Рождественский Всеволод Александрович
|
Другие персоны с фамилией Рождественский
Другие персоны с именем Всеволод Кто родился в этот день 10.04 Кто родился в этот год 1895 |
[29.3(10.4).1895, Царское Село (ныне г.Пушкин) — 30.8.1977, Ленинград]
— поэт.
Отец Рождественского служил учителем Закона Божиего в царскосельской
гимназии, где директором был поэт Иннокентий Анненский. В той же гимназии
учился Н.Гумилев, которого впоследствии, как и И.Анненского, Рождественский
считал своим учителем и был одно время его коллегой в литературных делах в
«Союзе поэтов» и в издательстве «Всемирная литература». Неподалеку от гимназии
И.Анненского помещалась женская гимназия, где училась Аня Горенко —
впоследствии знаменитая поэтесса Анна Ахматова,— их связывали многолетние
дружеские отношения. Царское Село с его всемирно знаменитыми дворцами и
«версальскими» парками, гармоничное, преисполненное поэтической прелести,
оказало немалое эстетическое воздействие на восприимчивую душу будущего поэта.
Тяга к гармонии, изяществу и ясной прозрачности стиха, заложенная в натуре
Рождественского, оказалась чрезвычайно родственной городу, и не случайно,
конечно, до конца своих дней Рождественский называл себя царскоселом. Кроме
того, самый дух пушкинской Музы не мог не бередить его душу. Целых 5 лет своей
младенческой жизни он прожил в том же веке, что и Пушкин. (Кстати сказать,
такой же хронологической подробностью гордилась и А.Ахматова.)
Серьезное влияние на юного поэта оказала мать, происходившая из большой
деревенской семьи, проживавшей неподалеку от Ясной Поляны. Судя по
автобиографической книге Рождественского «Страницы жизни» (2-е изд., 1974),
мать обладала богатым творческим воображением, а близость толстовских мест
будоражила ее душу — она затеяла с великим писателем переписку. Родные места
отца находились неподалеку от Тихвина — в сельце Ильинском. (Впоследствии, в
годы Великой Отечественной войны, Рождественскому пришлось воевать именно на
Тихвинском фронте.) Сугубо деревенский мир сельца Ильинское, куда семья
переезжала летом из Царского Села, странно и причудливо соединялся в душе
будущего поэта с рафинированным городком муз, и обе эти, несходные, казалось
бы, стихии, деревенская и дворцово-городская, простодушно-крестьянская и
высокоинтеллигентная, по-своему формировали талант будущего поэта. Возможно,
эта гармония и давала ему устойчивое ощущение счастья и полнокров-ности жизни.
Среди поэтов достаточно трудной и суровой эпохи он был, может быть, наиболее
радостным и счастливым. Не случайно и книги Рождественского носят названия
радостные и светлые: «Лето» (1921), «Окно в сад» (1939), «Иволга» (1958),
«Русские зори» (1962), «Золотая осень» (1969), а последняя, предсмертная,
названа «Лицом к заре» (1976). Анакреонтические мотивы из лицейской лирики
Пушкина и его «плеяды», культ солнца и разума органичным образом прижились в
его стихах и затем, с годами видоизменяясь в духе новых времен и чувствований,
продолжали звучать, не смущаясь шумом, грохотом, грозами эпохи.
Рождественский начинал печататься в журнале «Ученик», выходившем под редакцией
преподавателя латыни в 1-й Петербургской гимназии В.Г.Янчевецкого, потом
ставшего известным историческим романистом В.Яном. Стихи из первой книги
«Гимназические годы» (1914), равно как и из журнала «Ученик», Рождественский
потом никогда не перепечатывал, справедливо считая их ученическими,
исполненными подражаний Надсону и Апухтину. Надо заметить, однако, что они не
были вовсе беспомощными: по-своему удачен, продуман и взвешен цикл, посвященный
Пушкину, заметны медитации из Баратынского, чувствуется и интерес к народному
творчеству.
В 1914 Рождественский становится студентом филологического факультета
Петербургского университета. В политических брожениях и спорах, начавшихся в
студенческой среде в связи с войной, Рождественский почти не принимал никакого
участия. Чужд он оказался и соблазнам модернистского искусства — ближе других
был ему в те годы А.Блок. Когда на факультете образовался «Кружок поэтов», где
главной и наиболее яркой фигурой была Лариса Рейснер, Рождественский принял в
нем активное участие. Органом «Кружка поэтов» стал журнал «Рудин», издававшийся
на средства М.А.Рейснера — отца Ларисы. Журнал, однако, не успел обрести четкой
платформы — от него осталось лишь 8 номеров с 3 стихотворениями
Рождественского. Но «Кружок поэтов» оказался неплохой студией стиха. На его
заседаниях Рождественский встретился с О.Мандельштамом, С.Есениным и другими
тогдашними петербургскими поэтами. По-видимому, революционно-демократические
взгляды, в особенности под влиянием пламенной Ларисы Рейснер, тесно
сблизившейся тогда с Рождественским, были в «Кружке поэтов» доминирующими. Во
всяком случае, в окт. 1917, когда Лариса Рейснер стала комиссаром Балтфлота,
Рождественский стал командиром Красной Армии. Вместе с солдатами своего
батальона участвовал он в бурных событиях 1917.
В эти же годы Рождественский поступает репетитором в семью М.Горького, который
принял в судьбе одаренного юноши самое благожелательное участие. В упомянутой
уже автобиографической книге «Страницы жизни» Рождественский особенно
подчеркивал данный ему в те дни совет М.Горького о том, что книги должны идти
от жизни, чтобы вернуться туда же — в жизнь.
Многое определила в судьбе Рождественского и его встреча с А.Блоком. Правда, по
своим стихотворным пристрастиям Рождественский тяготел в 1910-20-х к акмеистам.
В акмеистах Рождественского привлекали строгость формы и скрупулезность самой
работы над словом, в Блоке — магия, волшебство, иррациональная сила внутренней
словесной музыки. Все же в пору разрыва акмеистов с Блоком он ушел к Блоку.
Рождественский называл свою поэзию «наукой счастья». Эта, по его словам, самая
трудная из земных наук (так сказано в стих. «К лире»), была им, по свойству его
характера, освоена легко и безупречно.
В книге «Лето», писавшейся в годы Гражданской войны, когда он сам принимал
участие в очень опасных военных операциях, сквозит многоцветная, то тихая, то
бурная, радость жизни. В этой книге Рождественский — внимательный ученик не
только И.Анненского, но и Фета, Дельвига, Тютчева и в особенности Державина, не
говоря уже о всеприсущем Пушкине. Из всего многообразия жизни Рождественский
предпочитал брать волокна тонкие и солнечные и именно из них сплетать сеть
своего ажурно-тонкого, но прочного стиха. «Золотое веретено» — так называлась
его книга, вышедшая, как и упомянутое «Лето», в 1921. Правда, наметилась тогда
и определенная односторонность: там, где у жизни не хватало золота, в стихи
добавлялась позолота — главным образом в виде книжных реминисценций. Он подчас
предстает первоклассным мастером-рисовальщиком, копиистом или иллюстратором
известных книг и сюжетов (например, «На палубе разбойничьего брига...»,
написанное, по-видимому, в подражание Стивенсону).
Серьезную творческую перестройку поэт пережил в середине 1920-х, когда новая
действительность с ее сложными социальными противоречиями потребовала иных
ритмов и даже иных слов. Стихи, составившие книгу «Большая Медведица» (1926),
свидетельствовали об упорной и нередко очень удачной работе поэта в новом
направлении. Исследователи справедливо связывали эти искания со сходными
усилиями Н.Тихонова, Э.Багрицкого, Н.Асеева. Принципиально важно, что при всей
новизне, например, «производственных сюжетов» и т.д. «наука счастья» все же не
ушла из творчества Рождественского. В этом отношении он демонстративно
противостоял распространенному в 1930-е тезису об архаичности лирики. Начиная с
1920-х, т.е. с «Большой Медведицы», а затем на протяжении всех 1930-х и до
конца жизни Рождественского, наряду с интимными темами, пейзажными и иными, все
чаще обращается к философской проблематике. Он считал, что некоторые его
поэты-современники слишком оглушены современностью, что надо избрать для поэзии
более высокий ориентир и более просторный, в историческом смысле, масштаб. Эти
соображения он высказал в докладе, прочитанном им в Пушкинском Доме еще в 1923.
В 1930-е он вновь заявил о том, что эпоха требует философского осмысления. Его
привлекает в этом отношении группа «Содружество» (Н.Браун, М.Комиссарова,
Б.Четвериков, А.Чапыгин, М.Козаков и др.). Со стихов, составивших «Гранитный
сад» (1929), «Земное сердце» (1933), «Окно в сад» (1939), начинаются
разнонаправленные творческие поиски Рождественского: он много путешествует по
стране, активно переводит и, наконец, подходит к теме, ставшей для него
постоянной: об искусстве и людях искусства. Он пишет стихи и прозаические этюды
о Лермонтове, Некрасове, Пушкине, Гоголе, Шевченко, Джамбуле, Апухтине, о
Николае Островском. Заметное место в его поэзии заняли произведения,
посвященные русской истории («Новгородская София», «Князь» и др.). Накануне
войны эти историко-патриотические произведения играли несомненную
просветительскую и агитационно-пропагандистскую роль и примыкали в этом
отношении к «Суворову» и «Ледовому побоищу» К.Симонова, «Зодчим» Дм.Кедрина,
«Земле отцов» Н.Рыленкова.
В первые же дни Великой Отечественной войны Рождественский вступает в ряды
народного ополчения. Он работает в газете «На защиту Ленинграда». Как военный
корреспондент, прикомандированный к 7-й армии, Рождественский выполнял самую
разнообразную литературную работу. За годы войны написал 2 книги стихов: «Голос
Родины» (1943) и «Ладога» (1945). В жанровом отношении стихи военных лет
оказались исключительно разнообразны — от сатиры и раешника до оды, от
стихотворного очерка, рассказывающего о выполнении боевого задания, до баллады,
от корреспонденции до песни.
После книги «Родные дороги» (1947), где были собраны военные стихи, он только
через 11 лет выпустил следующую — «Иволга» (1958). Такой большой срок
понадобился для осмысления новой действительности.
Кроме того, он много занимался переводами, а также составлением оперных
либретто. Всего им было написано 15 либретто, среди них для оперы Ю.Шапорина
«Декабристы», А.Пащенко «Помпадуры», Я.Френкеля «Бесприданница», Я.Мейтуса
«Заря над Двиной» и др. Большое место занимает в последний период творчества и
тема искусства (цикл «Строители»), посвященная великим зодчим. Вообще в
послевоенной лирике Рождественского тема искусства, русского пейзажа, а также
мемуарная тема заняли основное место; с новой силой возродилась философская
лирика. Поэтическое слово Рождественского было чисто и прозрачно. Его можно
назвать традиционалистом. В его стихах классическое искусство, обогащенное
громадным и сложным опытом XX в., прошедшее через его искусы и ответвления,
явилось перед читателем в живой прелести строгих и чистых поэтических форм.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх