Обрадович Сергей Александрович
|
Другие персоны с фамилией Обрадович
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 14.09 Кто родился в этот год 1892 |
[2.9(14.9).1892, Москва — 25.10.1956, Москва]
— поэт.
Родился в семье обрусевшего серба (отсюда — ударение в фамилии на втором слоге), талантливого
самоучки, ювелира, изготовлявшего заводные ключики к часам, книголюба и замечательного
рассказчика. Мать была перчаточницей. О своем детстве поэт писал в автобиографическом стихотворении
«Присказка» (1946): «Подмастерьем шестилетним / я с отцом за верстаком. / Он сказал, дымя цигаркой /
над сияющим кольцом: / — Этим камушком-сапфиром / сыты были б целый год. / Жили б мы с тобой, /
Серега, без нужды и без забот... / Стрекотал сверчок за печкой / Мать вздыхала в тишине. / Хлебца
корочку сестренка / клянчила в бреду во сне...».
В 1907 Обрадович закончил городскую начальную школу и пошел работать в типографию. «Слабый
физически,— писал Валериан Полянский,— он с трудом овладевал профессией, но все же к восемнадцати
годам стал мастером. В эти годы он вошел в рабочее движение...» (С.Обрадович. Избранные стихи /
предисл. В.Полянского. М., 1935. С.3).
С 1912 Обрадович посещает лекции в Народном университете им. Шанявского, в том же году в рабочем
журнале «Эхо» (№9) было опубликовано его ученическое стихотворение «К свету», затем перепечатанное
в газете «Правда». Тогда же он начинает сотрудничать в журнале «Огни», вскоре закрытом властями.
Участник Первой мировой войны, Обрадович воевал на Карпатских перевалах (май 1915), был ранен и
контужен. Настроенный пробольшевистски, Обрадович вел антивоенную пропаганду, организовал
братание с австрийцами, после чего ему пришлось скрываться от суда Временного правительства.
Октябрьская революция позволила Обрадович заниматься литературной работой вплотную.
В 1918 он вступает в студию московского Пролеткульта, участвует в редактировании журнала «Гудки».
Теоретики Пролеткульта понимали искусство в первую очередь как некую прикладную идеологию,
отсюда качество литературы, в основном поэзии, виделось им чем-то вторичным.
В начале 1920 Обрадович с В.Александровским, Г.Санниковым, В.Козиным и другими выходят из
Пролеткульта и образуют литературную группу «Кузница», просуществовавшую до 1931.
С 1920 по 1927 Обрадович работает заведующим литературным отделом «Правды».
С 1926 — консультант Литературного института им. А.М.Горького.
В 1927 Обрадович вместе с другими писателями, главным образом участниками «Кузницы», организовал
литературно-художественный альманах «Земля и фабрика» (ЗИФ), также просуществовавший до 1931. 1-й
номер альманаха вышел в сент. 1927 и был посвящен 10-летию Октябрьской революции.
Первый сборник стихов Обрадовича «Взмах» вышел в 1921. После этого Обрадовичем издано 24 сборника
стихотворения, напечатано несколько рассказов и повестей. Стихи Обрадовича входили в учебники,
хрестоматии и поэтические антологии. В известном издании И.С.Ежова и Е.И.Шамурина «Русская поэзия XX
века: Антология русской лирики первой четверти XX века» (М., 1925) творчество Обрадовича было
отнесено в разряд «пролетарские поэты», но в отличие от М.Герасимова, В.Кириллова,
В.Александровского, тем более А.Гастева, стихи Обрадовича более элегичны.
Одним из излюбленных поэтических приемов Обрадовича является как звукопись, так и вообще
своеобразное «звуковидение»: «И день пройдет; прошелестят, как мыши, / Часы вечерние в сентябре; /
Сойдутся сумерки толпой неслышной / И робко встанут у дверей». (1920). Поэт показывает стремительное
движение пешеходов и машин не с помощью долгой описательности, но при посредстве емкого звукового
штриха: «Шурша лощеною панелью, / Все так же Невский суетлив, / Цилиндр и смокинг заменив / Рабочей
кепкой и шинелью...» («Ленинград», 1938). Другой характерной для Обрадович творческой особенностью
стало стремление к перебою ритма в строфе, к нарушению классической традиции: «А на припеке шепотом
старух / День зашуршал капелью ранней. / Запел гудок, и подтянул петух. / Чудак петух: до вечера
горланил...» («Оттепель. И в комнате теплей...», 1922).
Обрадович прежде всего — лирический поэт, отсюда темы любви, природы, творчества с той или иной
степенью успеха совмещались с главными для тех лет политическими темами — революционной историей,
индустриализации, нового, социалистического города, противопоставляемого деревне. Так, в духе именно
пролетарской поэзии начинается стих. «Изба» (1921): «Сон беспросветный, / Беспробудный, древний, / С
метелями, под свист сверчка. / Тоска над смутною судьбой деревни, / Проселочная тоска...» — и через
несколько строф такие: «И так по-вешнему пахуч бензин. / На шумный клуб / Дед променял полати / Ушел,
ушел от воркотни лучин, / С глазастым солнцем сел в соседней хате...» Словно полемизируя с есенинским
«Сорокоустом» (1920), Обрадович видит в поезде, автомобиле или тракторе весеннего вестника «на
стальном коне». Город («Славлю Тебя, из гранита и стали, / Город великих начал и дорог...») у
Обрадовича имеет две истории, из которых одна, видимо, не без влияния Маяковского, изображалась в
«оскалах этажей», «обезумевших трамваях», «язвах и лохмотьях», «сытых ртах витрин», а другая —
«октябрьскою страницей двадцать пятой» открывает книгу бытия («Город» 1921). Тема любви у
Обрадовича словно стремится преодолеть свою вторичность в иерархии пролетарской поэзии. И хотя
любовь у поэта — это прежде всего материнство и детство, тем не менее в некоторых стихах ощутимо
присутствие некоторого эротизма, искренне и впечатляюще соединенного с апологетикой
действительности:«— Да здравствует... / И пить мы будем, /Ив битве смертной победим... / Дремучей
кровью крепнут груди / Под свитером твоим тугим / Ты мир готова, как ребенка, / Привлечь на грудь
свою, / И он, / Насытясь, засмеется звонко / В порозовевший небосклон...» («Бег на лыжах», 1930).
В то время когда слово «Россия» было изгнанным из печатной лексики и заменено словом «республика»,
Обрадович смело начинает с него стихотворение «1924», посвященное смерти Ленина («Россия... Как в
тысячелетье ином...», 1927), что опять же для пролетарских поэтов было нетипично. На поэзию
Обрадовича обратил внимание М.Горький. 3 апр. 1928 он писал ему из Сорренто: «Ваши стихи, Сергей
Александрович, я знаю; давно слежу за ростом Вашего дарования. С искренней радостью вижу, что в
книге "Поход" Ваше "мироощущение" расширилось и углубилось, что процесс "осознавания" Вами явлений
жизни развивается хорошо и непрерывно, о чем говорят мне, читателю, новые темы, обогащение
"лексикона", простота и четкость образов...» (М.Горький. Соч.: Т.30. М., 1955. С.89).
1920-е оказались в судьбе поэта наиболее яркими с точки зрения художественных поисков по сравнению с
последующими десятилетиями. Оттенок творческой горечи звучит в стихотворении «Замысел» (1935):
«...Я одинок. / И, как аптекарь строгий, / Я мысль кладу и слово на весы <...> Мир распадается,
приобретая форму / Жилплощади обычной... / Мгла. / Мир распадается, теряет слово. / Уж полночь. Ты
изнемогла...». Публицистические стихи середины 1930-х («Баллада о неизвестном солдате, зарытом в
могиле на площади Парижа в 1918 году», 1918; «Бригадир», 1932; «Москва», 1936 и др.) в сущности все
более и более становились стихотворными (несмотря на разнообразие ритмического рисунка)
иллюстрациями к «Правде» и «Известиям»: «Шагает хозяйкою по борозде, / По стропилам лучистым
всходит,— / И всюду люди поют о труде, / Поют о партии, о вожде, / О строителе и садоводе...»
(«Баллада о весне 1933 года»).
В статье «Как не надо писать» (Литературная учеба. 1939. Нояб. (11). С.75-86), предостерегая молодых
поэтов от неточностей, умозрительности, декларативной жизнерадостности, говоря об опасности для
поэта зарифмовывать прозаические фразы, Обрадович словно обращается к себе самому. Так, в двух
строфах, посвященных 60-летию Сталина, Обрадович сливается с гулом поздравительных стихотворных
штампов: «Как рукопожатье друга в бою, (выделено.— В.П.) / Немеркнущей в бурную ночь маяк, / Как
знамя мира — в каждом краю / Слово Сталин на всех языках. / И шепчет сыну над зыбкою мать: / — Ты
слышишь?.. Освобождая народ, / Красная Армия — грозная рать / — С именем Сталина в бой идет» (Новый
мир. 1939. №12. С.139).
Стихи военных лет также не стали поэтическим открытием в творчестве Обрадовича: здесь и «отеческий
взгляд» на воинов, идущих в бой, и «в серой шинели Сталин», ведущий на рассвете в атаку гвардейцев,
героическая работа в тылу, интернациональная дружба — все это было стихотворным, гражданским, но
не поэтическим обращением к читателю. На этом фоне выиграло стих. «Сожженные отстроят города...»
(1945), посвященное Победе. Выдержанные в классической форме, четыре строфы посвящены надежде на
счастье, радости открытия истины, которую народ увидел «Еще яснее в мире затемненном...»,
неповторимости торжества тех майских дней.
После войны Обрадович занимался переводческой работой. С белорусского им были переведены Янка
Купала, Петрусь Бровка, Катусь Киреенко; с украинского — Андрей Малышко; с чувашского — Яков Ухсай,
Петр Хузангай; с киргизского — Калык Акыев, Алыкул Осмонов, Аалы Токомбаев; с татарского — Фатых
Карим, Муса Джалиль. Неоценимым остается его участие в переводе кабардинского эпоса «Нарты». В
позднем творчестве поэт снова обращается к теме любви, которая, как и в произведениях 1920-х,
раскрывается через лирическое «Я», а не газетно-отстраненное «мы», тем самым возвращая дух
проникновенности и доверительности, с которым Обрадович начинал свой поэтический путь: «Краткое,
как вздох, одно лишь слово / Ты мне прошептала в этот вечер... / Помнишь: сорок лет тому назад / Уходил
на фронт во тьму солдат...» («Что со мною было в этот вечер...», 1953).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх