Попов Леонид Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Попов
Другие персоны с именем Леонид Кто родился в этот день 02.08 Кто родился в этот год 1905 |
[20.7(2.8).1905, д.Морозовка Краснинского у. Смоленской губ.— 28.1.1991, Москва]
— прозаик, сценарист.
Отец — генерал Добровольческой армии. Впервые выступил со стихами в 1921 в Ростове-на-Дону, где
учился на экономическом факультете университета. Первый юмористический рассказ опубликовал в
журнале «Чудак» (1929). Именно с этого времени Ленч начинает постоянно работать в жанре короткой
юмористической прозы.
С 1934 сотрудник журнал «Крокодил». Недосягаемым, но верным для себя образцом он считал М.Зощенко,
с которым начиная с 1930-х переписывался. По его словам (в одном из писем к М.Зощенко), он больше
всего боялся стать простым подражателем, что ему, правда, мало угрожало по складу его дарования.
Рассказы Ленча, по сравнению с зощенковскими, рассчитаны на легкую улыбку, их общий тон и стиль
водевильный, в основе сюжетов смешные положения, недоразумения, курьезы, не предполагающие в
большинстве случаев глубокого социально-психологического подтекста. Такой юмор, обусловленный
характером дарования, удачно подходил к общественно-литературной обстановке 1930-х с их установкой
на непременную жизнерадостность. Эта же особенность таланта позволила Ленчу успешно работать в
юмористической литературе и в последующие годы (1940-50-е), когда возобладала «теория
бесконфликности» и предпочиталось изображение «борьбы хорошего с лучшим». «Смех сквозь слезы» был
совершенно чужд художническому характеру Ленча. Вместе с тем внутренняя ориентация на М.Зощенко,
позволившая ему поддерживать своего учителя в трудные для него опальные годы, позволяла Ленчу
насыщать свои произведения подчас метко схваченными подробностями жизни. Именно эти подробности,
детали, штрихи, словечки «из быта» придавали его вещам, непритязательным и легким, известную
жизненную, чаще всего бытовую плотность.
В 1936, не без помощи М.Зощенко, к которому он обращался с просьбами о рекомендации для
издательства, вышел сборник «Первая улыбка», в 1938 — «Знакомое лицо». Тогда же по рекомендации
М.Зощенко он был принят в Союз советских писателей.
В годы Великой Отечественной войны Ленч работал в редакции газете Брянского фронта. Его газетная
продукция велика и разнообразна. Как юморист и сатирик, он, по-видимому, впервые обрел четкого и
явного противника — оккупанта, фашиста, его проза и стихи насыщаются силой и меткостью: в
стихах-юморесках, посвященных бойцам, боевую жизнь которых он знал не понаслышке, просверкивает
народная речь, они нередко забавны, остроумны и в чем-то перекликаются с «Василием Теркиным»
А.Твардовского — особенно в описаниях шутейных положений. Они рассчитаны на то, чтобы дать солдату
минуту отдыха. На это рассчитывал в своих интермедиях в великой «Книге про бойца» и А.Твардовский. В
послевоенные годы Ленч работает в много образных комических и «серьезных» жанрах. Он — постоянный
сотрудник сатирического киножурнала «Фитиль», созданного С.Михалковым. Наряду с привычными
миниатюрами и скетчами он пишет повесть «Черные погоны» и серию автобиографических «Рассказов о
моей жизни», которые в совокупности представляют собою своеобразную повесть в новеллах. С годами,
особенно в позднем творчестве, Ленч все более и более соприкасается с русской классикой, главным
образом с А.Чеховым. Критика не без удивления отмечала, что юмористическая проза Ленча насыщается
элегичностью, его повествовательная манера вбирает в себя многое из разных литератур — он любил и
внутренне ориентировался на Диккенса, не были чужды ему М.Твен и Шолом-Алейхем. Юмористичность
Ленч перестает быть поверхностной и явно видимой — она уходит вглубь и все более смыкается с
великими гуманистическими традициями русской и мировой литературы. От водевильности к элегии, от
юмористики к «комедии жизни» — так можно было бы определить путь Ленча.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх