Потебня Александр Афанасьевич
|
Другие персоны с фамилией Потебня
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 22.10 Кто родился в этот год 1835 |
- культуролог, лингвист, философ.
Род. в с.Гавриловка Роменского уезда Полтавской губ., в дворянской семье.
В 1851 поступил в Харьковский университет на юридический факультет, однако после 1-го курса перевелся на историко-филологический факультет, который окончил в 1856.
Сдал магистерский экзамен по славянской филологии и был оставлен при университете.
В 1862 был одним из первых, отправленных Харьковским университетом для стажировки за границу. Учился в Германии, в Берлине. До защиты докторской диссертации ("Из записок по русской грамматике". ч.1 и II) Потебня был доцентом, потом - экстраординарным и ординарным профессором по кафедре русского языка и словесности.
Вся жизнь и научное творчество Потебня прошли в стенах Харьковского университета. На формирование демократических, свободолюбивых политических воззрений Потебни большое влияние оказала трагическая судьба его брата - Андрея Афанасьевича Потебни,- активного члена "Земли и воли", погибшего во время польского восстания 1863.
Демократические симпатии Потебни, которых он не скрывал, послужили причиной нас гороженного отношения к нему со стороны официальных властей.
Главный научный интерес Потебни лежал в сфере изучения соотношений языка и мышления. Он развивает учение, согласно которому каждое слово по своей структуре представляет собой единство членораздельного звука, внутренней формы слова и абстрактного значения. Внутренняя форма слова связана с наиболее близким этимология, значением слова и служит, в качестве представления, каналом связи между чувственным образом и абстрактным значением. Слово с его внутренней формой служит средством "перехода от образа предмета к понятию".
По мнению Потебни, "язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее", т.е. мысль может осуществляться лишь в стихии языка. Многие мысли и идеи Потебни, высказанные в общей форме и как бы "по ходу дела" и четко сформулированные позже другими мыслителями, легли в основу многих современных областей гуманитарного знания. Так произошло, например, с высказанными Потебней идеями о необходимости различения языка и речи, синхронии и диахронии в языке.
Потебня. был создателем или стоял у истоков рождения исторической грамматики, исторической диалектологии, семиотики, социолингвистики, этнопсихологии. Философско-лингвистический подход позволил Потебне увидеть в мифе, фольклоре, литературе различные знаково-символические системы, производные по отношению к языку. Так, миф, с точка зрения Потебни, не существует вне слова. Решающее значение для возникновения мифов имела внутренняя форма слова, которая выступает посредником между тем, что объясняется в мифе и тем, что он объясняет. При этом в качестве объясняющего выступают этимолого-языковые ресурсы носителей языка, в которых запечатлен их хозяйственно-производственный опыт. Миф есть акт "объяснения неизвестного (х) посредством совокупности прежде данных признаков, объединенных и доведенных до сознания словом или образом (а)".
Большое значение для философских взглядов Потебни имеют категории "народ" и "народность". Отталкиваясь от идей В. фон Гумбольдта, Потебня считал народ творцом языка. Вместе с тем он подчеркивал, что именно язык, раз возникнув, обусловливает дальнейшее развитие культуры данного народа. С точки зрения Потебни, нигде так полно и ярко не проявляется дух народа, как в его народных традициях и фольклоре. Именно здесь создаются те духовные ценности, которые затем питают профессиональное искусство и творчество.
Потебня сам был неутомимым собирателем русского и украинского фольклора, много сделал в плане доказательства единства базовых фольклорно-мифологических сюжетов двух братских славянских народов. Сформулированная им проблема "язык - нация" получила развитие в трудах Д.Н.Овсяннико-Куликовского, Д.Н.Кудрявцева, Н.С.Трубецкого, Г.Г.Шпета.
Исследования Потебни в области символики языка и художественного творчества привлекли в XX в. самое пристальное внимание теоретиков символизма. Многочисленные переклички с идеями Потебни содержатся в работах Вяч.Иванова, Андрея Белого, В.Брюсова и других символистов.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх