Скалдин Алексей Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Скалдин
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 15.10 Кто родился в этот год 1889 |
[2(15).10.1889, д. Карыхново Новгородской губ. Валдайского у. Мшенской вол.—
18.7 (по др. сведениям — 28.8).1943, Карлаг — Карагандинский лагерь]
— поэт, прозаик, литературный критик.
Родился в крестьянской семье. Предки — из Костромской губ. Кологривского уезда.
Окончил церковно-приходскую школу. Писать начал с 9 лет. Послал стихи (не ранее
1904) в журнале «Живописное обозрение». Семья переехала в Петербург в 1905.
Служил в страховом обществе: сначала — мальчиком-рассыльным, затем, сделав
стремительную карьеру,— управляющим округом. Посещал университет и студенческие
кружки, но систематического образования не получил, самостоятельно выучил
языки: французский, немецкий, древнегреческий и латинский. В анкетах писал:
«Образование высшее — самоучка». В литературные круги вошел в 1908-09, был
связан с журналом «Весна», познакомился с Блоком, Клюевым, Вяч.Ивановым,
Мережковским, Философовым и др. литераторами. С 1910 печатается в журналах
«Аполлон», «Гаудеамус», «Сатирикон». Был членом Религиозно-философского
общества (позднее — ВОЛЬФИЛА). Предложенный в 1913 доклад Скалдина «Идея нации»
не был прочитан в Религиозно-философском обществе, но получил высокую оценку
Блока.
В 1924 Скалдин выступил на заседании ВОЛЬФИЛЫ с докладом «Две поэмы»,
посвященным памяти Блока. В журнале «Труды и дни» (1913. №1-2) опубликовал
развернутую рецензию «Затемненный лик» (по поводу книги В.В.Розанова
«Метафизика христианства»).
В 1912 в издательстве «ОРЫ» вышел сборник Скалдина «Стихотворения» с
посвящением: «Вячеславу Иванову, брату». Книга, носившая одновременно печать
мастерства и ученичества, была и воспринята неоднозначно. Наряду с
восторженными (Недоброво Н.В. // Русская молва. 1913. 31 янв.) появились резкие
рецензии, отмечавшие подражательный, вторичный характер стихов (Гумилев Н. //
Аполлон. 1913. №3; Городецкий С. // Гиперборей. 1913. №4).
В 1912 Скалдин не был принят в «Цех поэтов». Одной из причин этого, безусловно,
следует считать его близкую дружбу с Вяч.Ивановым на фоне особо обострившегося
тогда соперничества двух мэтров русской поэзии — Вяч.Иванова и Гумилева. О
степени близости Скалдина к Вяч.Иванову могут свидетельствовать их многолетняя
переписка и факт участия Скалдин в дуэльной истории С.Шварсалона (пасынка
Иванова) и М.Кузмина. Скалдин был секундантом Шварсалона.
В 1913 Скалдин был кооптирован в «Цех поэтов». Появляются подборки его стихов в
сборник «Орлы над пропастью» и «Альманах муз» (1916).
В янв. 1915 Скалдин женился на переводчице Елизавете (Элжбет) Константиновне
Бауман (в первом браке Вальтер), двоюродной сестре Вольфганга Грегера,
известного своим переводом на немецкий яз. поэмы Блока «Двенадцать». Скалдин
воспитывал двух падчериц — Клару Рейнгольдовну (депортирована из г.Пушкина в
1942, дальнейшая судьба неизвестна) и Марину Р., которая в действительности
была его родной дочерью.
В янв. 1916 Скалдин начал, а в мае того же года завершил работу над романом
«Странствия и приключения Никодима Старшего». Первоначально произведение было
названо «Повествование о Земле» и задумывалось как трилогия. Есть сведения, что
трилогия была завершена в 1920-х и отправлена для печатания за границу, где
затерялась. Летом 1916 роман о Никодиме неоднократно читался в литературных
собраниях и был предложен журналом «Русская мысль», где был высоко оценен в
художественном отношении, но отклонен, т.к. содержание не вполне
соответствовало направлению журнала. Отдельным изданием роман вышел осенью 1917
и вследствие бурных политических событий остался почти не замеченным критикой.
Отзывы современников в письмах писателю (художника Н.В.Кузьмина, Ф.Сологуба,
А.Г.Архангельского и др.) чрезвычайно высоки. Главный герой романа — Никодим —
наделен автобиографическими чертами, и его нравственно-философские искания
отражают эзотерические увлечения Скалдин тех лет. В облике главной героини
угадываются черты Е.К.Скалдиной. Предреволюционная социальная напряженность,
теософские споры, вечные проблемы разделения добра и зла вошли в роман в
причудливой символистской образности. В 1989 и 1990 роман был репринтно издан в
США с предисловием В.Крейда (перепечатано: Юность. 1991. №9-11), где это
произведение определяется как «последний шаг прозы Серебряного века, последняя
его вершина». В 1993 роман Скалдин вышел в Стокгольме на шведском языке.
Скалдин также был наделен незаурядным организаторским талантом. В 1913 вместе с
Н.В.Недоброво и Е.Т.Лисенковым он приложил немало усилий к возрождению
Поэтической академии. Так появилось Общество поэтов, в которое входили Блок,
Ахматова, Г.Иванов, Адамович, Зенкевич и многие другие. В Немецком литературном
обществе Скалдин составлял программы вечеров, готовил и проводил заседания. С
момента создания в Петрограде (март 1917) Союза деятелей искусств Скалдин —
активнейший его работник. Он входит в Совет временных уполномоченных союза в
качестве секретаря литературной курии (председатель курии — Ф.Сологуб). А
поскольку союз провозгласил «законодательное право и право суда над
правительственными и общественными мероприятиями и начинаниями в области
искусства», упорно отстаивал «вольность искусства», возникли трения, сначала —
с Временным правительством, затем — с Наркомпросом. Возможно, это послужило
одной из причин (наряду с голодом) отъезда Скалдина в 1918 из Петрограда
сначала в Москву, потом в Саратов, куда позже переезжает вся его семья.
В Саратове Скалдин работает в Политпросвете Губоно, заведует Губернским музеем
(Радищевский музей, ныне — Саратовский художественный музей), руководит
театральной студией, затем — всеми зрелищными учреждениями города, вместе с
М.А.Зенкевичем создает отдел Всероссийского союза поэтов, преподает в высших
учебных заведениях, выступает с публичными лекциями, публикует ряд
культурологических статей в журнале «Художественные известия». Наездами бывает
в Петрограде, работает над новой книгой «о революции» — «Вечера у мастера Ха»
(сохранилась одна глава — «Рассказ о Господине Просто»). Влияние Скалдина как
культурного лидера Саратова росло, его идеологическая позиция раздражала
городские власти.
В конце 1922 Скалдин был арестован и по сфабрикованному обвинению осужден на
три года тюремного заключения. Хлопотами жены, Вяч.Иванова и Ал.Чеботаревской,
которые обратились к Луначарскому и Каменеву, Скалдин был досрочно освобожден и
в сент. 1923 вернулся в Петроград. Около года он не может найти постоянной
работы, перебивается случайным редактированием в ГИИСе, уезжает в
Ростов-на-Дону, где, будучи беспартийным, некоторое время работает в
политотделе Донского облисполкома и в Книжторге, сотрудничает в этом
направлении более чем с 40 издательствами, в т.ч. «Колос», «Космос», «Пучина»,
«Наука», много ездит по стране.
В 1924 Скалдин сдал в ГИЗ свой роман «Смерть Григория Распутина», написанный на
документальной основе.
В конце того же года он пытается передать рукопись в издательство «Время», где
работал художником его брат Скалдин Скалдин. Роман остался неизданным, рукопись
утрачена. Из писем Скалдин того времени становится известным, что он много
читает в литературных домах. Так, в доме Гершензонов, кроме вышеназванного,
читались рассказы «Зоологический лев», «Рассыпанное ожерелье» и «разные стихи»
(утрачено). И именно М.О.Гершензон определил его «истинное призвание — писать
детские сказки». Действительно, в конце 1920-х — начале 1930-х Скалдину удается
опубликовать только небольшие детские произведения: «Чего было много»,
«Раскваси» (1928), «За рулем» (1930), «Колдун и ученый» (1931). В производство
были сданы: «Музей "Чижа"», «Нитка, иголка и пуговица», «Земля Каанана».
Уже в ранней прозе Скалдин предвосхитил поэтику обэриутов: для его стиля
характерны поливалентная семантика, необычность грамматических конструкций,
алогические мотивации. Знакомство с обэриутами подтверждается и стихотворение
Д.Хармса «Короткая молния пролетела над кучей снега...» (1931), где дан
словесный портрет Скалдина, а также и тем фактом, что во Всероссийский СП
Скалдин и Хармс были приняты в один день — 28 окт. 1929.
Сюжеты и образная система немногих дошедших до нас произведений Скалдин
позволяют назвать его предшественником и М.А.Булгакова. В «Рассказе о Господине
Просто» (1919-24) действуют говорящий кот, нечистая сила, неизвестный господин,
«в походке которого примечается резкий удар», Мастер Ха, или просто Мастер.
В 1923 Скалдин с семьей переезжает на постоянное жительство в Детское (Царское)
Село, служит в ГИЗе в должности редактора и библиотекаря. Творческое общение
приобретает исключительно домашние и кружковые формы, постоянно присутствие
Скалдина на литературных встречах в доме Иванова-Разумника. Здесь он читает
повесть «Земля Каанана», «посвященную изображению возможной революции на
острове Ява», и наброски романа «Женихи» (утрачены), к тому же времени
относятся рукописи также не дошедших до нас романов «Деревенская жизнь» и
«Невероятная жизнь». Именно собрания у Иванова-Разумника послужили причиной
ареста Скалдина 20 янв. 1933 и обвинения его в принадлежности к
«контрреволюционному идейно-организационному центру народнического движения».
Скалдин был приговорен к 5 годам заключения в концлагере, замененным высылкой в
Казахстан на тот же срок.
В Алма-Ате Скалдин служил в плановом отделе Горжилсоюза, вел уединенный образ
жизни, много писал, болезненно ощущая насильственный разрыв с семьей,
литературной средой и отсутствие элементарных условий для творчества: не было
отдельной комнаты, местная библиотека не имела необходимой справочной и
исторической литературы. В 1933 от астмы умерла жена Скалдина. Сразу по
окончании срока ссылки Скалдин включается в культурно-общественную жизнь
Алма-Аты; как изокритик выступает с лекциями и на публичных диспутах (Казахская
правда. 1940. 3 авг., 10 дек.).
В 1939-41 ему удалось дважды побывать в Москве и Ленинграде, где во многих
литературных домах, в т.ч. у Ю.Н.Верховского и Иванова-Разумника, он читает
новые произведения. Во время последнего приезда Скалдин передал в Литературный
музей часть своего архива: письма А.Блока, В.Иванова, Г.Иванова, И.Северянина,
В.Мейерхольда и многие другие, рукопись книги В.Иванова «Нежная тайна»,
рукописи своих опубликованных произведений, материалы журналов «Горнило» и
«Пламя». Коллекция ценных старинных автографов была продана в Публичную
библиотеку Ленинграда. В одном из последних известных нам писем из Алма-Аты
(июнь 1941) Скалдин сообщает о том, что готов к окончательному переезду в
Москву или Ленинград, и называет произведения, созданные в ссылке: «Роман о
Распутине» — построенный на рассказах людей, много о нем знавших, «Колдуны» —
роман о деревне, о ее истории, начиная с 1940-х до нашего времени включительно,
«Повесть каждого дня» — лирический роман о любви человека, которому любовь
«никак не удается», «Чудеса старого мира» — роман о взаимоотношениях русского
человека с зарубежным миром, «Третья встреча» — роман как бы о будущем, но в
формах совершенно настоящего. Кроме того, повести «Авва Макарий», «Неизвестный
перед святыми отцами», «Сказка о дровосеке с длинным носом». Общий объем
написанного в Алма-Ате автор определил примерно в 4 тысячи страниц или в
170-180 печатных листов. Весь творческий архив погиб. В окт. 1941 Скалдин был
арестован и осужден специальным совещанием, приговорен к восьми годам лишения
свободы. По официальным сведениям, он умер в Карлаге в 1943.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх