Полторацкий Николай Петрович
|
Другие персоны с фамилией Полторацкий
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 16.02 Кто родился в этот год 1921 |
- известный исследователь русской общественной и философской мысли.
Его жизнь прошла вдали от Родины, но и по происхождению, и по характеру деятельности он был неразрывно связан с Россией.
Полторацкий род. в Константинополе, в семье русских эмигрантов (отец - бывший офицер Белой армии). После переезда родителей в Болгарию учился в русской Софийской гимназии. Поступил в Софийский университет на славянский факультет.
В 1944 переехал в Марокко, затем в Париж. Поступил в Сорбонну, защитил докторскую диссертацию "Бердяев и Россия".
В середине 40-х гг. получил второе образование в Высшей школе теологии и философии в Регенсбурге (Германия). Заведующий русской редакцией на радио "Свобода".
В 1955 переехал в США. Слушал лекции по философии у Н.О.Лосского, организованные в приватном порядке. Профессор Питтсбургского университета. Он говорил: "Я русский по этносу, по культуре". Был приглашен философский факультетом ЛГУ для чтения лекций.
Приехав в Россию, внезапно умер от сердечного приступа (Ленинград).
Характеризуя взгляды Полторацкого, А.А.Ермичев отмечает его избирательное отношение к предмету своих исследований. Философия и научная мысль приобретала для него значение, когда она, с одной стороны, сочеталась с мыслью религиозной, а с другой - с мыслью политической, социологической, литературной.
Особое значение в этом единстве Полторацкий придает мысли волевой, т.е. выражающей активное отношение к действительности.
Полторацкий принимал, по Е., сложившееся в русской зарубежной историографии (В.В. Зеньковский, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев и другие) представление об отечественной философии как прежде всего религиозном. Гарантией ее истинности и актуальности является лежащее в ее основании православие как особое восприятие христианства, придающее первостепенное значение свободе духа. Именно потому обращение к русской мысли позволяет разрешать значение проблемы современности. Наряду с положительным содержанием русских религиозных философов, отмечает далее Ермичев, по Полторацкий, явление единственное в своем роде, созданное трудами ряда поколений светских мыслителей,- обладает и отрицательными чертами. Ими являются бескомпромиссный максимализм и утопизм позитивных построений (Редакционные статьи А.А.Ермичева. "РФС". С.389).
В статье, посвященной памяти Полторацкого, отмечается особенность его творчества, связанная с анализом русской мысли XX века: "Он писал преимущественно о тех ее представителях, кого знал лично, с кем переписывался, и свойственная его статьям очерковая точность идет от соединенности в них личного и научного интереса. Николай Петрович не был бесстрастным рассказчиком, и когда дело касалось дорогих его сердцу ценностей, а ими были православие, патриотизм, консервативный либерализм, то он корректно и твердо отстаивал их. Ими он руководствовался при исследовании русской национально-политической мысли, которую хорошо знал и любил" ("ФН". 1991. №11. С.189). Ред. кн. "На темы русские и общие. Сб. статей и материалов в честь профессор Н.С.Тимашева" (Нью-Йорк, 1965), "Русская литература в эмиграции" (Питтсбург, 1972), "Русская религиозно-философская мысль XX века" (Питтсбург, 1975).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх