AZ-libr.ру

информационный портал





Перов Василий Григорьевич
[02.01.1834-10.06.1882]

  Другие персоны с фамилией Перов
Другие персоны с именем Василий
Кто родился в этот день 02.01
Кто родился в этот год 1834

ПЕРОВ Василий Григорьевич [21 декабря 1833 (2 января 1834) - Тобольск 29 мая (10 июня) 1882, с.Кузьминки, ныне в Москве], российский художник. Одна из центральных фигур русского реализма 19 в., выдающийся мастер жанровой картины и портрета.

       Незаконный сын прокурора барона Г.К.Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-49) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-61), в частности у С.К.Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-64 (как пенсионер Академии художеств) в Париже. Испытал особое влияние П.А.Федотова, а также журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
       Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; все Третьяковская галерея); мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.
       Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.
       Сила символико-психологического обобщения и соответственно параллели с прозой Ф.М.Достоевского, еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе 1868, там же).
       Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П. Погодин», оба 1872; все Третьяковская галерея). Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя.
       Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881).

В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-81, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь.
       Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н.А.Касаткин, К.А.Коровин, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин.









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:26:20 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"