Панфёров Фёдор Иванович
|
Другие персоны с фамилией Панфёров
Другие персоны с именем Фёдор Кто родился в этот день 02.10 Кто родился в этот год 1896 |
[20.9(2.10).1896, с. Павловка Саратовской губ.— 10.9.1960, Москва]
— прозаик.
Родился в семье крестьянина-бедняка, с 10 лет работал в родном селе подпаском, затем в разных городах
Поволжья «мальчиком» в магазине купца, подсобным рабочим: эта жизнь в людях не позволила ему
закончить даже учительскую семинарию в Вольске. Печататься начал — после работы в редакции
уездной газете, в уездном комитете ВКП(б), в сельхозкоммуне, им же созданной,— в 1920. Член
Коммунистической партии с 1926.
Первые произведения Панфёрова — простенькие пьесы для крестьянских театров: «Пахом» (1920), «Дети
земли» (1922), «Мужики» (1924), а также нравоописательные сб. очерков: «От деревенских полей» (1926),
«В предутреннюю рань» (1927) и др. Несмотря на исключительную односторонность тематики
творчества, целиком посвященного деревне в период революции и нэпа, Панфёров уже в 1920-е считался
«пролетарским писателем», состоял в руководстве РАПП, в 1931 стал редактором рапповского журнала
«Октябрь». Как и во многих других историко-литературных работах 1920-30-х, в «Литературной
энциклопедии» 1930-х он характеризовался не как крестьянский писатель, а как писатель, «развернувший
с пролетарских позиций острую критику частнособственнических деревенских отношений», показавший
проклятие собственничества как «первопричину нищеты, отсталости и бескультурья масс» (Литературная
энциклопедия. 1934. Т.8. С.427).
Многотомный роман Панфёрова «Бруски» (1928-37), многократно переиздававшийся, получивший в 1930-е
официальную поддержку со стороны неистовых ревнителей коллективизации, скорейшей «переделки» на
новый лад крестьянства и деревни в целом, целиком посвящен борьбе с т.н. идиотизмом деревенской
жизни. В центре повествования как сюжетно-организующая основа — образ большевика Степана Огнева,
своего рода кустодиевского богатыря, который создал артель-коммуну, начал борьбу с кулачеством (его
воплощает в романе Егор Чухляев, до революции добровольный холоп последнего из бар Сутяжных).
Огнев инициировал и процесс перевоспитания середняка Никиты Гурьянова, до этого искавшего «земли,
где нет коллективизации» (эта линия романа была заимствована и переработана в поэме А.Твардовского
«Страна Муравия»).
Безусловно, глубокое знание Панфёрова деревенских жителей, ощущение изменчивой фактуры быта
положительно сказалось в «Брусках»: превосходны в романе все сцены деревенского отчаянного разгула
(«Пей, гуляй — однова живем!») и забоя скота в канун коллективизации, талантливо раскрыто поведение
бедняка Шленки, выбивающегося из традиционной социологической схемы «подкулачника», живописны
многие фрагменты пейзажной живописи, колоритен и «не облизан», как выразился А.С.Серафимович в
статье «О писателях "облизанных" и "необлизанных"», и массив языковой стихии, передающей жизнь
слова в его сказовом, предлитературном, «сыром» состоянии. Но волей обстоятельств Панфёров
вынужден был о многом, что происходило в год «великого перелома», говорить на языке схем. Так,
коммуне Огнева было противопоставлено «крепкое» хозяйство Кирилла Ждаркина, поддерживаемое
кулаком Плакущевым: это была заведомо неорганическая иллюстрация все той же заданной идеи —
раскрыть слепоту упрямствующего собственника, страховидности кулака. В дальнейшем именно Ждаркин
быстро перековывается и становится вожаком масс, как и бедняк Шленка, совершенно неожиданно
делающийся секретарем райкома (3-я книга «Твердой поступью»). Эта «податливость» жизненного
материала обедняла роман, делала его эпизм ложным, а любовь к жизни выражалась в разгуле
физиологических страстей, в нутряном псевдопсихологизме.
Роман «Бруски» вызвал обоснованную критику многих писателей, в частности М.Горького, справедливо не
принявшего ни засилья натуралистических картин в романе, ни вульгарных языковых новообразований.
В 1930-50-е Панфёров — депутат Верховного Совета СССР, редактор журнала «Октябрь» (в разные годы),
создал серию остросюжетных романов «Борьба за мир» (1945-47), «В стране поверженных» (1948),
«Большое искусство» (1949), посвященных, условно говоря, войне и миру (т.е. борьбе народа на фронте,
труду рабочих в тылу, на Урале и т.п.). Однако эти произведения, несмотря на высокие награды после их
публикаций, премии всех степеней, как и подвергшиеся резкой критике за безвкусицу и мелодраматизм
произведения писателя — пьеса «Когда мы красивы» (1952), роман «Волга матушка-река» (1953) и др.,—
не выдержали испытания временем, стали во многом данью «дурному сочинительству».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх