Опалев Александр Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Опалев
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 18.10 Кто родился в этот год 1952 |
- специалист по этике и социальной философии; доктор философских наук, профессор
Род. в дер.Абросенки Кировской обл.
В 1975 окончил философский факультет МГУ, в 1979 - аспирант того же факультета.
С 1979 работал преподавателем, старшим преподавателем, доцент в военной академии.
В настоящее время - начальник кафедры философии и политологии Военной академии.
В кандидатской диссертации (1979) рассматриваются вопросы социального управления.
Докторская диссертация (1993) посвящена проблемам профессиональной этики.
Действительный член Международного педагогической Академии и Академии экономической безопасности РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ.
Научные интересы Опалева связаны с изучением нравственных проблем профессиональной деятельности, межличностных отношений, общественных ценностей, пределов допустимости различных видов принуждения, нравственного формирования личности, проблем теории безопасности.
В работах Опалева на основе социально-философского анализа общественных отношений обосновывается зависимость нравственного содержания духовного мира и отношений личности от социально-профессиональных условий его жизнедеятельности; исследуются конфликтные состояния личности и общества, возникающие в результате взаимодействия нравственных, политических и правовых ценностей.
Опалев делает вывод о конфликтогенности морали в сфере профессиональной деятельности. Конфликтогенность морали вытекает из двойственного характера социальной обусловленной потребности общества в данной форме регуляции. С одной стороны, мораль в сфере профессиональной деятельности несет на себе отпечаток потребностей и интересов определенной области социальной действительности, с другой - является выразителем интересов общества в целом, предъявляя к профессиональной деятельности определенные требования и устанавливая границы допустимого поведения.
Профессиональная сфера не только испытывает влияние общественной морали, но и сама влияет на нее, прежде всего на те нравственные регуляторы, которые воздействуют на входящие в эту сферу общественного отношения, что приводит к своеобразной трансформации этих регуляторов, их мимикрии и, в свою очередь, порождает комплекс противоречий. Наличие данной конфликтогенности влечет за собой компромиссный, "буферный", гомеостазисный характер профессиональной морали, что требует постоянной взаимокорректировки стихийно возникающих и сознательно внедряемых моральных норм и ценностей.
Говоря о пределах принуждения в обществе, Опалев вводит понятие нравственной допустимости, разводя его с нравственной оправданностью. Нравственную допустимость есть оценочная категория, которая обозначает объективно обусловленный компромиссный вариант морального выбора в ситуации конфликтного столкновения норм-идеалов, предполагающий возможность отступления от морального идеала и в случае многократного повторения приобретающий характер нормы-меры. Допустимое поведение занимает пограничное положение между идеальным и желательным (нравственно положительным) поведением, с одной стороны, и безнравственным (нравственно отрицательным) поведением - с другой. Нравственная допустимость - это симбиоз экономических, политических, правовых, нравственных и иных интересов, обусловливающий выбор данного поступка или поведения и придающий им нравственно положительное содержание, несмотря на отступление от нормы-идеала.
Рассматривая ценность как общественное отношение, Опалев выявляет объективные характеристики нравственной оценки, экстраполируя их на сферу политики и права.
В последние годы в круг его научных интересов вошли философско-методологические проблемы теории безопасности, в том числе безопасности духовной сферы. Особое внимание обращается на парадигмальные характеристики безопасности, критерии безопасности и их пороговые значения, за пределами которых происходит разрушение социальной системы, возникновение экстремальных социальных ситуаций (социальных потрясений, психических заболеваний, разрушение духовного единства нации и т.д.). Анализируя состояние безопасности духовной сферы современного российского общества, Опалев выявляет зависимости между изменениями в экономической и социально-политических сферах и изменениями в системе ценностей, менталитете, архетипических представлениях с позиций их влияния на национальную безопасность.
Опалев - ответственный редактор кн.: "Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов" (М., 1997; 2-е изд. - 1998, 1999) и "Обществознание" (М., 2000).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх