовь», которую поэт
создавал в лагере в 1953-55. В ней с позиций эпохи 1950-х поэт оценивает свою
юность, жизнь своего поколения и со строгой любовью пишет о «наивном аскетизме»
подростков 1930-х — «детей стали», «мальчиков храбрых», «девочек железных»,
которые за «сжатыми лозунгами труда и твердой четкостью устава» не всегда
обращали внимание на отдельную личность, мало ценили неповторимую
индивидуальность и красоту каждого человека. Во второй части повести Смеляков
собирался усилить автобиографическую тему становления пролетарского поэта, но
замысел не был осуществлен, были написаны лишь отдельные фрагменты. Теме
юности, проблеме «отцов и детей», смене поколений С. посвятил поэму «Молодые
люди» (1968).
В одном из лучших поэтических сборников Смелякова «День России» (1967),
удостоенном Государственной премии, трагические моменты российской истории
воспринимаются через призму современности и современность оценивается как
важный исторический этап, уходящий корнями в прошлое России и открытый в ее
будущее: «И современники, и тени / В тиши беседуют со мной. / Острее стало
ощущенье / Шагов Истории самой» (Соч. Т.2. С.20). Поэт обращается к судьбам,
жизни и смерти таких людей, в которых отразилось время, «день России», ее
сложная история. Это сподвижник Петра — Меншиков, протопоп Аввакум, Лермонтов и
Ахматова, командармы Гражданской войны и др. Запечатлены в стихах и главные
приметы, детали, вещи, реликвии и святыни: кресло Ивана Грозного, пионерский
галстук, косоворотка, этажерка, фотографические снимки и многие другие. Доверяя
разуму истории, Смеляков выступает против легковесных переоценок сложного
исторического прошлого. В стихотворении «Пётр и Алексей» (1959) царь жертвует
сыном, «слабостным Алексеем», подавляя ради высоких государственных тягот
отцовскую любовь. Поэт по-пушкински относится к «державному гению» Петра, его
страдания, «императорский венец» ставя гораздо выше «тусклого венчика» мучений
Алексея.
В сборнике «День России» Смеляков привлекал в первую очередь разум Истории, ее
законы, в следующей книге — «Декабрь» (1970) он стремится постичь душу, сердце,
«духовный трепет» событий, музыку истории. Лирический герой слышит время,
постоянно разговаривает с современниками, спорит, исповедуется, размышляет. В
жанре «маленького портрета» в судьбах конкретных героев — писателей,
государственных деятелей, друзей юности — лирически тонко раскрывается
индивидуальность и неповторимость каждой личности. Идя по трудным дорогам
жизни, Смеляков брал в руки не риторический «посох пророка», а «неказистый
посошок» поэта-рабочего, привыкшего вести «разговор о главном». Уже после
смерти Смелякова вышел сборник «Служба времени» (1975), в него вошли стих., во
многом итоговые. Приветствуя скорый приход в литературу «нового Овидия» из
рабочей среды, поэт радуется тому, что свою «маленькую службу» нес увлекательно
и честно, служил времени на «главной магистрали» жизни.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх