Смеляков Ярослав Васильевич  
 | 
| 
Другие персоны с фамилией Смеляков 
 Другие персоны с именем Ярослав Кто родился в этот день 08.01 Кто родился в этот год 1913  | 
      
[26.12.1912 (8.1.1913), Луцк Волынской губ.— 27.11.1972, Москва] 
      
— поэт. 
      
В поэзию Смеляков пришел из рабочего цеха и всегда подчеркивал в стихах кровную 
принадлежность к пролетариату, гордился тем, что он — поэт-рабочий, что «обе 
его основные профессии родственны» (Соч. Т.3. С.6). Работая в одной из 
московских типографий, юный Смеляков по счастливому стечению обстоятельств сам 
набирал те страницы журнала «Октябрь», где печаталось его первое стихотворение, 
а позже — свой поэтический сборник «Работа и любовь» (1932). В названии этого 
раннего сборника выражена доминанта всей поэзии Смелякова: органическое 
единство социального, гражданственного, пафосно-витийственного начала и 
нежного, лирико-элегического. В 1963 Смеляков вновь назовет свою книгу стихов 
«Работа и любовь». 
      
Яркий и талантливый представитель поэтического поколения 1930-х, Смеляков 
вместе с друзьями-поэтами Б.Корниловым, П.Васильевым и др. создавал лирический 
образ современника, который не только трудился, ходил на собрания, но ощущал 
все богатство мира, его красоту, имел тонкую любящую душу, многообразный мир 
чувств. Герой раннего Смелякова — это «молодой веселый человек», идущий по 
дорогам жизни и ощущающий свое кровное родство с временем. Это не винтик, а 
хозяин, который хочет «усталыми руками / Трогать свой незавершенный мир» (Соч. 
Т.1. С.95). При всей прямолинейности и некоторой оголенности смысла ранние 
стихи С. привлекали юношеским задором, экспрессией и поэтической культурой, 
мастерством. В стихотворении «Точка зрения» (1932) поэт соединяет две 
противоположные точки зрения на искусство — старого художника и молодого 
работника нефтелавки: «Я хочу, чтобы в моей работе / Сочеталась бы горячка 
парня / С мастерством художника, который / Все-таки умеет рисовать» (Соч. Т.1. 
С.54). Любимый эпитет молодого поэта — «веселый»: «веселая страна», «веселые 
подростки», «веселые пешеходы», даже «веселый туберкулез». Ему удалось 
соединить в образно-стилистическом и языковом мире своего творчества грубоватый 
и прямолинейный язык комсомольских собраний с канцеляризмами, штампами, 
лозунгами — и нежную, веселую поэтическую речь и интонацию, близкую пушкинским 
традициям, «трубный глас» Маяковского и «голос свирели» С.Есенина. Ритм уличной 
песни о коварной измене в стихотворении «Любка» (1933) помогает передать новое 
и вечное в отношениях молодых людей 1930-х. Любка изменила рабочему пареньку с 
«транспортным студентом», стала совершенно другой. С доброй и грустной иронией 
Смеляков пишет о силе любви и ревности, о власти искусства, которые не 
вмещаются в узкие социальные рамки классовой оценки: «Гражданин Вертинский / 
Вертится. Спокойно / Девочки танцуют / Английский фокстрот. /Я не понимаю, / 
Что это такое, / Как это такое / За сердце берет? / Я хочу смеяться / Над его 
искусством, / Я могу заплакать / Над его тоской, / Ты мне не расскажешь, / 
Отчего нам грустно, / Почему нам, Любка, / Весело с тобой?» (Соч. Т.1. С.87). 
      
К концу 1930-х поэзия Смелякова заметно углубляется, в ней все чаще звучат 
негромкие мотивы тишины («Я посвятил всего тебя искусству...»), происходит 
своеобразное «лирическое отступление» в область интимного. Поэт много пишет о 
любви, красоте, милосердии. Классовое потеснено общечеловеческим, природным: 
«Если я заболею, / К врачам обращаться не стану. / Обращаюсь к друзьям, / Не 
сочтите, что это в бреду: / "Постелите мне степь, / Занавесьте мне окна 
туманом, /В изголовье поставьте / Ночную звезду"» (Соч. Т.1. С.165). Любовь 
«упрямого мальчишки», героя стихотворение «Хорошая девочка Лида» (1940), сродни 
любви Гейне и Пушкина. 
      
Испытания военных лет, свой и народный трагический опыт внесли в поэзию 
Смелякова 1940-50-х много нового. Поэт трижды подвергался репрессиям (в 
1934-38,1941-44, 1951-55), тем не менее каждый раз он находил в себе силы 
оставаться самим собой, не сломиться и вернуться в поэзию, идти дальше. В 
стихах Смелякова 1940-60-х появляются историзм и подчеркнутая социальная 
гражданственность, одические, витийственные интонации и ритмы, образы-эмблемы, 
выражающие «голую суть» времени: «Наш герб», «Кремлевские ели», «Индустриальный 
пейзаж», «Уголь» и др. Лирический герой сдержанно говорит о своем личном; 
приобщившись к трагическим урокам истории вместе со всем народом, он несет в 
себе, всячески это укрупняя и подчеркивая, общенародные чувства и черты — 
масштабное величие судьбы, суровую мужественность, крепость и стойкость камня и 
железа: «Я строил окопы и доты, / Железо и камень тесал, / И сам я от этой 
работы / Железным и каменным стал» (Соч. Т.1. С.227). Позже, обращаясь к 
матери-земле, он скажет: «Ты дала мне вершину и бездну. / Подарила свою широту, 
/ Стал я сильным, как терн, и железным, / Даже окиси привкус во рту» (Соч. Т.1. 
С.200). 
      
Смеляков ищет и находит новые точки соприкосновения «каменного» и «железного» с 
нежным, интимным. В стихотворении «Памятник» (1946) герою снится, что он 
превратился в чугунный памятник. Удачно обыгрывается при этом тема железа, 
«торжественного металла»: у неподвижной статуи поэта — чугунное сердце, брови, 
руки, даже метафоры в его стихах. Но любовь делает чудеса: заставляет монумент 
ожить, сойти с «блестящей высоты на землю», «рукой чугунной тихо» обнять 
любимую и даже заплакать: «На выпуклые грозные глаза / Вдруг набежит чугунная 
слеза. / И ты услышишь в парке под Москвой / Чугунный голос, нежный голос мой» 
(Соч. Т.1. С.208). «Чугунное» вовсе не противостоит «живому», они равнозначны и 
взаимно друг друга дополняют. 
      
Важным этапом творчества Смелякова была поэма «Строгая любовь», которую поэт 
создавал в лагере в 1953-55. В ней с позиций эпохи 1950-х поэт оценивает свою 
юность, жизнь своего поколения и со строгой любовью пишет о «наивном аскетизме» 
подростков 1930-х — «детей стали», «мальчиков храбрых», «девочек железных», 
которые за «сжатыми лозунгами труда и твердой четкостью устава» не всегда 
обращали внимание на отдельную личность, мало ценили неповторимую 
индивидуальность и красоту каждого человека. Во второй части повести Смеляков 
собирался усилить автобиографическую тему становления пролетарского поэта, но 
замысел не был осуществлен, были написаны лишь отдельные фрагменты. Теме 
юности, проблеме «отцов и детей», смене поколений С. посвятил поэму «Молодые 
люди» (1968). 
      
В одном из лучших поэтических сборников Смелякова «День России» (1967), 
удостоенном Государственной премии, трагические моменты российской истории 
воспринимаются через призму современности и современность оценивается как 
важный исторический этап, уходящий корнями в прошлое России и открытый в ее 
будущее: «И современники, и тени / В тиши беседуют со мной. / Острее стало 
ощущенье / Шагов Истории самой» (Соч. Т.2. С.20). Поэт обращается к судьбам, 
жизни и смерти таких людей, в которых отразилось время, «день России», ее 
сложная история. Это сподвижник Петра — Меншиков, протопоп Аввакум, Лермонтов и 
Ахматова, командармы Гражданской войны и др. Запечатлены в стихах и главные 
приметы, детали, вещи, реликвии и святыни: кресло Ивана Грозного, пионерский 
галстук, косоворотка, этажерка, фотографические снимки и многие другие. Доверяя 
разуму истории, Смеляков выступает против легковесных переоценок сложного 
исторического прошлого. В стихотворении «Пётр и Алексей» (1959) царь жертвует 
сыном, «слабостным Алексеем», подавляя ради высоких государственных тягот 
отцовскую любовь. Поэт по-пушкински относится к «державному гению» Петра, его 
страдания, «императорский венец» ставя гораздо выше «тусклого венчика» мучений 
Алексея. 
      
В сборнике «День России» Смеляков привлекал в первую очередь разум Истории, ее 
законы, в следующей книге — «Декабрь» (1970) он стремится постичь душу, сердце, 
«духовный трепет» событий, музыку истории. Лирический герой слышит время, 
постоянно разговаривает с современниками, спорит, исповедуется, размышляет. В 
жанре «маленького портрета» в судьбах конкретных героев — писателей, 
государственных деятелей, друзей юности — лирически тонко раскрывается 
индивидуальность и неповторимость каждой личности. Идя по трудным дорогам 
жизни, Смеляков брал в руки не риторический «посох пророка», а «неказистый 
посошок» поэта-рабочего, привыкшего вести «разговор о главном». Уже после 
смерти Смелякова вышел сборник «Служба времени» (1975), в него вошли стих., во 
многом итоговые. Приветствуя скорый приход в литературу «нового Овидия» из 
рабочей среды, поэт радуется тому, что свою «маленькую службу» нес увлекательно 
и честно, служил времени на «главной магистрали» жизни.
Литература и другие источники информации
| 
 
Дата последнего изменения:  | 
Наверх