AZ-libr.ру

информационный портал





Палеева Наталья Николаевна
[12.07.1949]

  Другие персоны с фамилией Палеева
Другие персоны с именем Наталья
Кто родился в этот день 12.07
Кто родился в этот год 1949

       - специалист по эстетике; доктор философских наук, профессор
       Род. в Москве.
       Окончила философский факультет МГУ (1973), аспирантуру там же (1981).
       С 1984 по 1999 заведовала кафедрой истории мировой культуры, этики и эстетики в Московском государственном университете культуры и искусств; профессор кафедры.
       Заслуженный работник культуры РФ.
       Кандидатская диссертация - "Западноевропейская философия и искусство о проблемах личности", (1982);
       Докторская диссертация - "Философско-эстетические проблемы личности в русской классической драматургии" (1993).
       Палеева исследует природу личностного характера, рожденного из русско-европейского духа и выражающего сущность человека, стоящего на своем собственном основании.
       Палеева стремится проследить особенное состояние субъекта художественного творчестве, его восхождение к познанию и освоению глубин бытия, считая, что "глубина сочувствия, одушевления, горя и восторга порождается только жизнью, опытом, непосредственным проникновением", и что поэтому художник всегда "работает на счет человека", созидает из заготовленных им материалов. Поэт, как звезда на небосклоне, восходит на почве человека; через его среду он сходится с миром внешним и практическое знание возводит к поэтическому апофеозу. Разумеется, на этом знании остаются следы личностного начала, которое его и выработало. "Драматические сцены" Пушкина, считает Палеева, есть не что иное, как воплощение бунта внутри бытия, где личностные характеры сталкиваются между собою, как астероиды во Вселенной: каждый движется по своей орбите; но орбиты пролегают в непосредственной близости друг от друга и нередко, скрещиваясь, пересекаются. Мир в "драматических сценах" Пушкина, больше европейский, чем русский, вплотную придвинут к "бездне мрачной на краю" ("Пир во время чумы").
       Русского человека, по мысли Палеевой, волнует обыденное и основополагающее: история России и человека в России, чистота и мера власти и отношение к ней народа /"Борис Годунов"/. Коллизию "драматических сцен" Пушкина составляет формула "я и мир". Гоголь же, а затем Островский выводят новое конфликтное решение "я - в мире", а точнее, "я - в миру". В стихии гоголевского смеха низовое, народное смыкается с божественным: так "смеются боги в народной смеховой стихии" древне-русской комедии. У Островского, напротив, серьезно и строго будничное соединяется с возвышенным, а факты повседневного поведения персонажей связываются с их сокровенными духовными стремлениями. Это происходит на русских основании, где все человечно и значительно: обиды, страсти, мечты, недовольство жизнью и др.
       В исследованиях Палеевой личность является инструментом высокой внутренней силы. Ее Л.Толстой стремится дать отдельной душе то, что она может найти в глубоких истоках духовного существа; он указал, что идеалы могут проистекать не извне, не из материального мира, а из души. Многое из ядра народной души выступило в Чехове. Но он, по замечанию Палеевой, интеллигентно сузил тему, окрасив живую душу в национальные тона. Его основной вопрос: что такое русская жизнь в ее естественных формах, в ее тысячекратном многообразии? В теософской духовной жизни Запада существует наука, а в России ее место занимает личностная душа и личностный дух, не поддающийся, по мнению Палеевой, научному анализу.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:18:36 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"