Пухликов Валентин Константинович
|
Другие персоны с фамилией Пухликов
Другие персоны с именем Валентин Кто родился в этот день 14.03 Кто родился в этот год 1935 |
- специалист в области методологии истории философии; доктор философских наук, профессор
Род. в Москве.
Окончил философский факультет МГУ (1958), аспирантуру там же (1964).
С 1958 - на преподавательской работе в вузах Магнитогорска, Рязани, Москвы.
В настоящее время - профессор кафедры философии РАН.
Кандидатская диссертация - "Реакционная сущность социальной доктрины католической церкви в США" (1964).
Докторская диссертация - "Социальные истоки диалектического мышления" (1990).
Разрабатываемые проблемы и темы: природа и специфика философского знания; сущность религии как формы духовной жизни человека, история философии.
Главные идеи Пухликова связаны с убеждением в том, что сущность философии состоит в рефлексии по поводу мировоззрения, и философии можно определить как такую сферу духовной жизни, которая имеет целью рационализацию и систематизацию фундаментальных ценностей.
Пухликов убежден в необходимости пересмотра таких стереотипов в философии, как деление философских направлений на материализм и идеализм, представление о преимуществе монизма перед дуализмом и плюрализмом и др.
Пухликов подчеркивает многообразие форм существования философского знания, в том числе форм диалектики. Так, по его мнению, самостоятельные формы диалектики были созданы в постклассической философии такими философами, как А.Уайтхед, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Х.Ортега-и-Гассет, С.Л.Франк и др. Отказ от устаревших стереотипов, по мнению Пухликова, открывает новые перспективы развития философского знания. Так, можно сделать вывод, считает Пухликов, о том, что понятие материи утеряло категориальное значение и вошло в число общенаучных понятий, в то время, как понятие бытия, сохранившись в качестве философской категории, позволяет выделить новые аспекты таких проблем, как проблема движения, развития, детерминизма и др. Анализ итогов развития постклассической философии, в том числе русской философии, помогает придать новый смысл понятию идеального. Учет результатов, полученных как в классической, так и в постклассической философии, позволяет более глубоко раскрыть содержание таких фундаментальных гносеологических проблем, как проблема сущности духовного освоения субъектом объекта, основных принципов теории познания, проблемы истины, познавательных способностей человека и др.
Пухликов утверждает, что в философском осмыслении нуждается вопрос об антропологической природе религии, ее роли в духовной жизни людей. В этом отношении необходимо дальнейшее развитие тех идей, которые в свое время выдвигал Л.Фейербах и которые были незаслуженно забыты под влиянием одностороннего социологического подхода к религии К.Маркса.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх