Сеземан Восиль Эмильевич
|
Другие персоны с фамилией Сеземан
Другие персоны с именем Восиль Кто родился в этот день 30.05 Кто родился в этот год 1884 |
- философ и филолог.
Уроженец Выборга; из семьи врача; отец- финн, мать-русская.
Окончил в Петербурге немецкую гимназию при евангелическо-лютеранской церкви св.Екатерины (1902).
В 1902 поступил в Военно-медицинскую академию, а в 1903 перешел на историко-филологический факультет Петербургского университета. Изучал классическую филологию, философию, историю искусства.
По окончании университета (1909) был оставлен при кафедре классической филологии для подготовки к научной деятельности.
1910-1911 провел в Германии (Марбург, Берлин), где слушал лекции и занимался в семинарах профессор Когена, Наторпа, Зиммеля, Дильса, Кассирера.
По возвращении из-за границы с осени 1912 преподавал психологию, логику и педагогику в немецких училищах Петербурга.
В 1913 выдержал экзамен на степень магистра философии [Ю.Н.Сухарев (составитель), А.И.Панченко (Ответственный редактор). "Русская философия как специальность в России". Вып.1. С.123-124].
С 12 января 1914 и до 1917 - приват-доцент кафедры философии историко-филологического факультета Петербургского университета.
С осени 1918 преподавал в Вятке, в 1919-1921 - доцент Саратовского университета.
В 1921 возвратился в Петроград.
Действительный член Философского общества при Петроградском университете. Эмигрировал в Хельсинки.
В 1922 переехал в Берлин, в 1923 преподавал философию в Русском научном институте.
Участвовал в работе Религиозно-философской академии. Был профессор философии в Ковенском университете, затем находился в Вильно. Один из руководителей евразийской группы в Литве. В Вильнюсе преподавал немецкий язык в русской гимназии (во время войны, с ноября 1943 по июль 1944), после войны - логику в Вильнюсском университете.
В 1945 (по другим данным - в 1949) его арестовывают и отправляют в ГУЛАГ.
В 1958 освобождают.
Сеземан возвращается в Вильнюсский университет и до конца жизни остается там профессором логики.
Умер в Вильнюсе.
По своим взглядам, как отмечает А.Вашестов, Сеземан вначале склонялся к марбургскому неокантианству, в работах 20-х гг. он явно переорентируется на феноменологию, точнее, на ее синтез с марбургским неокантианством ("РФ". С.463).
Одна из центральных тем творчества Сеземан - проблема иррационального во взаимоотношении с рациональным.
Сеземан различал объективное познание (достигаемое путем устранения всех субъективных элементов из познаваемой реальности), типичной формой которого является естествознание, и необъективное познание (когда субъект принимает участие в реальности, которую он воспринимает) - таково познание духовных ценностей, нравственного, религиозного и эстетического опыта. В то время как содержание объективного познания выражается в понятии и стремится объективизироваться, "отвердеть" в своей словесной форме, необъективное познание "в его первоначальной форме никогда не сможет стать познанием, сформулированным посредством понятий".
Объективное познание обладает всеобщностью, но оно неспособно постичь живые, творческие проявления реальности, необъективное же познание не является всеобщим. Таким образом, "иррациональное" у Сеземан выступает в роли философского абсолюта, вместе с тем, оно то конкретное индивидуальное, что дано в дофилософской установке сознания. Абсолютный идеал познания может быть достигнут только в абсолютном самосознании, где объект не трансцендентен для субъекта и реальность обнаружима непосредственно во всей своей полноте. Для нас, ограниченных существ, этот идеал недостижим,- мы можем лишь продвигаться к нему, открывая посредством самопознания недостатки объективного познания, вновь и вновь выходя за его пределы (см.: Л. "ИРФ". С.375-376).
Псевдонимы:
Сеземан Василий Эмильевич [11.06.1884-29.03.1963] - философ и филолог
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх