Пикуль Валентин Саввич
|
Другие персоны с фамилией Пикуль
Другие персоны с именем Валентин Кто родился в этот день 13.07 Кто родился в этот год 1928 |
[13.7.1928, Ленинград — 16.7.1990, Рига]
— прозаик.
Отец Пикуля, по словам писателя, «начал жизнь матросом на балтийских эсминцах, а закончил ее
комиссаром морской пехоты в руинах Сталинграда». До войны Пикуль окончил 5 классов школы, был
эвакуирован из Ленинграда в Архангельск. Окончил школу юнг на Соловках, в 15 лет стал рулевым на
эскадренном миноносце. Ни аттестата зрелости, ни дипломов у Пикуля не было. После войны Пикуль
вернулся в Ленинград. С 1963 жил в Риге.
Первый роман Пикуля «Океанский патруль» (1954) написан о войне, в нем нередки обращения к прошлому.
Уже тогда писатель ощутил сопряженность событий 1940-х с важными этапами становления русской нации
и государства. Позднее в романе «Слово и дело» Пикуль не раз заметит, что история умеет помнить, но
история умеет и забывать. Задача романиста, по Пикулю, состоит в том, чтобы заставлять историю
вспоминать. Первый исторический роман Пикуля — «Баязет» (1961), повествующий об обороне Баязетской
крепости в годы русско-турецкой войны 1877—78. Пикуль — противник приукрашивания истории.
Прошлое, по мнению писателя, должно получить бескомпромиссную оценку, важно отделить подлинную
правду от различных напластований. Пикулю свойственно контрастное изображение действительности,
ему чужда недоговоренность. «Баязет» — роман о патриотизме и мужестве солдат и офицеров Баязетского
гарнизона. «Более трех недель, почти целый месяц, день за днем, час за часом — под пулями и саблями, в
поту и крови, умирая от жажды в араратском пекле, держались только на одном: выстоять... И
выстояли».
Роман «На задворках великой империи» (ч.1 — «Плевелы», 1964; ч.2 — «Белая ворона», 1966) продолжает
тему кризиса самодержавия, намеченную в «Баязете». В центре внимания оказались события, связанные с
революцией 1905-07. Границы повествования значительно расширены. Возникает панорама эпохи, в
которой обрисованы Европа, Петербург, Уренская губ., расположенная на границе Европы и Азии.
Исторические события как бы выхвачены кинокамерой, даны в освещении, при котором особенно видны
их уродливые стороны. Уренская история во многом подается через призму «Истории одного города»
М.Е.Салтыкова-Щедрина. Персонажи романа сравниваются с героями великого сатирика: «В самом деле,
стоит ли обращать внимание на человека, выскочившего в двадцатом веке из щедринской рамы
"глуповского междоусобия"».
Пристальный интерес Пикуля вызывает русский XVIII в. Не только хронологическая последовательность
событий сближает роман «Слово и дело» (1974) о России 1730-х с романами «Пером и шпагой» (1972), где
художественно исследованы 1740-е и 1750-е, и «Фаворитом» (1984), книгой о времени Екатерины II и
Потемкина. Эти романы скрепляет единая идея и общий герой — Россия. Роман «Битва железных
канцлеров» (1977), по словам Пикуля, является логическим продолжением романа «Пером и шпагой».
Повествование раскрывает единоборство двух политических систем в лице русского министра
М.Горчакова и прусского канцлера Бисмарка. «Битва железных канцлеров», по определению Пикуля,—
«политический роман. Без прикрас. Без замысла. Без лирики», роман о силе русской дипломатии. Пикуль
избрал форму романа-хроники. Перспективными Пикуль считал традиции исторического романа
Вяч.Шишкова «Емельян Пугачев». Пикуль активно привлекал палитру худож. средств, характерных для
различных романных разновидностей.
Герои романов Пикуля, как правило,— люди реально существовавшие. Их участие в исторических
событиях зафиксировано в документах, закреплено в народной памяти. Роман «Пером и шпагой»,
например, напоминает движущуюся киноленту. Принцип драматургической подачи материала подчеркнут
названием глав («действие первое — подступы», «действие второе — приступы»). Небольшие введения —
«занавесы» — играют роль ремарок, в них даются расстановка фигур и необходимые сведения об
историческом времени. Главы завершаются заключениями, создающими иллюзию развертывающейся
инсценировки истории. Напряженная авторская мысль, цементирующая воедино мастерски нарисованные
портреты, исторические эпизоды, драматические сцены, постоянное присутствие автора
(заинтересованного в том, чтобы читатель ощутил тесные контакты между жизнью, которой он живет, и
жизнью прошлого) делают роман Пикуля злободневным.
«Слово и дело» по времени, в нем описанному, близко к «Петру Первому» А.Н.Толстого. Опираясь на
традиции предшественника, Пикуль создает оригинальное произведение. Пикуль стоит перед трудной
задачей художественно истолковать совсем иную для России пору — пору разрушения многого из того,
что было достигнуто Петром. В центре повествования — образ «императрицы престрашного зраку» Анны
Иоанновны и печально отразившиеся в народной памяти образы Бирона, Остермана, Левенвольде. Главная
линия романа связана с борьбой Артемия Волынского и его конфидентов за национальную честь и
достоинство России. По мнению Пикуля, «Артемий Волынский давно принадлежит истории как патриот,
как гражданин. Но образ этого человека сложен и противоречив». Герой раскрыт в романе как сложная,
противоречивая, необузданная и яркая натура. С сарказмом и злой иронией изображены в романе Анна
Иоанновна и ее окружение. Назвав отдельные части романа летописями, Пикуль подчеркивал свою
приверженность хронологическому и документальному принципу. Наиболее выразительные факты и
детали исторического времени подаются писателем в укрупненном и заостренном плане. Авторский
комментарий, вопросы к читателю усиливают эмоциональный пафос романа, придают произведению
напряженность, обнажают страсть художника-публициста.
В «Фаворите», следуя принципам хроники, писатель восстанавливает пеструю картину развития России во
второй половине XVIII в. В центре повествования два героя — Екатерина II и князь Потемкин. Рисуя
далеко не однозначные характеры героев, Пикуль преодолевает несколько одностороннюю трактовку
императрицы, а главное — открывает сегодняшнему современнику образ Потемкина. Пикуль важно
передать колоритность, незаурядность, необузданность натуры героя, а главное — показать крупным
планом те стороны его неутомимой деятельности, которые шли на благо России. Сделано это ярко, броско,
заинтересованно.
Под общим заглавием «Под шелест знамен» (1985) объединены 2 романа Пикуль — «Париж на три часа»
(1-я публ.— 1962; перераб. ред.— 1985) и «Каждому свое» (автор обозначил даты работы над романом: «1
января — 17 апреля 1983 г.Рига»). Пикуль предложил в этих произведениях оригинальное прочтение
образа Наполеона, создал героический портрет республиканца генерала Моро.
Историческая достоверность общей картины времени в романах Пикуля отмечена профессиональными
историками (Окунь С. Валентин Пикуль и его исторические романы // Пикуль В. Пером и шпагой. П., 1972;
Мавродин В. Исторический роман из эпохи дворцовых переворотов // Пикуль В. Слово и дело. Л., 1974.
Кн.1; Лимонов Ю. О романе В. Пикуля «Фаворит» // Пикуль В. Фаворит. Л., 1984).
Творческое внимание Пикуля приковано также к событиям, которые происходили в канун Октябрьской
революции и сразу же после революции: романы «Из тупика», «Моонзунд» (1975), «Нечистая сила». В
романе «Моонзунд» Пикуль предлагает свое прочтение образа Колчака, человека умного и смелого,
одаренного военным талантом, знатока минного дела, ученого-гидрографа, известного своими научными
открытиями.
В 1979 в журнале «Наш современник» (№4-7) был опубликован роман Пикуля «У последней черты».
Содержание своей работы Пикуль определил как «рассказ о темных силах придворной камарильи и
бюрократии, толпившейся возле престола: летопись той поры, которую зовут реакцией между двумя
революциями, а также достоверная повесть о жизни и смерти "святого черта" Гришки Распутина».
Редакция «Нашего современника» сократила роман и изменила заглавие. Авторское заглавие «Нечистая
сила» было восстановлено в более поздних книжных изданиях. Произведения Пикуля неоднократно были
предметом критической полемики; наибольшую остроту она приобрела в отношении романа «Нечистая
сила». Начало было положено статьей доктора исторических наук И.Пушкаревой «Когда утрачено чувство
меры...» (Литературная Россия. 1979. 27 июля).
В 1985 в одном из газетных интервью Пикуль сказал, что «история — это инструмент острорежущий», и
поэтому «хочет или не хочет исторический романист, но, садясь за рабочий стол, он уже силой
обстоятельств невольно вовлечен в борьбу» (Советская Россия. 1985. 9 июня).
В романах Пикуля далекое прошлое нередко соотносилось с событиями Великой Отечественной и Второй
мировой войны: роман «РСН7»(1973) и др.
1980-е были временем активной писательской деятельности П.Помимо вышедшего в 1984 «Фаворита», был
написан сентиментальный, по определению автора, роман «Три возраста Окинисан», романы «Крейсера»
(авторская дата завершения работы: Рига, 1985), «Каторга» (окончание работы: Рига, 1986). В
2-недельный срок Пикуль пишет бульварный роман «Ступай и греши». Пикуль сказал об этом романе: «Всю
жизнь я писал военно-патриотические романы, но критики упрямо именовали меня "бульварным
писателем"... Наконец я понял, что угодить нашим литературно-газетным зоилам можно лишь одним
изуверским способом — написать воистину бульварный роман...» (Пикуль В. Славное имя Берегиня. М.,
1990. С.392). В архиве Пикуля сохранились неоконченные произведения: романы «Псы господни»,
«Янычары», «Жирная, грязная и продажная».
В 1988 Пикуль начинает работу над романом о Сталинградской битве. Толчком послужили подробности о
гибели Саввы Михайловича Пикуля, полкового комиссара, отца писателя.
Роман «Барбаросса» (1-я публ.: Наш современник. 1991. №2-8) — последнее произведение Пикуля. По
замыслу писателя, «Барбаросса» — политический роман, в котором присутствует «большая стратегия и
большая политика», «глобально-стратегический обзор событий» (Пикуль В.С. Делать карьеру
непременно...: интервью // Политический собеседник. 1991. №8).
Пикуль удостоен высоких правительственных наград: награжден двумя орденами Трудового Красного
Знамени (1978, 1988), Орденом Отечественной войны II степени. Пикуль присуждены Государственная
премия РСФСР им. А.М.Горького, литературная премия Министерства обороны СССР, премия им.
М.А.Шолохова (1993, посмертно).
В 2002 сошел со стапеля корабль-тральщик «Валентин Пикуль».
Фонд Пикуля учредил литературные премии писателям-маринистам и стипендию его имени для студентов
Московского литературного института. Произведения писателя переиздаются огромными тиражами.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх