Победоносцев Константин Петрович
|
Другие персоны с фамилией Победоносцев
Другие персоны с именем Константин Кто родился в этот день 02.06 Кто родился в этот год 1827 |
- социолог, правовед, государственный деятель.
Род. в Москве. Сын профессор словесности Московского университета.
В 1846 окончил училище правоведения, преподавал гражданское право. В своих научных статьях критиковал систему российского судопроизводства.
Победоносцев - автор учебника по гражданскому праву, по которому учились несколько поколений российских юристов.
С 1860 по 1865 Победоносцев работал в Московских департаментах Сената.
С 1861 преподавал законоведение великим князьям, в том числе будущему императору Александру III.
В 1868 становится сенатором, а в 1872 - членом Государственного Совета.
Обер-прокурор Синода в 1880-1905.
Умер в Москве.
Испытал влияние идей славянофильства и французской социологической школы Ле Пле, Каруса, Карлейля. За философией и наукой признавал лишь статус вероятностных предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного знания.
Для Победоносцев жизнь и познание носят целостно-синкретический характер, где особую роль играют непосредственные ощущения, чувства, акты волеизлияния. Любая попытка рационально-логически проникнуть в целостную сущность мира и человека неизбежно разрушает и искажает эту целостность. Истина, по Победоносцеву, лежит вне сферы разума. Лишь религиозная вера, которую "народ чует душой", способна давать целостную истину. Исходя из примата веры над разумом, Победоносцев особенно подчеркивал значение сердца и сердечного ведения в приобщении к таинствам религии. Именно религия, опирающаяся на веру, является, по Победоносцеву, духовной основой общества, гарантом его нравственности и процветания. Истинной религией является только христианство, где Бог открывается человеку в наибольшей глубине и мистической полноте. Бог есть всесовершеннейшее существо, начало и цель сущего.
В Богочеловеке Иисусе Христе Бог явился человеку, став главою христианской Церкви. Для Победоносцева есть только одна истинная христианская церковь - православная. Она - основа национального русского самосознания и государственности.
Победоносцев настаивал на органическом единстве и нераздельности церкви и государства, уподобляя их взаимоотношения отношениям тела (государство) и души (церковь). С позиций церковного теизма он критиковал материализм и позитивизм. Последовательно отстаивал идеал монархического государственного устройства, называя современную ему западную демократию "великой ложью нашего времени".
В общественно-политической истории России с именем Победоносцева связан период жесточайшей цензуры и гонений на прогрессивную русскую мысль. По его инициативе в 1882 были изданы временные правила о печати, утвердившие Высшую комиссию по делам печати, в которую вошли министры внутренних дел, юстиции и просвещения и сам Победоносцев - обер-прокурор Синода. В поле зрения Победоносцева находилась вся периодическая печать. По его инициативе были закрыты многие органы печати, в том числе журнал "Отечественные записки". Вместе с тем Победоносцев немало сделал для укрепления традиций и исторической памяти России. Так, именно ему принадлежит инициатива широкого празднования 1000-летия памяти святых Кирилла и Мефодия (1885), а также 900-летия принятия христианства на Руси (1888). Отвергая рационально-теоретические философско-богословские искания и апеллируя к непосредственному народному чувству и инстинкту, сам Победоносцев, по меткому замечанию Г.Флоровского, "всего меньше был человеком непосредственным или наивным. Всего меньше сам он жил инстинктом. Сам он весь насквозь отвлеченность. Это был человек острого и надменного ума, "нигилистического по природе", как о нем говорил Витте. Это был безочарованный скептик. И в самом себе он ощущал весь этот холод отвлеченной мысли. От нее он ищет противоядия в народной простоте. От собственной безбытности он хочет укрыться в быте, вернуться к "почве"" (Ф. "ПРБ". С.411). Сложная и противоречивая фигура обер-прокурора Святейшего Синода, в течение более чем 20 лет определявшего официальную государственную идеологию России, еще ждет своего непредвзятого исследователя.
В настоящее время однозначно скептические и негативные оценки Победоносцева как мыслителя и общественного деятеля уступают место более глубоким и взвешенным суждениям.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх