Новицкий Орест Маркович
|
Другие персоны с фамилией Новицкий
Другие персоны с именем Орест Кто родился в этот день 07.02 Кто родился в этот год 1806 |
- философ, психолог.
Род. в с.Пылыпы Новоград-Волынского уезда Волынской губ. (ныне Чудновский р-н Житомирской обл.); из семьи священника (дворян).
Обучался в Киевской Духовной академии, где слушал лекции по философии на латинском языке у И.М.Скворцова; окончил Академию в 1831.
Был назначен в Полтавскую (в г.Переяславе) семинарию профессор философии. Переведен вскоре в Киев, был бакалавром польского языка, затем - по философии.
Приглашен читать философию в Киевский университет Святого Владимира с 1834 (одновременно продолжая работать в Духовной академии).
С 1835 - экстраординарный профессор университета по кафедре философии, с начала 1837 - ординарный профессор. Его профессорскую речь, произнесенную в университете 15 июля 1837, Г.Г.Шпет назвал первым русским философских произведением, написанным с истинно философским вкусом, чутьем и сочувствием пониманию задач философии как своего рода единственного и незаменимого вида культурного творчества. Избирался деканом 1-го отделения философского факультета. Преподавал нравственную философию, психологию, логику, историю философии.
В начале 1850 из университета были уволены все русские преподаватели философии, в том числе Новицкий.
В течение последующих 20 лет работал в цензурном ведомстве. Вышел в отставку в декабре 1869 за выслугой 35 лет.
До конца жизни жил в Киеве.
В теоретических воззрениях стоял на позициях философского неортодоксального православия. Испытал сильное влияние немецкой классической философии, особенно Фихте и Канта. Философия, по мнению Н., является наукой наук и имеет своим содержанием всеобщие формы и законы бытия. Последние заложены в глубинах нашего собственного духа и открываются средствами философского познания. Однако этот процесс имманентного философского самопознания лишь доказывает, по Новицкому, наличие чего-то изначально духовно высшего и бесконечного, а именно идеи Бога. За философию должны быть признаны самостоятельность и свобода мышления, ибо за естественной верой должна обязательно следовать истинная разумная рефлексия.
Философия, по Новицкому, требует непреходящего и вечного, а вечное отражается только в идеях. Философия обращена к непреходящему, которое постигается не в чувственном познании и не в формально-логической "разделяющей" деятельности рассудка, но только в разуме. Созерцания разума - идеи, независимые от низших познавательных способностей, но и не "врожденные", а происходящие от соприкосновения духа с миром сверхъестеств.
Основные идеи разума - идеи истинного, благого и прекрасного. Три фазиса развития идей составляют три главных момента развития самой философии. В соответствии с предметами нашего сознания (я, не-я и Бог) в философии должны быть следующие направления: "наукообразное" развитие явлений и законов внешнего мира и законов познающего духа, умозрительное и притом опытное развитие законов внешнего мира и объединение этих противоположностей в высшем их начале. Осуществление третьего направления, считал Н., принадлежит русскому народу. Тут должен выразиться дух народа: примерное благочестие, глубокая преданность отечеству и царю - главные черты русского характера и духа. Только с выражением их может создаться самобытная философия.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх