Первенцев Аркадий Алексеевич
|
Другие персоны с фамилией Первенцев
Другие персоны с именем Аркадий Кто родился в этот день 26.01 Кто родился в этот год 1905 |
[13(26).1.1905, с. Нагут Ставропольского края — 30.10.1981, Москва]
— прозаик, сценарист.
Родился в учительской семье. В детстве подолгу жил у деда А.Н.Афанасьева в ст.Новожиловской. Дед
был офицером, участником боев под Шипкой. Результатом общения с ним позднее станут путевые записки
«По дедовскому следу» (1952), киносценарий «Герои Шипки» (1955) и др. В период Гражданской войны на
Кубани Первенцев участвует в боях с белогвардейскими войсками Улагая и Врангеля. После окончания
войны заведует отделом станичного исполкома, избой-читальней, работает инспектором по ликбезу.
Увлекшись журналистикой, связывает свою судьбу с местной печатью — был селькором, членом
редколлегии, редактором местной газете. После службы в армии поступил в Московское высшее
техническое училище им. Н.Баумана (1929), совмещал учебу с работой в машиностроительной
промышленности. После окончания института работал директором филиала Московского
машиностроительного института на заводе «Динамо».
В литературу Первенцев пришел в конце 1930-х, когда были опубликованы его первые рассказы «Васька
Листопад» и «Бессилие смерти», сб. рассказов «Бодрость» (1937), а вскоре и романы. В первом из них —
«Кочубей» (книга 1 и 2 — 1937) была развернута драматическая хроника событий Гражданской войны на
Кубани и в Ставрополье и создан романтический образ одного из ее героев, имя которого стало заглавием
романа. Незадолго до начала Великой Отечественной войны появился второй роман Первенцева — «Над
Кубанью» (кн.1-3, 1938-40), явившийся своеобразной предысторией первой книги. В нем речь шла о
событиях, предшествовавших Октябрьской революции, о Гражданской войне и судьбах революционного
казачества на Северном Кавказе. О персонажах этого произведения А.Н.Толстой сказал, что от них
протянулись генетические линии к героям Великой Отечественной войны. Высоко оценили начало пути
Первенцев и другие писатели (А.Макаренко, Ф.Гладков), его первые книги были переведены на яз.
народов СССР и ряда зарубежных стран. О творческой истории этих произведений Первенцев рассказал
позднее в статье «История книги "Кочубей"», вошедшей в сборник писателя «Оружие памяти» (1977).
В самом начале Великой Отечественной войны Первенцев в качестве корреспондента газете «Известия»
оказался на Урале, куда были эвакуированы мн. заводы из районов, оккупированных фашистами. По
горячим следам событий он написал ряд очерков и рассказов, опубликованных в периодической печати, а
затем в сборнике «По Уралу» (1945), а также роман «Испытание» — первое крупное произведение о
событиях военного тыла, о тех, кто в невероятно трудных условиях развертывал и совершенствовал
самолетостроение. Материал был интересен, но вместо романа получился скорее очень подробно
развернутый очерк.
В авг. 1941 в Центральном театре Красной Армии был поставлен спектакль по пьесе Первенцева
«Крылатое племя». Весной 1942 редакция «Известий» командирует Первенцева на Южный фронт. Он
принимает участие в боях за Крым и Кавказ, освобождении Новороссийска, Керчи, Феодосии,
Севастополя. Фронтовая и центральная печать регулярно публикует его статьи, очерки и рассказы («Ночь
над Севастополем», «Орлы дальних полетов», «Валька с торпедной "девятки"», «Железный батальон» и
др.). С этих пор тема Великой Отечественной войны становится одной из ведущих в творчестве
Первенцева. Ей посвящены романы «Огненная земля» (1945) — о трагической и героической истории
легендарного керченского десанта, «Честь смолоду» (1948) — о стойкости и мужестве советской
молодежи в борьбе с фашизмом. Эта же тема развивается в сборнике рассказов «Гвардейские высоты»
(1944), «Люди одного экипажа» (1954), «Шестнадцатая весна» (1956), «Девушка с Тамани». (1959).
Рассказы, составившие сборники, в годы войны печатались на страницах военных газет. Военной теме
посвящены киносценарии «Третий удар» (1948) и «Южный узел» (1949), а также несколько книг
публицистики.
В последующие годы появились произведения, написанные уже на новом материале: роман «Матросы»
(1961) — о советском флоте в мирные дни, о людях, возрождающих Севастополь, «Гамаюн — птица
вещая» (1963) — о жизни рабочих-москвичей, героев предвоенных пятилеток, «Оливковая ветвь» (1965)
— о послевоенной борьбе за мир и дружбу между народами. П. писал о трудной жизни подводников
(«Остров надежды», 1968), о металлургах Подмосковья («Космический сплав»), о пограничниках
послевоенной Западной Украины (1-я книга дилогии «Секретный фронт», 1972) и их последующей
оперативной работе в южном портовом городе (2-я книга дилогии, которую Первенцев дописал уже,
будучи тяжело больным).
Первенцев отдал дань и земле своего детства — повесть «Баллада о детстве», роман «Директор
Томилин», в котором наряду с рассказом о совр. крупной индустрии и ее людях возникают экскурсы в
историю, во времена Гражданской войны в Приазовье. Первенцев писал о прекрасной, щедрой и
плодородной земле Кубани и Приазовья, которая периодически подвергается страшнейшим природным
катаклизмам: смерчи, наводнения и т.д. В неравную борьбу со стихийными бедствиями вступают рыбаки и
колхозники-хлеборобы, временами погибающие в этой борьбе так же, как и на войне (роман «Черная
буря»).
Первенцев много бывал за рубежом в составе различных делегаций — об этом ряд путевых очерков: «В
Корее» (1950), «В Исландии» (1952), «Выход в океан» (1958) и др. В 1977 вышла книга «Оружие памяти»,
где Первенцев рассказал о задачах литературы, как он их понимал.
Первенцев был автором, много писавшим и востребованным советским руководством, автором, чье
творчество всегда было открыто ориентированным на «генеральную линию» партии и государства.
Произведения Первенцев сразу же издавались большими тиражами, не раз были удостоены
государственных премий, он занимал высокие посты в СП. О его творчестве был защищен ряд
диссертаций (А. Золотое, 1960, Л.Гагауз, 1968, В. Сосновский, 1969 и др.). Были авторы, написавшие о нем
целую серию работ (Ю.Пухов и др.). Ему посвящались стихи (А.Софронов, М.Голодный), впрочем, и
эпиграммы тоже.
Идеологическая направленность творчества Первенцева резко оценивалась зарубежными
исследователями (так, пьеса 1951 «Младший партнер» именовалась «подстрекательским вкладом в борьбу
с космополитизмом»). Советская критика, начиная с 1960-х, многократно акцентировала «отпечаток
культа личности», особенно в пьесах и киносценариях Первенцева («Южный узел», «Третий удар» и др.).
Авторы 2-томной «Истории советского романа» (1965) отмечали недостаточно высокий художественный
уровень произведений Первенцева: облегченное изображение сложных социальных и психологических
ситуаций, издержки т.н. «производственного жанра», схематизм конфликта, однообразие стиля. Если
приверженность той или иной идеологической доктрине, в конечном итоге,— личное дело и право
человека, то наличие серьезных художественных просчетов в произведении писателя, разумеется,
оправданию не подлежит.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх