Палеева Наталья Николаевна
|
Другие персоны с фамилией Палеева
Другие персоны с именем Наталья Кто родился в этот день 12.07 Кто родился в этот год 1949 |
- специалист по эстетике; доктор философских наук, профессор
Род. в Москве.
Окончила философский факультет МГУ (1973), аспирантуру там же (1981).
С 1984 по 1999 заведовала кафедрой истории мировой культуры, этики и эстетики в Московском государственном университете культуры и искусств; профессор кафедры.
Заслуженный работник культуры РФ.
Кандидатская диссертация - "Западноевропейская философия и искусство о проблемах личности", (1982);
Докторская диссертация - "Философско-эстетические проблемы личности в русской классической драматургии" (1993).
Палеева исследует природу личностного характера, рожденного из русско-европейского духа и выражающего сущность человека, стоящего на своем собственном основании.
Палеева стремится проследить особенное состояние субъекта художественного творчестве, его восхождение к познанию и освоению глубин бытия, считая, что "глубина сочувствия, одушевления, горя и восторга порождается только жизнью, опытом, непосредственным проникновением", и что поэтому художник всегда "работает на счет человека", созидает из заготовленных им материалов. Поэт, как звезда на небосклоне, восходит на почве человека; через его среду он сходится с миром внешним и практическое знание возводит к поэтическому апофеозу. Разумеется, на этом знании остаются следы личностного начала, которое его и выработало. "Драматические сцены" Пушкина, считает Палеева, есть не что иное, как воплощение бунта внутри бытия, где личностные характеры сталкиваются между собою, как астероиды во Вселенной: каждый движется по своей орбите; но орбиты пролегают в непосредственной близости друг от друга и нередко, скрещиваясь, пересекаются. Мир в "драматических сценах" Пушкина, больше европейский, чем русский, вплотную придвинут к "бездне мрачной на краю" ("Пир во время чумы").
Русского человека, по мысли Палеевой, волнует обыденное и основополагающее: история России и человека в России, чистота и мера власти и отношение к ней народа /"Борис Годунов"/. Коллизию "драматических сцен" Пушкина составляет формула "я и мир". Гоголь же, а затем Островский выводят новое конфликтное решение "я - в мире", а точнее, "я - в миру". В стихии гоголевского смеха низовое, народное смыкается с божественным: так "смеются боги в народной смеховой стихии" древне-русской комедии. У Островского, напротив, серьезно и строго будничное соединяется с возвышенным, а факты повседневного поведения персонажей связываются с их сокровенными духовными стремлениями. Это происходит на русских основании, где все человечно и значительно: обиды, страсти, мечты, недовольство жизнью и др.
В исследованиях Палеевой личность является инструментом высокой внутренней силы. Ее Л.Толстой стремится дать отдельной душе то, что она может найти в глубоких истоках духовного существа; он указал, что идеалы могут проистекать не извне, не из материального мира, а из души. Многое из ядра народной души выступило в Чехове. Но он, по замечанию Палеевой, интеллигентно сузил тему, окрасив живую душу в национальные тона. Его основной вопрос: что такое русская жизнь в ее естественных формах, в ее тысячекратном многообразии? В теософской духовной жизни Запада существует наука, а в России ее место занимает личностная душа и личностный дух, не поддающийся, по мнению Палеевой, научному анализу.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх