Платонов Андрей Платонович
|
Другие персоны с фамилией Платонов
Другие персоны с именем Андрей Кто родился в этот день 28.08 Кто родился в этот год 1899 |
[16.8(28.8).1899, Ямская Слобода, предместье Воронежа — 5.1.1951, Москва]
— прозаик, поэт, драматург, киносценарист, критик, публицист.
Отец Платонов — паровозный машинист, слесарь воронежских железнодорожных мастерских,
талантливый изобретатель-самоучка — был известен в рабочем Воронеже, о нем не раз писала губернская
пресса (в т.ч. его сын в очерках серии «Герои труда»). Платонов унаследовал от отца любовь к технике и
«потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин, мастерством человека-рукодельца
и труженика; от матери, дочери часового мастера, глубоко верующей женщины,— понимание души
русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения. На художественный мир
Платонов заметно повлиял образ его «детской родины» — Ямской Слободы. С одной стороны (в
нескольких сотнях метров), узкоколейка, многочасовые наблюдения за маневрами паровозов, с другой —
Задонский тракт, с рассказами паломников о святых местах. С одной стороны, город рабочих и
мастеровых людей, идеи глобального социального и технократического переустройства мира, заводской
гудок, с другой — деревенский быт, мир плетней и многовекового уклада, колокольный звон, ценности
традиционных отношений, стабильный общинный лад, семейные радости и беды, дети и старики.
С 1906 (или 1907) Платонов учился сначала в 1-классной (с 3-летним сроком обучения)
церковно-приходской школе при кафедральном Троицком соборе Воронежа, затем в мужском 4-классном
училище. Как старший в многодетной семье из 11 человек, с 14 лет начал работать — конторщиком в
губернском отделении столичного страхового общества «Россия» и в управлении службы пути в Обществе
Юго-Восточных железных дорог, рабочим в литейной мастерской трубочного завода, в воронежских
железнодорожных мастерских; весной-осенью 1918 служит в Контроле сборов Юго-Восточных железных
дорог. Именно к этому времени относятся первые известные публикации стихов Платонова.
В окт. 1918 Платонов подает заявление на физико-математический факультет университета, но вскоре
просит о переводе на историко-филологический, слушателем которого является до мая 1919. Затем
переходит в только что открывшийся железнодорожный политехникум, на электротехническое отделение
(окончил в 1921). Осенью 1919, когда Воронеж был захвачен деникинскими войсками, Платонов работал
корреспондентом газеты «Известия Совета обороны Воронежского Укрепленного района».
Первые публикации Платонова относятся ко второй половине 1918. 1 июня в воронежском литературном
двухнедельнике «Тени» было опубликовано стихотворение Платонова «Юноше», 6 июня в журнале
Воронежского комитета Союза рабочей молодежи «Юный пролетарий» — «Рабы машин». Ориентируясь на
анонсы в губернской прессе, Платонов рассылает написанное (стихи, эссе, рассказы) в местные и
центральные издыния.
Детство и отрочество писателя совпало с Первой мировой войной, юность — с революцией и Гражданской
войной. Колебаний в вопросе — принимать или не принимать революцию? — у 18-летнего Платонова не
было. Революция была воспринята религиозно-апокалиптически как начало новой мировой эры торжества
истины и правды. Круг интересов Платонов чрезвычайно разнообразен: текущая политика и русская
религиозная философия, вопросы современной науки, классической и новейшей эстетики,
изобретательство и концепции «производственничества», пролетарская литература и «Философия общего
дела» Н.Федорова, работы марксистов и чтение романов Ф.Достоевского, прозы В.Розанова.
1920 был звездным часом в жизни пролетарского писателя Платонова: стихи, статьи, рецензии,
политические передовицы, рассказы печатаются, можно сказать, с листа (газ. «Красная деревня»,
«Воронежская коммуна»). В этом же году он становится слушателем совпартшколы, постоянно выступает в
дискуссиях Коммунистического союза журналистов; его принимают кандидатом в члены РКП(б). В истории
создания Воронежской организации Всероссийского Союза пролетарских писателей (авг. 1920) Платонову
принадлежит одно из первых мест. 18 окт. он впервые в Москве, на Всероссийском съезде; включен в
список действительных членов ВАПП с правом решающего голоса. Правда, в ответе на вопрос анкеты
«Каким литературным направлениям сочувствуете или принадлежите?» — «Никаким, имею свое» —
узнается интонация зрелого Платонова. Как и в ответе — «Никакие» — по поводу традиционного для
анкет вопроса о том, какие писатели оказали на него влияние (РГАЛИ. Ф.1638. Оп.1. Ед. хр. 11. Л. 2).
К концу 1920 Платонов собрал первые книги рассказов, стих, и статей и в янв. 1921 предпринял попытку
опубликовать собранное в Москве, направил в Госиздат предложение об издании. Однако всесоюзный
дебют не состоялся.
Страшный голод 1921, вызванный засухой в Поволжье и юго-восточных районах России, заметно изменил
публицистику писателя; основной темой статей Платонов теперь становится пропаганда идей
гидрофикации и создание организации по борьбе с засухой. Осенью 1921 в ходе партийной чистки
Платонова исключают из кандидатов в члены РКП(б) как «шаткий и неустойчивый элемент», «за
недостаточно активное посещение занятий партячейки Губсовпартшколы».
В 1922 Платонов участвует в создании и работе Чрезвычайной комиссии по борьбе с голодом; с мая 1923
состоит на службе в Воронежском губземуправлении в должности губернского мелиоратора, заведующего
работами по электрификации сельского хозяйства. «Засуха 1921 г. произвела на меня чрезвычайно
сильное впечатление, и, будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом —
литературой»,— писал Платонов в автобиографии 1924. Он не уйдет от разработки идеологии
пролетарской культуры («Рабочий класс — это моя родина»,— напишет он в 1931 М.Горькому), но в состав
ее идей мощно и властно войдут жизнь, любовь и страдание, необыкновенная отзывчивость на все
отмеченные знаком нового культурологические и научные идеи.
В 1921 в Воронеже выходит небольшая книга Платонова «Электрификация» (16 страниц); в 1922 в
Краснодаре — книга стихов «Голубая глубина». В 1923 своеобразие «Голубой глубины» отметит В.Брюсов:
«...у него — богатая фантазия, смелый язык и свой подход к темам» (Печать и революция. 1923. №6.
С.69).
Несмотря на занятость производственной работой Платонов много пишет, участвует в коллективных
изданиях воронежских поэтов (сб. «Стихи», 1921; сб. «Зори», 1922), в выпуске общественно-сатирической
газете «Репейник», посылает рассказ «Бучило» на конкурс, объявленный московским журналам «Красная
нива» и выигрывает его (1923). Бывая в Москве в служебных командировках, он посещает «Кузницу», где
читает свои рассказы (1923), встречается с влиятельным московским редактором А.К.Воронским (1923) и
печатается в журнале «Прожектор» и альманах «Наши дни»; становится автором журнала «Октябрь
мысли», где в 1924 публикует рецензии на центральные московские и петроградские журналы.
В февр. 1926 на Всероссийском съезде мелиораторов Платонов был избран в состав ЦК Союза сельского
хозяйства и лесных работ; в июне этого года он переезжает вместе с семьей (женой Марией
Александровной и сыном Платоном) в Москву, в окт. зачисляется на должность инженера-гидротехника
отдела мелиорации и водного хозяйства Наркомата земледелия. Вскоре назначается заведующим отделом
мелиорации Тамбовской губ. (обл.) и уезжает в Тамбов. Три с половиной месяца (8 дек. 1926 — 23 марта
1927), проведенные в Тамбове,— время чрезвычайно продуктивной творческой работы. В янв. Платонов
завершает работу над научно-фантастической повестью «Эфирный тракт», дорабатывает рассказ
«Антисексус», составляет книгу стихов «Поющие думы» и 2 книги прозы, создает «Епифанские шлюзы» —
повесть о петровских преобразованиях русской жизни; в февр. пишет сатирический рассказ «Город Градов
(Заметки командированного)». В это же время пишет статьи по вопр. землепользования, философские эссе
об искусстве, науке, религии, литературные пародии и новые рассказы, формируются новые замыслы (в
частности, роман о Пугачеве).
Внешние обстоятельства жизни Платонов были по-прежнему нелегки. В Москве оставалась семья, в
неблагоприятных условиях велись мелиоративные работы, трудно шло издание книг и новых
произведений (не проходят «Антисексус», «Война», «Эфирный тракт», «Фабрика литературы», «Поющие
думы»). В марте 1927, вернувшись в Москву, Платонов перерабатывает рассказ «Город Градов» в повесть,
пытается наладить отношения с киносценаристами и пишет киносценарий «Песчаная учительница»,
создает цикл новых «провинциальных» повестей: «Сокровенный человек», «Ямская слобода», «Строители
страны» (первый подступ к роману «Чевенгур»). В июне 1927 благодаря поддержке Г.3.Литвина-Молотова
выходит единственная из подготовленных в начале года книг — сборник повестей и рассказов
«Епи-фанские шлюзы». В литературу стремительно входил большой писатель — со своим героем, со своим
видением мира и языком. В далеком Сорренто М.Горький в потоке новинок советской литературы отмечает
книгу Платонова и советует своим корреспондентам обязательно ее прочитать. Среди «новых
художественных индивидуальностей» 1927 выделяет Платонова и А.К.Воронский, отмечая «свежесть и
упористость» языка писателя.
Летом 1927 Платонов приступает к «Чевенгуру» и в начале 1928 завершает работу над романом. На карте
мировой культуры XX в. появился город Чевенгур, запечатлевший и пройденные маршруты жизни, и мысли
его создателя. «Чевенгур» — монументальный памятник писателя родному краю (основные
географические названия относятся к родной для писателя Воронежской обл.) и одновременно — мировой
утопический город коммунизма, создание которого обернулось не только уничтожением его «старой»
жизни, но и гибелью идеологов и строителей Нового Града. Слово «Чевенгур» живет в романе окруженное
целыми рядами «влекущих певучих имен», оно — та вечная в человеческой истории тяга к неведомому,
невыраженному и идеальному слову-символу, что занимает высокую культуру и опустошенное безверием
сердце массового человека. Платонов проходит со своими героями этот путь в страну коммунистической
мечты-утопии до конца.
В 1928-29 Платонов предпринимает ряд попыток опубликовать роман. Анонс рассказа «Чевенгур»
появляется в «Молодой гвардии» (1928. №6, 7), в журнале печатаются некоторые фрагменты романа: в
«Красной нови» (1928. №4,6) — «Происхождение мастера» и «Потомок рыбака»; в «Новом мире» (1928.
№6) — «Приключение».
В 1929 Платонов предлагает полный текст романа в издательство «Федерация» и получает отказ, он
обращается за помощью к М.Горькому и передает ему рукопись романа, вновь отдает в «Новый мир» и
«Красную новь» фрагменты романа («Ребенок в Чевенгуре», «Кончина Копенкина»), но все попытки
опубликовать роман закончились неудачей. Впервые на русском языке он был опубликован в Париже
(1972), а позднее в Москве (Дружба народов. 1988. № 3-4).
В 1928-29 выходят сборники «Луговые мастера», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера».
Какое-то время Платонов сотрудничает с «Крестьянской радиогазетой», пишет редакционную статью о
крестьянских письмах, для чтения по радио создает рассказы и сценарии.
Год великого перелома станет началом пристального внимания критики к Платонова. Поводом для этого
послужили рассказы «Че-Че-О» (печатался как написанный в соавторстве с Б.Пильняком) и «Усомнившийся
Макар». На политические обвинения, прозвучавшие со страниц «Вечерней Москвы» в статье
В.Стрельниковой «"Разоблачители" социализма. О подпильнячниках», Платонов ответит статьей «Против
халтурных судей» (Литературная газета. 1929. 14 окт.). Публикация «Усомнившегося Макара» имела
более тяжелые последствия, ибо грустно-смешная история о похождениях деревенского «нормального
мужика» Макара Ганушкина, в жизни которого посещение «центра государства — Москвы» сыграло
роковую роль, была прочитана И.В.Сталиным и квалифицирована как «вредная» и «двусмысленная».
Отклик на публикацию рассказа последовал мгновенно. Рассказ был опубликован в сентябрьском номере
«Октября», а уже в ноябрьском печатается покаяние редакции журнала и статья ведущего критика и
генерального секретаря РАПП Л.Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах». Эта же статья 3
дек. с небольшими изменениями печатается на страницах «Правды» (именно правдинская публикация
Авербаха послужит материалом для завершения одной из былей о похождениях Макара Ганушнина, не
вошедших в текст «Усомнившегося Макара», смертью героя — рассказ «Отмежевавшийся Макар»).
Однако несмотря на авторитетную критику Платонов продолжает предлагать в журналы и издательства
еще одно произведение — повесть «Впрок» (написана в 1930). Повесть не принимают, отмечая в ней
наличие «юродских» интонаций «ошибочного» «Усомнившегося Макара».
Конец 1929 — начало 1930 наполнен в жизни и творчестве Платонова самыми разными событиями и
мероприятиями. Он часто бывает на родине, продолжает даже курировать начатые еще им
земельно-мелиоративные работы на р. Тихая Сосна Острогожского округа. Однако осенью 1929 работы по
«ремонту земли» были приостановлены — в Острогожском р-не развернулась истребительная
коллективизация, на подавление крестьянских выступлений против снятия колоколов были брошены
части Красной Армии.
В янв. 1930 Платонов часто бывает на Ленинградском металлическом заводе, где в это время
налаживается производство новых турбин (к этому времени он получил уже несколько авторских
свидетельств на изобретения, среди которых и разработка паровой турбины). Записные книжки
заполняются невероятным материалом, представляющим хронику крестьянской и рабочей жизни года
великого перелома. В первой половине 1930 он создает серию очерков и рассказов о колхозной и рабочей
жизни, пишет киносценарии («Турбинщики», «Машинист»), пьесу «Шарманка», создает новую редакцию
повести «Впрок», делает первые записи к «Котловану», летом вновь уезжает в провинцию — в колхозы и
совхозы Поволжья.
Из платоновской хроники года великого перелома только повесть «Впрок (Бедняцкая хроника)» будет
опубликована в 1931 в журнале «Красная новь» и вслед за рассказом «Усомнившийся Макар» ляжет на стол
И.В.Сталина. Основную тональность истребительной критики, что обрушится на Платонова после
публикации повести, определяют слова «клевета» и «юродство» (Фадеев А. Об одной кулацкой хронике //
Красная новь. 1931. №5,6; Селивановский А. В чем «сомневается» Андрей Платонов // Литературная
газета. 1931. №10, и др.).
Платонов направляет в редакции газеты письма, в которых признает ошибки «Впрок», но газета не
осмеливаются их опубликовать. В июне 1931 он пишет И.В.Сталину и М.Горькому. Ответа не последовало.
Поток погромных статей нарастает. В августе автор крамольной повести, «агент буржуазии и кулачества
в литературе», уезжает прежним маршрутом — в колхозы и совхозы Северного Кавказа — и привозит
беспощадный материал для повести «Ювенильное море». 1 дек. 1931 Платонов сделает запись, итожащую
его прорыв этих лет и исполненную величайших смыслов — о том благодатном и сверхмирном бытии, что
дает всегда возможность человеку свободно исполнить его долг на земле: «На конце истории находится
радость. Это пишет человек, на конце которого стоит смерть и которому, однако, все удалось успеть.
А.П.».
Платонов, действительно, опять успел, ибо создание повести «Котлован» в конце 1930-31 (первая
публикация в советской печати — Новый мир. 1987. №6) — это подвиг писателя, победа русской
литературы на ее магистральном направлении — защиты народа и народоведения. «Сюжет не нов,
повторено страданье» — эпиграф, сохранившийся в черновиках повести, показывает, что раскулачивание
деревни и бесконечное строительство «общепролетарского дома» в городе интепретируются Платоновым
не только социально-тематически (т.е. применительно к политической ситуации осени 1929), но и
символически и ио ториософски. В центре его размышлений судьба исторической России и ее детей; его
сомневающиеся герои ищут ответа на вечные онтологические вопросы бытия: что есть жизнь, в чем (или
в ком) истина, каковы возможности и пределы познания мира и преобразований русской жизни и т.д. Нити
этих «сокровенных» вопросов жизни вплетены в ткань прозы писателя, они создают плоть его особых
художественно-философских образов-понятий.
Наступившая после публикации «Впрок» изоляция Платонова обозначила новый период в жизни и
творчестве писателя.
С 1932 Платонов на инженерно-конструкторской работе в тресте «Росмеровес». Он свободен от
литературной жизни и ее страстей, и итог этой свободы — колоссальный.
В начале 1930-х Платонов вышел к постижению постчевенгурской эпохи, «московского» комплекса ее
идей, первое видение которых мелькнуло в страшном сне Макара Ганушкина и было связано с «научным
человеком», «отцом Сталиным» как центром новой московско-пролетарской культуры. «Котлован»
закладывал фундамент этого постижения.
В 1931-32 Платонов пишет повести «Ювенильное море», «Хлеб и чтение», народную трагедию «14
Красных Избушек»; в 1933 — рассказ «Мусорный ветер», повесть «Инженеры», первую часть московского
романа «Счастливая Москва», эссе «О первой социалистической трагедии»... Произведения читаются в
московских журналах и издательствах и возвращаются автору. «Могу ли я быть советским писателем или
это объективно невозможно?» — спрашивал Платонов Горького в письме 1933. Горький не ответил на
прямо поставленный вопрос. Однако не без помощи Горького Платонов начинает сотрудничать с
горьковскими изданиями («Две пятилетки») и включается в состав писательской бригады для поездки в
Туркмению. Как инженер и мелиоратор Платонов также входит в состав туркменской комплексной
экспедиции Академии наук СССР по изучению промышленности республики.
В марте 1934 он уезжает в Туркмению в составе писательской бригады.
Из Туркмении Платонов привозит рассказ «Такыр» (опубликован: Красная новь. 1934. №9), наброски к
новым произведениям. С 17 авг. по 1 сент. 1934 проходил I съезд советских писателей, определивший
социалистический реализм как «столбовую дорогу» не только советской, но и мировой литературы. На
съезде имя Платонов даже не упоминалось. Однако за его «возвращением» в литературу следили
тщательно, о чем свидетельствуют не только агентурные донесения в ОГПУ, но и публичные
выступления.
18 янв. 1935 на страницах «Правды» печатается выполненная в фельетонной стилистике заметка
«Дремать и видеть наполовину» Н.Никитина о рассказе «Такыр»; 5 марта о новых произведениях
Платонова («Такыр», «Семейство», «Скрипка», «О первой социалистической трагедии») и прежних
«кулацких позициях» и настроениях автора «Впрок» говорится в докладе оргсекретаря СП СССР
А.Щербакова (Второй пленум правления Союза писателей. М., 1935. С.321-323). Платонов в эти месяцы
находится в Турмении, где пишет восточную повесть «Джан», отмеченную жесточайшей полемикой с
законодателями азиатской темы в советской литературе и с выступлениями Горького-публициста первой
половины 1930-х. Из произведений туркменского цикла только рассказ «Такыр» был опубликован при
жизни писателя. Осталась незавершенной и работа над романом «Счастливая Москва», над которым
Платонов продолжал работать до 1936.
Он будет продолжать изобретать, о чем свидетельствуют зарегистрированные авторские свидетельства,
однако, пожалуй, впервые основной становится профессиональная писательская и
литературно-критическая работа. Платонов становится известным в московских кругах литературным
критиком (с 1936 Платонов печатается в журнале «Литературный критик» и «Литературное обозрение»).
В 1936 Платонов пишет «мирные» и «смиренные» новеллы о любви, труде, страстях и страданиях
маленького человека дореволюционной и совр. России: «Семен», «Бессмертие», «Ольга», «Третий сын»,
«Среди животных и растений», «Алтеркэ», «Фро», «Река Потудань», «Любовь к Родине, или Путешествие
воробья».
В 1937 выходит книга рассказов «Река Потудань», и в этом же году Платонов начинает делать первые
наброски к новому роману «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году» (в февр. 1937, в дни
пушкинских торжеств, Платонов проехал на перекладных по маршруту «Путешествия из Петербурга в
Москву» Радищева и пушкинского «Путешествия из Москвы в Петербург»).
Советская критика быстро взяла под прицел книгу «Река Потудань» и литературно-критические статьи
политически неблагонадежного писателя.
«Религиозное душеустройство» — этот диагноз был поставлен новому платоновскому герою в
монографическом исследовании А.Гурвича (Красная новь. 1937. №10). Заканчивалась «безбожная
пятилетка» (ее официальное название), и приговор Платонову за «ревизию христианства» звучал прежде
всего в контексте общей ситуации политических процессов 1936-37 и партийной установки «ликвидации
политической беспечности» (И.В.Сталин). Платонов ответит на обвинения А.Гурвича статьей с
символическим названием «Возражение без самозащиты» (Литературная газета. 1937. 20 дек.).
После выхода книги «Река Потудань» и развернувшихся новых дебатов о его творчестве Платонова
впервые внимательно прочитают в русской эмиграции. В статье с прицельно-точным названием «Шинель»
Георгий Адамович писал, что у Платонова состоялся свой особый и спасительный диалог с Пушкиным и
Гоголем: «Все знают знаменитые слова о том, что русская литература вышла из гоголевской "Шинели".
Казалось, последние двадцать лет их можно произнести только в насмешку. Но вот с Платоновым они
опять приобретают значение — и мучительно ища соединения того, что ему подсказывает совесть, с тем,
чего требует разум, Платонов один отстаивает человека от пренебрежительно-безразличных к нему
стихийных или исторических сил» (Последние новости. Париж. 1939. 11,18 мая).
На рабочем столе Платонова в это время новые рассказы, статьи, пьесы, киносценарии. В июле 1938
планировалось представление в издательство «Советский писатель» романа «Путешествие из Ленинграда
в Москву».
29 апр. 1938 был по навету арестован и осужден по 58-й, «политической» статье единственный сын
писателя Платон, 16-летний школьник (освобожден благодаря содействию М.Шолохова в окт. 1940;
вернулся смертельно больным, умер в 1943). «Слишком любимое и драгоценное мне страшно — я боюсь
потерять его»,— писал Платонов в 1926 о 3-летнем сыне. «Ребенок в Чевенгуре» — беспощадное время
вернуло писателю его рассказ о гибели ребенка в мире чевенгурской коммуны. Трагический и безысходный
личный опыт разделенности с сыном был переплавлен и отражен писателем в раздумьях о мистической
связи поколений в пьесе «Голос отца (Молчание)» (1938), в статьях о детской литературе и рассказах о
детях и для детей 1938-41. Никогда, пожалуй, не было в платоновской прозе столько света и добра,
сколько в его рассказах конца 1930-х. Не великими историческими стройками и глобальными планами, как
в «Котловане» и «Ювенильном море», а сохранением доброты заняты все платоновские герои: бабушка
Ульяна и девочка Наташа («Июльская гроза»), сирота Уля, исправляющая не царей, а недобрых людей
(«Уля»), «юрод» Юшка («Юшка»), мальчики Вася на дальнем полустанке («Корова») и Григорий Хромов из
д.Минушкино («Великий человек»)... За исключением «Июльской грозы» (рассказ печатался в
отредактированном виде), написанные в 1938-41 рассказы, пьесы и киносценарии остались
неопубликованными.
С 1938 разворачивается целая кампания погрома литературно-критических статей Платонова:
отправляется донос в ЦК; останавливается издание книги «Размышления читателя»; в ЦК запрашивается
его книга «Николай Островский» (книга так и не обнаружена). Осенью 1939 с политическими обвинениями
Платонова-критика выступает влиятельный В.Ермилов (О вредных взглядах «Литературного критика» //
Литературная газета. 1939. 10 сент.); в редакционной статье журнала «Большевик» статья Платонова
«Пушкин и Горький» будет названа «путаной» и «насквозь антимарксистской», «оскорбительной для
памяти великого пролетарского писателя» (О некоторых литературно-художественных журналах //
Большевик. 1939. №11. С.56-57); имя Платонова как пример антимарксистской эстетики упоминается во
всех дискуссиях 1940 (о трагическом в «Тихом Доне» М.Шолохова, о Маяковском). Не дойдет до сцены
Центрального детского театра ни одна из пьес Платонова этих лет («Избушка бабушки», «Добрый Тит»,
«Неродная дочь»); остается неизвестным роман «Путешествие из Ленинграда в Москву», который
Платонов не стал сдавать осенью 1940 (время освобождения сына) в издательство «Советский писатель»
и заменил его на сборник рассказов «Течение времени» (также не опубликован).
С первых дней Великой Отечественной войны Платонов добивается отправки на фронт. В начале 1942 (в
эвакуации в Уфе он пробыл несколько недель) Платонов утверждается военным корреспондентом
«Красной звезды» и вскоре уезжает на фронт. «Я пишу о них со всей энергией духа, какая только есть во
Псевдонимы:
Климентов Андрей Платонович [28.08.1899-05.01.1951] - прозаик, поэт, драматург, киносценарист, критик, публицист
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх