AZ-libr.ру

информационный портал





Огарёв Николай Платонович
[06.12.1813-12.06.1877]

  Другие персоны с фамилией Огарёв
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 06.12
Кто родился в этот год 1813

       - публицист, поэт, философ.
       Род. в Петербурге. Происходил из дворянской семьи.
       Идейное формирование О. началось под влиянием восстания декабристов.
       С 1830 - студент Московского университета. Увлекался социально-утопическими воззрениями Сен-Симона и его школы. Вместе с А.И.Герценом организовал политический кружок передовой молодежи. По решению царя Николая I за непозволительный образ мыслей в 1834 был арестован и после 9-месячного тюремного заключения с 1835 по 1839 находился в ссылке в Пензенской губ.
       В 1841-1846 был за границей (Германия, Франция, Италия); слушал лекции по философии и естественным наукам в Берлинском университете, посещая медицинскую школу в Париже.
       В 40-е же гг. вместе с А.И.Герценом вел борьбу со славянофилами.
       С 1846 жил в Пензенском имении, в 1850 подвергся кратковременному аресту.
       В 1856 эмигрировал в Англию. В Лондоне вместе с Герценом возглавил Вольную рус типографию, издавал "Колокол" (1857-1867). Участвовал в создании тайного общества "Земля и воля" 60-х гг. Активно поддерживал польское восстание 1863-1864.
       С 1865 жил в Швейцарии, в 1873 вновь переехал в Англию.
       Умер в Гринвиче, близ Лондона.
       В 1966 его прах был перевезен в Москву, на Новодевичье кладбище.
       Философские взгляды О. существенно изменялись в течение его жизни. В университетский период для Огарёва характерно рационалистическое идеалистическое мировоззрение. В период пензенской ссылки он стал тяготеть к мистике.
       В середине 40-х гг., высказывая свое несогласие с идеализмом в коренных понятиях, стал склоняться к материализму, усиленно изучать естеств. науки. Он писал: "Науку живого мира хочу я. Играние неопределенными словами метафизики мне противно. Логика - великое дело, как скелет мирового организма. Но я ее вне этого живого организма не понимаю и даже смотрю на нее с некоторой ненавистью, если мне ее выставляют как особь статью, равно и на людей, которые могут удовлетвориться абстракцией" (Избранные социально-политические и философские произведения. Т.II. М., 1956. С.374).
       Философские позиции Огарёва приближаются к взглядам А.И.Герцена. Он отстаивает идею внутреннего источника саморазвития предметов, называет "негацию" "душой самосотворения природы" и т.д. Считает физиологию достаточным основанием для объяснения как механизма, так и содержания мыслительных процессов.
       В дальнейшем Огарёв все больше критикует материализм, считая, в частности, его ошибкой то, что вещество принимается "за факт всесильный, за вещь an sich, которая вместе phenomenon и nounomenon" (Там же. С.44). Уже в 50-е гг. стал разделять ряд положений позитивизма О.Конта. Принял разделение истории мысли на теологическую, метафизическую и позитивную эпохи, противопоставлял позитивный метод "опыта и изучения природы" всей философии. К идеям социализма Огарёв обратился в 30-х гг. под влиянием революционных событий в Европе. Он истолковывает социализм как "новое христианство", акцентируя его нравственный аспект, проблемы свободы личности, героического подвижничества.
       В конце 30-х гг., став после смерти отца обладателем громадного наследства, Огарёв пытался осуществить собственный проект освобождения крестьян. За умеренный выкуп около 4 тыс. крестьян получили свободу; в распоряжение общины были переданы земля, луга, леса.
       В конце 40-х гг. в одном из своих имений он задумал преобразовать производство на основе вольнонаемного труда, которым заменил барщину. Убедившись в невозможности преобразования крепостничества таким путем, приходит к выводу о необходимости революционно-демократической борьбы с существующим строем.
       В 50-60-е гг. Огарёв вслед за Герценом развивает идеи крестьянского, "русского" социализма, ратуя за создание в России на основе общинного строя народного государства - федеративной республики самоуправляющихся общин. "В сущности, формы социализма могут быть разнообразны, а уже, конечно, не приведенные под один почти что казенный уровень", но "главная их точка отправления - это общинное... владение".

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 18:08:20 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"