AZ-libr.ру

информационный портал





Петров Михаил Константинович
[08.04.1923-11.04.1987]

  Другие персоны с фамилией Петров
Другие персоны с именем Михаил
Кто родился в этот день 08.04
Кто родился в этот год 1923

       - специалист по истории философии, культурологии и социологии науки.
       Род. в Благовещенске.
       В 1940 поступил в Ленинградский кораблестроительный институт.
       С 1941 - в рядах действующей армии на Ленинградском фронте.
       Окончил военный институт иностранных языков (1949).
       Работал преподавателям этого института, а с 1952 - начальник кафедры иностранных языков Ростовского артиллерийского училища.
       В 1956 уволился в запас и поступил в аспирант ИФ АН СССР.
       В 1959 завершил диссертацию "Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода". Защита не состоялась из-за принципиальных расхождений с научным руководством, Член-корреспондентом АН СССР М.А.Дынником.
       В конце 1959 Петров написал публицистическую повесть "Экзамен не состоялся" (Дон. 1989. №6-7) и отправил ее в июне 1960 Н.С.Хрущеву с сопроводительным письмом, рассчитывая, что она может послужить началом дискуссии по внутрипартартийной демократии перед XXII съездом КПСС. В итоге Петров был исключен из партии и уволен с должности заведующего кафедрой иностранных языков Ейского летного училища (1961).
       С сентября 1962 работал преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного университета.
       С 1965 читал историко-философские курсы на экономико-философском факультете этого университета.
       В 1967 защитил кандидатскую диссертацию - "Философские проблемы науки о науке".
       В 1969 Петров публикует статью "Предмет и цели изучения истории философии" ("Вопросы философии" №2), что вызывает критику, содержащую идеологические и политические обвинения. В июле того же года Петрова увольняют из университета на основании решения парткома университета, который счел невозможным использовать его на преподавательской работе по философии. С сентября этого года и почти до смерти Петров работал в должности старший научный сотрудник, а затем инженером СКНЦ ВШ. Он был почти полностью лишен возможности публикации своих работ.
       Петров занимался исследованием проблем истории и теории культуры, философии, науковедения, уделяя преимущественное внимание установлению механизмов социального наследования, истории и теории образования, становления и развития институтов современного науки, возникновению греч. цивилизации, роли языка в развитии философии.
       В рамках социума Петров различает поведение (социум сотворенный) и общение (социум творящий). Общение является ответственным за состояние, движение и обновление репродуктивной основы жизни общества. Творческое начало не только связано с индивидом, но и включено в систему определенных культурных и социальных связей, что представлено прежде всего типом хранения и обновления социально-необходимых знаний и умений. Выделяются три исторических типа кодирования и обновления: индивидуально-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный.
       В работах Петрова постоянно подчеркивается монополия человека на творчество. Ни одна социальная структура не содержит имманентного вектора или цели, которые независимым от людей способом заставили бы ее перейти в другой тип структуры. При анализе знания П. различает содержание (этим занимается наука) и способы его кодирования (предмет философских исследований). Философия охватывает научное творчество, искусство, все механизмы обновления и трансляции - обучение, образование, ориентирование человека в жизни; она есть средство теоретического обоснования критического отношения к наличному состоянию. Целостность предмета истории филос. объясняется социально необходимой или хотя бы социально-полезной деятельностью философов, что позволяет включить ее в состав условий существования общества.
       Петров специально исследует процесс дисциплинарного становления и развития науки, роль теологии в этом процессе. Он глубоко разрабатывает проблему "человекоразмерности" научного знания, имеющую фундаментальное значение для объяснения социальных и информационных процессов в современной науке и образовании.
       Петров - автор оригинальной концепции научного образования, в основе которой лежат представления об индивидуальном тезаурусе и тезаурусной динамике. Эта концепция основана на постоянной коммуникации и сотрудничестве учителя и учащихся различного возраста и уровней подготовки. В частности, в рамках этой концепции удается конструктивно поставить проблему образования в современных условиях, когда в целом ряде областей учащиеся обновляют свои знания о новых явлениях и закономерностях быстрее, чем учителя. По концепции Петрова, учебник-введение в отдельные науки должен быть заменен учебником-терминалом, вводящим в дисциплинарные языки науки. Рукописное наследие Петрова, составляющее более 350 авт. л., изучается и публикуется его учениками и последователями.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:31:26 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"