Петников Григорий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Петников
Другие персоны с именем Григорий Кто родился в этот день 06.02 Кто родился в этот год 1894 |
[25.1(6.2).1894, Петербург — 11.5.1971, Старый Крым]
— поэт, переводчик.
Родители — железнодорожные служащие на Украине, мать — из семьи известных польских
революционеров Краевских, участников восстания 1863-64. Детские годы прошли в Харькове; здесь
Петников учился в 1905-13 в 3-й гимназии, где подружился с Богданом Гордеевым (поэтом Божидаром),
вместе с которым выпускает рукописный журнал «Народы и страны», а в 1913 поступает на
славянорусское отделение филологического факультета Московского университета. После трагической
смерти Божидара в сент. 1914 прервал учебу в Москве, вернулся в Харьков, где поступил на юридический
факультет Харьковского университета (окончил в 1918).
Еще в 1912-13 в Харькове познакомился с поэтами Н.Асеевым и С.Бобровым. Летом 1914 вместе с
Божидаром и Асеевым Петников организовал в Харькове издательство «Лирень» (просуществовало до
1922). Будучи фактически единоличным руководителем «Лирня», Петников выпустил в нем около 20 книг
(своих, Асеева, Божидара, В.Хлебникова, Т.Чурилина и других).
Большое значение в литературной судьбе Петников имело его знакомство летом 1916 с приехавшим в
Харьков Хлебниковым: он издает ряд его произведений (антивоенный манифест «Труба марсиан»,
«Барышня и смерть» и другие), становится одним из 317 Председателей Земного Шара — членом
созданного Хлебниковым утопического правительства поэтов, художников и ученых. В мае 1917 вместе с
Хлебниковым приехал из Харькова в Петроград для сбора подписей Председателей. Здесь к ним
присоединился Маяковский: они вместе выступают с чтением антивоенных стихов. Октябрь Петников и
Хлебников провели в Петрограде и Москве (см. стихотворение Петникова «Октябрь в Петербурге»,
«Революция. Эпиграммы», «Октябрь на Неве»).
В 1918-19 Петников был председателем Всеукраинского литературного комитета Наркомпроса, воевал
добровольцем в рядах Красной Армии, издавал (вместе с А.Чапыгиным) в 1919-20 первый русский
литературно-художественный журнал на Украине «Пути творчества», в котором напечатал поэму А.
Белого «Христос воскрес», стихи Б.Пастернака, О.Мандельштама, С.Городецкого, статьи В.Хлебникова,
свой перевод «Учеников в Саисе» Новалиса (отдельным изданием: М., 1920).
Свою литературную деятельность Петников начал в 1914 с перевода на русский язык и публикации в
издательстве «Лирень» первой части «Фрагментов» немецкого романтика Новалиса. Позднее, в 1916 и
1919, Петников анонсировал издание второй части «Фрагментов» и книги афоризмов Новалиса «Цветень»,
но тогда эти издания остались неосуществленными.
В 1920 Петников выпускает свой перевод «Учеников в Саисе» Новалиса. И «Фрагменты», и «Ученики в
Саисе» в переводе Петникова вошли в кн.: Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в
Саисе... СПб.: «Евразия», 1995. Переводы занимают видное место и в последующей литературной работе
Петникова: в 1926 выходит составленная им антология поэзии немецких экспрессионистов «Молодая
Германия» (среди переводчиков, кроме самого Петникова, Ф.Сологуб, Б.Пастернак, О.Мандельштам и
др.). Стихи Э.Толлера, Т.Голля и Э.Кеппена в переводе Петникова вошли и в его сборнике «Запад и
Восток» (1935), в котором была представлена классическая и современная поэзия Европы, Азии, Африки и
Америки. Петников выпускает издание сказок братьев Гримм (1937, 1949), книгу для юношества «Мифы
Эллады» (1941), «Украинские сказки и легенды» (1966, 1971).
Оригинальные стихи Петникова футуристического периода составили сборник «Быт побегов» (1918),
«Поросль солнца» (1918; 2-е изд.: 1922) и «Книга Марии-Зажги-Снега» (1920), вышедшие в издательстве
«Лирень». В этих ранних сборниках достаточно полно и ярко проявилось своеобразие его довольно
скромного поэтического дарования, особенности его художественного мировосприятия и стиля. Основной
их пафос, обусловленный молодостью автора и революционным обновлением жизни,— радостное,
романтически окрашенное восприятие мира, причем не столько в его социальных проявлениях, сколько в
восприятии светлой живописности природы (особенно весны) и в поиске новых поэтических средств
(главным образом неологизмов и метафор футуристического типа). Восприятие революции у Петников
связано с мечтой о мире и светлой, обновленной жизни. В стихотворении «Революция» (1918, 1934)
сказано: «Она, как утро, входит после битвы / Вся в будущее обращена, / И старые поправ обиды, / С
мечтой о мире рождена...» Драматические и трагические явления революционного и
послереволюционного, советского времени остались вне поля зрения поэта.
В 1925-31 Петников жил в Ленинграде, в 1931 возвращается в Харьков, а в 1937-58 живет в Подмосковье,
в Малоярославце. В годы Великой Отечественной войны работает на Северном Кавказе (в Нальчике),
печатается в местных «Окнах ТАСС», выступает на радио, занимается редакторской работой, с
приближением фронта эвакуируется в Киргизию.
В 1958 переехал на жительство в Старый Крым.
С конца 1920-х в поэтическом творчестве наступает новый и, можно сказать, заключительный период,
воплощенный главным образом в сборник стихов «Ночные молнии» (Л., 1928) и «Молодость мира»
(Харьков, 1934). После этих сборников новых стихов Петников пишет сравнительно мало: он обычно
включает их в состав своих избранных стих.: «Заветная книга» (1961), «Открытые страницы» (1963),
«Утренний свет» (1967), «Лирика» (1969), «Пусть трудятся стихи» (1972, посмертно). Поэзия Петникова
1930-70-х почти совсем освобождается от футуристических неологизмов и метафор, становится простой,
ясной и традиционной по своему стилю и стиховому строю. Основной в ней остается пейзажная лирика,
дополненная урбанистическими стихами о Ленинграде, Москве, Донбассе. В стихах Петников нет
контраста между пейзажными и сугубо городскими зарисовками, урбанистические картины органически
сочетаются с природными и даже как бы растворяются в пейзажных зарисовках. Ленинград в
стихотворении «Город» (1924) неотделим от природы и деревенских поселков: «Только светало. А он уже
шел, / Зачатый рано, в туманы, с гудками, / Сбитый ветрами, в бульварах свежо / Пахнущий стройкой,
смолой и дождями. / Медью ли тлела живая заря, / Жизнь ли звала в заводских корпусах — / Он высыпал
на платформы, горя / Памятью рощ и поселков дымясь».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх