Самсонов Лев Алексеевич
|
Другие персоны с фамилией Самсонов
Другие персоны с именем Лев Кто родился в этот день 27.11 Кто родился в этот год 1930 |
[27.11.1930, Москва — 26.3.1995, Париж]
— прозаик, публицист, драматург, поэт, переводчик.
Родился в семье рабочего, выходца из крестьян. Отец погиб в 1941 на фронте. Максимов, окончив 4 класса
московской школы, ушел из дому, вел бродячую жизнь. Скитаясь по стране, в 16-летнем возрасте был
осужден на 7-летний срок лишения свободы, безуспешно пытался бежать, вскоре был освобожден по
состоянию здоровья. Затем работал на стройках и в экспедициях в Сибири и на Крайнем Севере.
С 1952 Максимов — на Кубани. Здесь он становится профессиональным журналистом.
В 1954 перебирается на Ставрополье, в Черкесск, где сотрудничает в местных газетах и на радио. Еще на
Кубани Максимов начал публиковать свои стихи, а в 1956 в Черкесске издал сборник «Поколение на
часах», куда вошли стихи и поэмы, а также переводы национальных поэтов Северного Кавказа. Книга не
привлекла особого внимания.
В том же году Максимов возвращается в Москву, где несколько лет занимается разнообразной
литературной работой, в частности переводами стихов национальных поэтов СССР. Его статьи и очерки в
конце 1950-х — начале 1960-х печатаются в столичных изданиях, в т.ч. в «Литературной газете». Первое
по-настоящему значительное произведение Максимова, повесть «Мы обживаем землю», увидело свет в
1961 в альманахе «Тарусские страницы», редактором которого был К.Паустовский.
В 1962 в журнале «Октябрь» появилась другая повесть — «Жив человек» (первая по времени написания).
Максимов остался постоянным автором этого журнала почти до конца 1960-х.
Ранняя проза писателя построена на автобиографическом материале. Место действия в ней — глухие
таежные поселки и северная тундра, герои — маргиналы, бродяги или даже уголовники, находящиеся в
конфликте с обществом. Максимов «застает своих героев на той тропе и в ту минуту, когда они ценой
жесточайшего душевного кризиса круто ломают свою судьбу. Тогда в них обнаруживается личность иного
порядка, которая не хочет мириться с инерцией сложившегося существования и решается, наконец,
отведать другого пути» (Борисова И. // В литературном зеркале. С.144).
Тема бунта против несправедливостей мира, его неустроенности — сквозная в творчестве Максимова.
Писатель пришел в литературу как представитель от наиболее бесправных и униженных социальных
слоев.
В повестях 1960-х («Мы обживаем землю», «Жив человек», «Баллада о Савве», «Стань за черту»,
«Дорога») Максимов находился под определенным воздействием Горького, чье влияние можно обнаружить
в тематике и проблематике его произведений. Как и Горькому, ему свойствен автобиографизм особого
рода: рассмотрение своего жизненного пути как общественно значимого, раскрывающего какие-то
важные стороны национальной судьбы. С горьковским наследием связан и образ героя-маргинала,
своеобразного «отщепенца», «выламывающегося» из своей среды. Но, в отличие от Горького, Максимов с
годами все более тяготел к религиозной интерпретации описываемых явлений, ориентируясь в этом на
Достоевского. «Можно без преувеличения сказать,— отмечал Максимов,— что Достоевский
сформулировал психологию и мировоззрение, в частности, моего поколения» (Континент. 1981. №28.
С.354).
В 1960-е повести Максимов неоднократно переиздавались, в авторской драматургической обработке
успешно ставились в театрах.
В 1963 Максимов становится членом СП СССР.
В продолжение нескольких лет он тесно сотрудничает с журналом «Октябрь», редактором которого был в
это время В.Кочетов, а в 1967-68 несколько месяцев является членом его редколлегии. В это время
журнал, как и его редактор, слыл «реакционным» и находился в остром конфликте с флагманом
либерального движения — «Новым миром». Причину, побудившую Максимова к столь рискованному
сотрудничеству, следует видеть в его изначальной оппозиционности, даже более резкой, чем у
либералов-«шестидесятников». Независимый курс «Октября» какое-то время представлялся ему
предпочтительнее, чем скомпрометировавшие себя конформизмом «официальные оппозиционеры» —
«шестидесятники». Позже Максимов отмечал свою чуждость современной ему литературе: «В
литературной среде своего поколения я с самого начала казался изгоем, пасынком» (Сага о носорогах.
С.125).
Оппозиционные настроения Максимов явно проявились в конце 1960-х — начале 1970-х. Его
публицистические статьи и открытые письма, содержащие острую, непримиримую критику
существовавшего строя, распространялись в самиздате, публиковались в русскоязычных эмигрантских
изданиях. В первой половине 1970-х в самиздате распространились 2 романа Максимова — «Семь дней
творения» (1971) и «Карантин» (1973). Содержащиеся в них резкое неприятие политических и идейных
устоев советского общества, социальная критика, христианская направленность этих и других
художественно-публицистических произведений писателя привели его к окончательному разрыву с
властями.
26 июня 1973 Максимов был исключен из СП «за политические взгляды... и... творчество, несовместимые с
Уставом Союза писателей СССР и званием советского писателя» (цит. по: Пугач А.— С.81). Оказавшись
вне рамок профессиональной литературы, Максимов был поставлен в трудные условия. Между тем имя
писателя становилось все более известным на Западе. Эмигрантское издательство «Посев» печатает в
конце 1971 роман «Семь дней творения», в 1973 там же выходит «Карантин». Оба произведения были
вскоре переведены на основные европейские яз. и привлекли, как и личность автора, определенное
внимание общественности.
Зимой 1974 Максимову вместе с женой было разрешено выехать во Францию сроком на 1 год.
30 янв. 1975 Указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен советского гражданства. Писатель
завоевал достаточно прочное положение в эмигрантских и западных общественных кругах, прежде всего
как редактор и издатель международного журнала «Континент».
Роман «Семь дней творения» — бесспорно, самое значительное произведение Максимова. Писатель
стремился рассказать в нем о корнях и последствиях происшедших в России в XX в. трагических событий.
Своеобразие романа определяется сложившимся к тому времени христианским мировоззрением Максимова.
Процесс идейного самоопределения, стремление сказать свое слово в общественной дискуссии,
протекавшей и в открытой печати, и на страницах самиздата, обусловили резко оппозиционную и в то же
время патриотическую настроенность, проявившуюся в романе. Острота конфликтов, трагических
жизненных противоречий, поиски единственно верного нравственного решения — все эти черты прозы
писателя 1960-х получили развитие в романе.
Создавая свою христианскую версию русской истории XX в., Максимов раскрывал судьбы людей в свете
евангельского учения — как путь через соблазны и грехопадения к вере. Пафос романа — в утверждении
национального, народного начала и христианства как его основы, в утверждении необходимости
«возвращения к себе».
В романе «Карантин» писатель использует более широкие временные рамки, прослеживая
катастрофические изменения национального религиозного сознания, приведшие к революционным
потрясениям. Историческими экскурсами Максимов иллюстрирует борьбу соблазна и веры в судьбе России.
В романе выражено неприятие современного советского общества, неприемлемого, как виделось
Максимову, для человека. Отрицая настоящее, Максимов противопоставляет ему национальное прошлое.
В романе «Прощание из ниоткуда» (1974), позднее ставшем 1-й частью одноименной дилогии, писатель
строит автобиографическое повествование, избрав сюжетным стержнем путь к христианскому
обращению. Судьба героя разворачивается на фоне жизни общества, в изображении которой
акцентированы темные, жестокие, трагические проявления. В эмиграции Максимов создает целый ряд
романов: «Ковчег для незваных» (1978), «Чаша ярости» — 2-я часть дилогии «Прощание из ниоткуда»
(1981), «Заглянуть в бездну» (1985), «Кочевание до смерти» (1994).
В «Ковчеге для незваных» отчуждение народа от власти вызывает в нем порыв к вере. В произведении
звучит мысль об особой роли России в мире. Эта идея развита в романе «Заглянуть в бездну», где
центральная тема — революция и национальная судьба России. Трактовка событий революции как
роковых не только в истории страны, но и во всемирном масштабе влечет постановку вопроса о
неразгаданности значения этой трагедии для человечества.
Революция в романе — это грозное наступление разрушительных сил на мир; человек здесь — жертва, его
возможности видятся писателю теперь меньшими, чем раньше. Нарастает скептицизм по отношению к
цивилизации вообще.
После «Семи дней творения» Максимов становится известен читателю прежде всего как романист, хотя
жанровое разнообразие не уходит из его творчества. Пьесам, написанным в конце 1980-х — начале 1990-х,
свойственны те же черты, что и прозе: оппозиционность по отношению к политической идеологии, резкое
неприятие исторического опыта послереволюционных лет, критика отечественного настоящего с
христианских позиций, патриотическая вера в русский самобытный путь, мысль о том, что коммунизм искал
естественный ход исторического развития России и что стоит лишь избавиться от него, как начнется
«восстановление ткани жизни». Действительность опровергла это представление. «Никто из нас, кто
боролся с коммунизмом, не представлял последствия,— признавался Максимов — Это вызов истории, на
который ни у кого не оказалось ответа, ни у Запада, ни у Востока» (Конец прекрасной эпохи // Российские
вести. 1993. 15 июля).
Раздумья о судьбах Запада и Востока нашли отражение в пьесах «Кто боится Рэя Бредбери?» (1988),
«Берлин на исходе ночи», «Там, вдали за рекой...» (обе — 1991), «Где тебя ждут, ангел?» (1993).
Наиболее масштабно эти размышления представлены в последнем романе Максимова «Кочевание до
смерти». Здесь доминируют настроения скепсиса, даже отчаяния. Максимов — в оппозиции к цивилизации;
враждебной человеку.
Включившись в конце 1960-х в диссидентское движение, Максимов сразу занял в нем особое место. Ему
было свойственно критическое отношение к либеральной интеллигенции как во время жизни в России, так
и в эмиграции. Это создавало повод для многочисленных нападок, которые часто находили место на
страницах журнала «Синтаксис», издаваемого М.Розановой и А.Синявским. Максимов резко осуждал
моральный релятивизм, трусость и конформизм либеральной интеллигенции. Наиболее ярко эта позиция
проявилась в памфлете «Сага о носорогах» (1979), вызвавшем бурю возмущения в эмигрантских и
диссидентских кругах. Писатель с беспощадной прямотой высказывался о героях шумных общественных
кампаний.
Серьезная полемика с А.Солженицыным, то обостряясь, то утихая, сопровождала взаимоотношения этих
писателей. Смысл ее и позиция Максимова в этом споре полно отражены в его открытом письме
А.Солженицыну, опубликованном в конце дек. 1994 в «Правде». Личность и деятельность А.Солженицына
стали для Максимова наиболее типичным проявлением «крайнего, почти патологического эгоцентризма»,
свойственного многим в эмигрантской и диссидентской среде.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх